Разбой в уголовном законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

После обретения Казахстаном государственной независимости возникла острая необходимость в коренной перестройке всей правовой базы, на которой строится жизнь суверенного государства и всех его граждан. В этом отношении сделано уже немало: разработано и внедрено значительное количество законов и указов, Все эти законодательные акты глубоко проработаны ведущими учеными-правоведами и юристами-практиками республики, а важнейшие из них, как, например, Основной Закон — Конституция Республики Казахстан, получили всенародное одобрение на республиканском референдуме.

Файлы: 1 файл

курсовая уг Ертаева Дана.docx

— 104.18 Кб (Скачать файл)

Кроме того следует отметить критерии разграничения вымогательства, совершенное с применением насилия и разбоя. Разница состоит в том, что физическое насилие при грабеже и разбое направлено непосредственно на отобрание имущества у потерпевшего. При вымогательствеже физическое насилие является лишь формой выражения психического, подкрепляя собой угрозу применить более серьезное насилие в случае невыполнения требований вымогателя.

Таким образом, при отграничении вымогательства от грабежа и разбоя следует учитывать, что если при грабеже и разбое насилие является средством завладения имуществом или его удержания, то при вымогательстве оно подкрепляет угрозу. Завладение имуществом при грабеже и разбое происходит одновременно с совершением насильственных действий либо сразу после их совершения, тогда как при вымогательстве умысел виновного направлен на получение требуемого имущества в будущем.

Если же вымогательство сопряжено с непосредственным изъятием имущества потерпевшего, то при наличии реальной совокупности преступлений эти действия должны дополнительно квалифицироваться в зависимости от характера примененного насилия как грабеж или разбой.

 

4.2 Отличие бандитизма  от вооруженного разбоя

Наибольшую трудность на практике вызывают случаи отграничения от бандитизма насильственно-корыстных посягательств и, прежде всего, вооруженного группового разбоя. Особенно это сложно сделать, в частности, в том случае, когда разбойные нападения совершаются организованной группой с применением оружия. В связи с тем, что оба состава преступления являются усеченными, возникает необходимость точно определить, какие именно признаки элементов состава относятся к бандитизму, а какие — к разбою. Сложность состоит в том, что и бандитизм, и указанный вид разбоя имеют много сходных признаков.

Разграничение бандитизма и вооруженного разбоя, совершенного организованной группой, — довольно старая проблема в теории уголовного права.

В настоящее время и среди ученых нет единства во взглядах на этот вопрос. В учебнике уголовного права, изданном Саратовским юридическим институтом МВД России совместно с Саратовской государственной академией права в 1999 году, авторы разных глав решают его неодинаково.

Так, автор главы о преступлениях против собственности Г.Верина считает, что грань между разбоем и бандитизмом практически стирается, если разбой совершает организованная группа (особо квалифицирующий признак), оснащенная оружием. Таким образом, автор признает, что разграничить бандитизм и разбой в этих случаях практически невозможно.

В главе этого же учебника о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка, написанной А. Красиковым, делается попытка разграничить рассматриваемые составы. Автор считает, что по действующему УК названные преступления все же возможно различить по ряду признаков: бандитизм — это всегда применение оружия, а разбой может быть совершен и без оружия; разбой может быть совершен одним лицом, а бандитизм — только вооруженной группой; при разбое, в отличии от бандитизма может применяться не только оружие, но и другие предметы, используемые в качестве такового; специальным признаком банды является создание вооруженной группы для совершения нападений; и в отличие от группы разбойников банда — это устойчивая группа.

Предпринятая А. Красиковым попытка разграничить бандитизми разбой, совершенный организованной вооруженной группой, представляется не вполне удачной. Дело в том, что, обозначив в начале одну проблему, в ходе аргументации он произвел подмену тезиса: первоначально проблема была обозначена как необходимость отличать бандитизм от вооруженного группового разбоя, а доказывание идет другого тезиса — отличие бандитизма от разбоя вообще. Кроме того, в рассуждениях содержится принципиальная ошибка, заключающаяся в том, что А.Красиков считает, что в отличие от группы разбойников банда — устойчиваягруппа, а группа разбойников, продолжая мысль автора, устойчивой быть не может. Эта позиция нуждается в дополнительных разъяснениях.

Так можно ли в принципе отграничить бандитизм отвооруженного разбоя, совершенного организованной группой? Чтобы разрешить этот вопрос, следует проанализировать сходство и различия указанных составов. В начале о сходстве. Первое из них основано на значительном совпадении объективной стороны обоих преступлений. Как разбой, так и бандитизм — это нападение на граждан или организации, связанное с применением насилия или угрозой его применения. Второе сходство заключается в том, что группа разбойников и банда с точки зрения действующего уголовного закона представляет собой организованную группу. Банда и вооруженная организованная группа, совершающая разбой, как организованные группы обладают устойчивость личного состава и заранее объединились для совершения преступлений.

Быков В. рассматривает различия банды и вооруженной организованной группы, совершающих разбой.

По мнению Быкова В. данное разъяснение мало, чем помогает отличить банду от вооруженной организованной разбойной группы. Ранее уже показано, что такие признаки, как вооруженность и цели создания — совершение нападений на граждан и организации, в этом случае, как у банды, так и у вооруженной организованной группы, совершающей разбой, практически совпадают.

Анализируя сложившуюся ситуацию, Быков В. приходит к выводу, что разграничить банду и вооруженную организованную группу, совершающие разбойные нападения, совершенно невозможно. Поэтому следует признать, что разбой, совершенный организованной и вооруженной группой, — это и есть бандитизм. Если разбой совершен приналичии таких квалифицирующих признаков, как применение оружия [4, ч.2 ст.192] и совершение организованной группой [4, п.«1» ч.4 ст.192], то его следует квалифицировать как бандитизм. Предлагаемый подход позволит прекратить длительные дискуссии по этому вопросу и облегчит квалификацию указанных преступлений в следственной и судебной практике.

Разграничение между бандитизмом и разбоем, совершенныморганизованной группой с применением оружия, можно проводить и по субъекту преступления. Уголовной ответственности за бандитизм подлежат лица, которым на момент совершения преступления исполнилось 16 лет. Лица, не достигшие этого возраста, в случае участия в банде подлежат уголовной ответственности за фактически содеянное. Субъект разбоя — общий (с 14 лет)

Бандитизм в отличие от разбоя считается оконченным преступлением с момента организации вооруженной банды, независимо от того,совершила ли она хотя бы одно нападение или нет. А факт участия в организованной группе, созданной для совершения разбоя, но еще не исполнившей ни одного нападения, следует рассматривать как приготовление к совершению разбоя.

 

Заключение

Итак, разбой – это нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Разбой – это преступление двухобъектное; то есть одновременно посягает на отношения собственности и на здоровье человека, причем при равнозначности данных объектов посягательству на собственность придается приоритетное значение.

Разбой представляет собой особо опасное преступное посягательство с высокой степенью общественной опасности, исходя из этого аспекта и некоторых других законодатель устанавливает ответственность для физических вменяемых лиц, достигших 14-летнего возраста. К субъективным признакам разбоя относится наличие корыстной цели, которая реализуется в виде получения виновным фактической возможности владеть, пользоваться и распоряжаться похищенным имуществом, как своим собственным, и прямого умысла, при котором виновный не только осознает общественную опасность совершенных им действий и предвидит их общественно-опасные последствия, но и желает совершить именно такие действия, причиняющие имущественный ущерб потерпевшему. Говоря об объективной стороне, необходимо подчеркнуть, что покушение на разбой невозможно, преступление считается оконченным с момента нападения в целях завладения чужим имуществом, применённого с насилием или угрозой применения такого насилия, нет необходимости помимо указанного действия ещё и завладевать имуществом для того, чтобы считать преступление оконченным. При разбое нападение и следующее за ним насилие (угроза) составляют органическое единство двух агрессивных неразрывных актов, субъективно объединенных единой целью - хищением чужого имущества. Насилие используется исключительно, как средство достижения корыстной цели. При оценке тяжести совершаемого насилия, следует учитывать наступившие последствия и его интенсивность, продолжительность, способ применения, а также оружие преступника.

Кроме простого разбоя, Уголовный кодекс РК предусматривает такие квалифицирующие признаки данного деяния, как разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище или в крупном размере; организованной группой; в целях завладения имуществом в особо крупном размере; с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Уголовный кодекс РСФСР 1992 г.
  2. Уголовный кодекс КазССР 1959 г.
  3. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-I (утратил силу, за исключением статьи 51)
  4. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V (с изменениями и дополнениями от 07.11.2014)
  5. Борзенков Г.Н. Преступления против собственности // Курс уголовногоправа. В 5 т. Т. 3. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова и В.С.Комиссарова. М., 2002. 
  6. Ветров Н.И. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов. М.,2000.
  7. Ляпунов Ю.И. Преступления против собственности // Уголовное право.Особенная часть: Учебник / Под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова. М., 1998. 
  8. Шарапов Р. Д. Физическое насилие в уголовном праве. СПб.: Юридическийцентр Пресс, 2001.
  9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Издательство АН СССР, 1974.
  10. Абельцев С.Н. Характер насилия и корыстные мотивы преступлений противличности. М., 1997.
  11. Жукенов А.Т. Квалификация хищений: Теория и судебная практика. А., 1998.
  12. Козаченко И.Я.: Ю.М.Каракетов. "Ответственность за разбой по уголовному законодательству". Ташкент, 1990г. // Государство и право, N5, 1992г., с.155
  13. Нафиков М. "К понятию кражи с проникновением в жилище". // СЮ, N2, 1993г., с.9
  14. Владимиров В.А., Ляпунов Я.И. "Ответственность за корыстные посягательства на соц. собственность". М, 1986 г.,с.193
  15. Бюллетень Верховного Суда СССР, 1986г. N6 с.5
  16. Кригер Г.Л. "Ответственность за разбой". М., 1968 г., с.35

 


Информация о работе Разбой в уголовном законодательстве