Проблемы отграничения захвата заложника от похищения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – на основе анализа действующего законодательства и практики его применения, существующих теоретических разработок и рекомендаций раскрыть значение, проблемы правовой регламентации захвата заложника и применения соответствующих норм.
Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи:
- изучение и исследование норм действующего и старого законодательства, регулирующих захват заложника, в том числе их развитие;
- исследование уголовно-правовой характеристики захвата заложника, его объективных и субъективных признаков;
- анализ критериев добровольности при решении вопросов освобождения от уголовной ответственности за захват заложника;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..….3
ГЛАВА I. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАХВАТА ЗАЛОЖНИКА……………………………..………………………………….…6
Развитие нормы об ответственности за захват заложника в российском законодательстве……………………………..……..…6
Объект и объективная сторона захвата заложника……….………10
Субъект и субъективная сторона захвата заложника………….….30
Критерии добровольности освобождения от ответственности за захват заложника………………………………………………….…39
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ОТГРАНИЧЕНИЯ ЗАХВАТА ЗАЛОЖНИКА ОТ ПОХИЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…….59

Файлы: 1 файл

захват заложников.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Для характеристики объективной стороны захвата  заложника необходимо учитывать некоторые теоретические положения учения об объективной стороне. В теории уголовного права объективная сторона преступления рассматривается двояко: как динамическое и как статическое явление. В первом случае под данным элементом состава преступления принято считать процесс общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы, воспринимаемый с его внешней стороны, с точки зрения последовательного развития тех событий и явлений, которые начинаются с преступного действия (бездействия) лица и заканчиваются наступлением преступного результата1. Во втором случае под объективной стороной преступления понимается совокупность признаков, характеризующих внешний акт конкретного общественно опасного посягательства на охраняемый объект. Этот подход в уголовном праве является преобладающим2.

Таким образом, объективная сторона преступления - это совокупность объективных признаков, характеризующих внешнюю сторону  общественно опасного деяния, посягающего  на охраняемые уголовным законом общественные отношения, и его последствия. В общем виде она представляет собой внешнее проявление преступления; ее характеризуют существенные типичные признаки, отраженные в законе обобщенно; эти признаки являются социально значимыми, выражающими общественную опасность преступления; данные признаки юридически значимы, т.е. предусмотрены уголовным законом.

Объективная сторона  рассматриваемого состава преступления носит сложный характер и выражена в активных действиях виновного  в захвате заложника (заложников) или его (их) насильственном удержании с предъявлением требований третьей стороне (государству, организации, частному лицу).

Захват заложника - противоправное насильственное ограничение  свободы хотя бы одного человека, совершенное  открыто или тайно, затем, как правило, с открытым сообщением об этом, с выдвижением условий освобождения. Захват заложника, квалифицируемый по ч. 1 ст. 206 УК, сопровождается насилием, не опасным для жизни или здоровья, не повлекшим последствий, предусмотренных в ст. 115 УК РФ. При этом захват возможен и без применения насилия, когда заложник завлекается с помощью обмана на место его удержания.

Удержание заложника  означает насильственное воспрепятствование возвращению ему свободы, содержание его в ограниченном пространстве (помещении, автомобиле, лесу и т.п.), которое он (заложник) не может самостоятельно покинуть.

Таким образом, способы захвата и удержания  могут быть различными: тайные, открытые, сопровождающиеся насилием, не опасным  для жизни и здоровья (нанесением ударов, связыванием, причинением побоев), либо с применением психического насилия (угрозами убийства, причинения вреда здоровью, уничтожением либо повреждением имущества).

Так, желая отомстить  за смерть родных, погибших во время  боевых действий в Чечне, Руслан Р., вооружённый двумя гранатами с выдернутой у одной из них чекой и 20-литровой канистрой бензина, захватил автобус с 36 пассажирами. По приезде в аэропорт он объявил пассажиров заложниками и потребовал 100 тысяч долларов и встречу с представителями власти. В результате переговоров со случайно оказавшимся на месте депутатом М. Руслан Р. Согласился обменять заложников на депутата и ещё троих мужчин с условием, что они отвезут его на границу с Чечней и передадут 65 миллионов рублей. В родном из городов на границе Руслан Р. Отпустил депутата и остальных заложников и с деньгами ушёл на территорию Чечни1.

Как следует  из данного примера, был совершён захват с последующим удержанием лиц в качестве заложников, перемещением их в другое место, выдвижением условий, соединённый с применением психического насилия, выражающегося в угрозе убийством.

Указанные в диспозиции статьи действия (захват и удержание) являются альтернативными и для квалификации данного преступления не требуется наличие в них последовательности (вначале захват и в последующем удержание). Между тем, захват и удержание различаются между собой. При захвате совершаются противоправные действия, связанные с завладением человека и последующим насильственным ограничением его свободы. При удержании осуществляется противоправное насильственное воспрепятствование выходу заложника на свободу из того места, где он сначала оказался по собственной воле. Другими словами, при удержании отсутствуют меры по завладению, тогда как захват включает в себя таковые.

Захват заложника - длящееся преступление с формальным составом, признается оконченным с момента, когда потерпевший фактически лишается свободы. Неудавшаяся попытка захватить заложника квалифицируется как покушение на преступление. Оконченным данное преступление будет и в том случае, если лицо удерживает (т.е. препятствует освобождению) уже захваченного другими лицами заложника независимо от продолжительности удержания.

Таким образом, законодатель сконструировал объективную  сторону рассматриваемого преступления как «захват или удержание» лица в качестве заложника, указав тем самым, что для наличия оконченного преступления необходимо совершить хотя бы одно действие: захватить или удержать заложника. Кроме того, в соответствии с диспозицией ст. 206 УК РФ обязательным элементом захвата заложника является выдвижение лицом, совершившим преступление, требований к указанным в законе третьим лицам.

В ч. 2 ст. 206 УКРФ предусмотрены квалифицированные виды захвата заложника: группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ); с применением насилия, опасного для жизни или здоровья;  с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; в отношении заведомо несовершеннолетнего; в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; в отношении двух или более лиц; из корыстных побуждений или по найму.

Совершение  преступления группой лиц по предварительному сговору означает участие в нем  двух или более лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления (ч. 2 ст. 35 УК РФ). Предварительный сговор обеспечивает более высокую степень взаимодействия между соучастниками. Соучастники заранее, до начала совершения преступления, договариваются о совместности своих действий, о месте и времени, о способах и средствах совершения преступления. Однако и такая группа не образует прочных связей между соучастниками, соорганизованность действий всех соучастников обеспечивается только на время совершения преступления, после чего группа распадается.

Особенность данного признака применительно к анализируемому составу состоит в том, что по нему несут ответственность только соисполнители (лица, полностью или частично выполнившие объективную сторону преступления), которые объединили свои усилия до совершения действий, входящих в объективную сторону захвата заложника. Данный признак будет иметь место в случаях, когда один захватывает лицо в качестве заложника и передаёт ему для его удержания, тем самым выполняя часть объективной стороны. В случае, когда один из них полностью предоставляет орудия и средства совершения преступления, то имеет место соучастие (ст. 33 УК РФ).

К насилию, опасному для жизни и здоровья, относится  причинение лёгкого, средней тяжести  и тяжкого вреда здоровью. К  данному насилию  можно отнести  также и угрозу его применения1.

Признаками лёгкого вреда здоровью являются кратковременное расстройство здоровья, т.е. временная утрата трудоспособности продолжительностью не свыше 3 недель (21 дня); незначительная стойкая утрата общей трудоспособности, т.е. стойкая утрата общей трудоспособности от 5 до 10%.

Средней тяжести  вред здоровью описывается в законе с помощью двух групп признаков: а) негативных - вред здоровью, не опасный для жизни и не повлекший последствий, указанных в ст. 111 УК РФ; б) позитивных - вред здоровью, вызвавший длительное расстройство здоровья (т.е. непосредственно связанные с повреждением последствия) продолжительностью свыше 3 недель (более 21 дня) или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на треть (от 10 до 30% включительно).

Медицинские характеристики тяжкого вреда здоровью закреплены в УК РФ и включают: а) опасный для жизни вред здоровью, который определяется способом причинения; б) причинение конкретно обозначенного в законе последствия; в) значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на треть; г) заведомую для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности.

Не требуют  самостоятельной квалификации угрозы убийством или причинением тяжкого  вреда здоровью при захвате заложника  или его удержании, высказываемые  как представителю власти или общественности, так и захваченному лицу. Умышленное убийство заложника либо причинение вреда его здоровью квалифицируются самостоятельно по совокупности со ст. 206 УК РФ.

Применительно к признаку «захват заложника с применением  оружия или предметов, используемых в качестве оружия» следует учитывать положения Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»1, в котором даётся законодательное определение оружия, раскрываются его виды и содержание понятия «иные предметы, используемые в качестве оружия».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, а также основные части оружия, определяющие его функциональное назначение. В этой связи к оружию не относятся предметы хозяйственно-бытового назначения или орудия ремесленного промысла (ножи, вилы, топоры, бритвы, стамески, напильники и т.д.), которые могут быть использованы при совершении различных преступлений. Вместе с тем, если такой предмет специально приспособлен (путём обработки) для причинения вреда здоровью или убийства, то он превращается в оружие.

К оружию не относятся  изделия, сертифицированные в качестве предметов хозяйственно-бытового и  производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные  с оружием.

 Иные предметы, используемые в качестве оружия, - предметы, которыми может быть причинён вред здоровью человека. При этом не имеет значения, оказался это предмет на месте преступления или виновный подготовил его заранее.

Применение оружия или  предметов, используемых в качестве оружия, выражается как в реальном применении указанных для причинения вреда здоровью потерпевшего или иных лиц, так и в психическом воздействии на этих лиц путём угрозы, выстрела в воздух, демонстрации оружия и т.п.

Например, в 1994 г. Т., имея при себе огнестрельное оружие и боеприпасы, скрываясь от преследовавших его сотрудников милиции, ворвался в одну из квартир по улице Матросова г. Красноярска, где применил угрозу насилия к жильцам данной квартиры. Угрожая взорвать гранату, он потребовал крупную денежную сумму и автомобиль. Во время проведения задержания Т. взорвал гранату, причинив вред здоровью бойцу группы захвата1.

Следует заметить, что при захвате заложников применяется различное оружие: огнестрельное, холодное, различные взрывные устройства или их имитация. В случаях захвата заложников путем обмана или злоупотребления доверием оружие может не применяться, однако во всех других случаях совершения преступления, предусмотренного ст. 206 УК РФ, оружие применяется непосредственно для причинения вреда здоровью либо демонстрируется одновременно с угрозами его применить. Анализ уголовных дел, проведённый ВНИИ МВД России показал, что 55,3% захватов заложников совершаются с применением различных колюще-режущих предметов, не признанных криминалистической экспертизой холодным оружием (это различные заточки, предметы бытового назначения, самодельные ножи), а также различных предметов, способных причинить телесные повреждения (осколки стекла, ломы, металлические прутья, различные самодельные взрывные устройства); 48,9% захватов осуществляется с применением холодного оружия; 4,5% - без применения оружия и 4,2% - с применением огнестрельного оружия2.

 

 

 

Таб. 1. Характеристика удельного веса захвата заложника, совершённого в применением различных видов оружия в общей массе данного посягательства

 

 

Захват  заложников

Удельный вес захвата заложника с применением различного видов оружия

С применением  различных колюще-режущих предметов, не относящихся к холодному оружию        
С применением холодного оружия  
С применением огнестрельного  оружия                          
Без применения оружия         

 
 
55,3% 
48,9% 
4,2% 
4,5%


 

Поэтому законодатель верно указал в ст. 206 УК РФ такое  квалифицирующее обстоятельство, как «с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия». Как верно подметил В.И. Сахаров, в этих случаях установление судом факта применения при совершении преступления оружия или в качестве такового другого предмета может оказать решающую роль для признания наличия в действиях лица признаков соответствующего преступления1.

Отсюда следует  вывод о целесообразности дополнения п. «г» ч. 2 ст. 206 УК РФ указанием на использование боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, что будет более логично и обоснованно отражать сущность данного преступления. Вместе с тем дополнение указанного перечня будет соответствовать содержанию и смыслу ст. 222 УК РФ, предусматривающей ответственность за незаконные действия с указанными предметами, представляющими повышенную ответственность для общества.

Кроме этого, в  ч. 3 ст. 206 УК РФ необходимо внести дополнение следующего содержания: «... с использованием оружия массового поражения, в том числе химического и бактериологического», - которое соответствует реалиям сегодняшнего дня. Указанные разновидности источников причинения вреда жизни и здоровью людей в современный период получили достаточно широкое распространение, в том числе в силу своих поражающих свойств и способностей, что обусловлено высоким уровнем развития научных достижений. Недооценивать и не учитывать данное обстоятельство нельзя.

Норма о захвате заведомо несовершеннолетнего заложника (п. «г» ч. 2 ст. 206 УК РФ), женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «д» ч. 2 ст. 206 УК РФ), может быть применена в тех случаях, когда виновному достоверно известно в первом случае о несовершеннолетии, во втором - о состоянии беременности заложницы.  Если виновный заблуждался относительно указанных обстоятельств, то ответственность наступает по правилам фактической ошибки. Так, если у виновного усматривается неопределённый умысел, в том числе на возраст потерпевшего, то ответственность наступает за фактически совершённое преступление, т.е. за захват заведомо несовершеннолетнего.

Информация о работе Проблемы отграничения захвата заложника от похищения человека