Общие начала назначения наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2009 в 23:39, Не определен

Описание работы

Данная тема курсовой работы довольно актуальна не только в настоящее время, но и в любой период исторического цикла, ведь определить виновность человека в преступлении и назначить ему за это деяние наказание очень сложная и противоречивая уступка разума. Для правильного применения санкции к виновному лицу, нужно обладать всей полнотой информации о личности преступника и обстоятельствах совершения преступления. Поэтому в уголовном праве разработаны понятия общих начал назначения наказания

Файлы: 1 файл

Курсовая- Общие начала назначения наказания..doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

     Суд назначает более мягкое наказание, чем предусмотрено соответствующей статьей Особенной части при исключительных обстоятельствах (ст. 64 УК РФ).

     Эти правила, таким образом, существенно  снижают нижний предел санкции, смягчая  срок (размер) наказания до минимального, установленного уголовным законом  для соответствующей меры принуждения (например, двух месяцев применительно к лишению свободы), либо включают в санкцию более мягкий вид наказания, либо выводят дополнительное наказание из разряда обязательных. При этом суд самостоятельно избирает форму смягчения наказания (форму трансформации санкции) и назначает наказание в новых (измененных) пределах.

     Итак, суд назначает наказание в  пределах соответствующей статьи Особенной  части с учетом положений Общей  части УК РФ, в том числе – корректирующих эти пределы.

     Таким образом, требование учета положений Общей части уголовного кодекса является одним из фундаментальных общих начал назначения наказания. Уголовно-правовые правила смягчения наказания содержатся именно в Общей части уголовного кодекса, и уже поэтому предусмотренные законом способы смягчения уголовных мер принуждения не могут противоречить, а равно быть исключением либо дополнением к общим началам назначения наказания. 

     Большинство нарушений, связанных с применением наказания, включая санкции норм уголовного закона, объясняется плохим знанием некоторых положений, предусмотренных именно Общей частью уголовного законодательства.

     Наказание назначается в полном соответствии с требованием соблюдения пределов санкции, содержание последних в  Особенной части УК соответствует уголовно-правовой оценке характера и степени общественной опасности оконченного преступления и не учитывает иные обстоятельства, такие как прерванность деяния, наличие рецидива, присутствие исключительных обстоятельств, специальные признаки субъекта преступления.

    Что же касается принципов назначения наказания, то к ним в различные времена  относили социалистическую законность, социалистический гуманизм, социалистический демократизм, социалистическое правосознание, индивидуализацию наказания и наказуемость за общественно опасную деятельность; законность наказания, его обоснованность, соответствие наказания опасности преступления, соответствие наказания опасности преступника (индивидуализация наказания) и справедливости; наказуемость  за деяния, заключающие в себе состав преступления и принцип индивидуализации и справедливости наказания; законность, обоснованность, гуманность, индивидуализацию, справедливость наказания; законность наказания, его определённость в судебном приговоре, обоснованность и обязательность его мотивировки в приговоре, гуманность, индивидуализация, справедливость; дифференциацию, индивидуализацию, целевого устремления и экономии мер уголовной ответственности и наказания5.

     Не  вдаваясь в рассмотрение каждой позиции, отметим, что для всех вышеизложенных точек зрения общим является то, что все они к  числу принципов относят положения, конкретизирующие или развивающие законодательно закрепленные принципы уголовного права относительно института назначения наказания.

    Признавая содержательное различие понятий, мыслимых под именами «общие начала назначения наказания» и «принципы назначения наказания», считается, что их разграничение должно осуществляться не только путем уточнения признаков понятий, но и систематизации их употребления в праве.

    В этой связи целесообразным видится замена в ст. 60 УК РФ термина «общие начала назначения наказания» на понятие «правила назначения наказания», которое наиболее полно отражает правовую сущность явления.

     Кроме того, допускаем возможность введения новой статьи 60.1 в  УК РФ, - «Принципы назначения наказания» следующего содержания: «Суд при назначении наказания должен основываться на принципах индивидуализации, экономии мер принуждения и целенаправленности наказания» с дальнейшим ее толкованием на уровне постановлений Пленума Верховного Суда РФ6.

     Как было сказано выше общие начала назначения наказания соответствуют основополагающим принципам уголовного закона, к ним относятся: принцип законности назначения наказания, принцип справедливости назначения наказания, которые будут рассмотрены более подробно в следующих главах данной курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.

Законность  назначения наказания. 

      В уголовном праве Российской Федерации, как и в уголовном праве  любого цивилизованного и правового  государства, существует понятия принципа законности. В соответствии со ст. 3 УК РФ преступность деяния, а также его наказуемость и иные правовые последствия определяются только действующим уголовным кодексом; применение уголовного закона по аналогии не допускается, это означает, что если совершенное деяние не предусмотрено уголовным законом, то его нельзя отнести к преступлению.

      Данное  определение исключает применение аналогии не только в отношении норм Общей, но и Особенной части УК РФ. Оно также дает ответ на вопрос о компетенции разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, а именно: новых уголовно-правовых норм эти акты не содержат.

      Во-вторых, идея, выраженная в указанном положении, выражается в том, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

      В-третьих, лицо, признанное виновным в совершении преступления, несёт обязанности и пользуется правами, установленными законом. Это положение в большей степени относится к стадии исполнения обвинительного приговора. Суть его состоит в том, что в этой стадии уголовного процесса права и обязанности должны фиксироваться на уровне закона, а не инструкции или иных подзаконных актов.

      В-четвертых, хотя все правоприменительные органы вправе толковать уголовный закон в пределах своей компетенции, его содержание следует понимать в точном соответствии с текстом закона. Это означает, что пробелы в праве, а также поправки действующего уголовного законодательства не могут производиться посредством распространительного или ограничительного толкования закона, а должны осуществляться путем издания нового уголовного закона7.

      Принципу  законности, как и должно быть, подчиняются  все общие начала назначения наказания. Суды в первую очередь должны руководствоваться именно этим принципом и в соответствии с ним назначать своё законное наказание для исправления виновного нарушителя общественного порядка, преступника.

      Исходя  из принципа законности, следует отметить, что наказание назначается в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части уголовного кодекса Российской Федерации.

      Это положение обязывает суд прежде всего правильно квалифицировать  преступление, т.е. в обвинительном  приговоре указать, какой статьей (ее частью, пунктом, если они имеются) УК предусмотрено совершенное преступление.

      Конечно, преступление уже квалифицировано  органами предварительного расследования  в таких процессуальных документах, как постановление о привлечении  в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, в которых указано, нарушение каких уголовно-правовых норм вменяется лицу в ответственность. Однако данная до судебного разбирательства квалификация преступления не означает, что она не может измениться.

      Ведь, в соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания»: «Суд вправе переквалифицировать уголовно-наказуемое деяние с одной статьи на несколько статей уголовного закона, предусматривающих ответственность за менее тяжкие преступления, если этим не ухудшается положение осужденного, не нарушается право на защиту. При этом назначенное наказание по совокупности преступлений не должно быть более строгим, чем максимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи УК РФ, по которой было квалифицировано уголовно-наказуемое деяние в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении».

      При учете характера и степени  общественной опасности преступления надлежит исходить из того, что характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступлений (статья 15 УК РФ), а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершении преступления в соучастии)8.

      Установив, по какой норме должен отвечать подсудимый, суд руководствуется тем, каковы нижний и верхний пределы наказания, установленного санкцией данной нормы. Если санкция альтернативная, суд решает, какой вид наказания должен быть применен к осуждаемому, а затем определяет ему размер или срок этого наказания, руководствуясь теми пределами, которые указаны в санкции. Часто в санкции непосредственно не указан нижний предел того или иного наказания. Суд в таком случае исходит из того нижнего предела, который установлен для данного вида наказания статьей Общей части уголовного кодекса9. Например, относительно наказания в виде лишения свободы при таких условиях судам следует руководствоваться ч. 2 ст. 56 УК РФ: «Лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до двадцати лет». Поэтому нижний предел наказания в виде лишения свободы будет составлять два месяца. Суд, назначая наказание за преступление, никоим образом не может выйти и за верхние пределы наказания, предусмотренные санкцией за его совершение. Нельзя назначать и другой, более суровый вид наказания по сравнению с указанными в санкции, каким бы тяжким ни было  преступление. Несоблюдение этого требования является нарушением принципа законности, установленного ст. 3 УК РФ.

      Например, убийство, совершенное в состоянии аффекта, при отягчающих обстоятельствах, в соответствии с ч. 2 ст. 107 наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Минимальный же срок этого вида наказания установлен в ст. 56 (шесть месяцев), и, следовательно, санкция ч. 2 ст. 107 предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до пяти лет.

      При установлении альтернативных санкций  законодатель исходит из того, что  назначение судом любого из предусмотренных  в санкции статьи Особенной части  УК РФ видов наказания не всегда обеспечивает соблюдение законности и справедливости при назначении наказания. В связи с этим в Кодексе сделана оговорка насчет того, что более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается лишь в случае, если менее строгий его вид не сможет обеспечить достижение целей наказания.

      В ч. 2 ст. 60 предусматривается, что в двух случаях суд вправе назначить наказание, превышающее пределы санкций, установленных статьями Особенной части УК РФ. Это возможно: 1) при назначении наказания по совокупности преступлений (ст. 69 УК РФ) и 2) при назначении наказания по совокупности приговоров (ст. 70). Однако и в этих случаях речь не идет о каком-то отступлении от правила, установленного в ч. 1 ст. 60 и ограничивающего наказание пределами, установленными соответствующей статьей Особенной части УК РФ. В обоих случаях имеется в виду назначение виновному наказания за совершение им не одного, а двух или более преступлений, причем наказание за каждое отдельное преступление назначается строго в указанных пределах (в пределах санкций). Выход за эти пределы возможен лишь при определении общего (итогового) наказания за все совершенные лицом преступления10.

      Однако  санкция статьи содержит описание лишь тех мер воздействия, которые  наиболее характерны для описанного в диспозиции вида преступления и не охватывает всего спектра средств воздействия за содеянное. "Установив общее правило о том, что наказание должно определяться в пределах санкции статьи закона, предусматривающей ответственность за совершенное преступление, законодательство вместе с тем в некоторых случаях допускает возможность назначения виновным и более мягкого наказания, чем предусмотрено законом за данное преступление, применения условного осуждения, отсрочки исполнения приговора..., а также освобождения от уголовной ответственности и наказания11". Также суд может усиливать наказание по сравнению с упомянутым в санкции статьи посредством применения ряда дополнительных наказаний (ст.ст. 47, 48 УК РФ), замены ограничения по военной службе исправительными работами и лишения свободы на срок до двух лет содержанием в дисциплинарной воинской части (ст.ст. 51, 55 УК РФ).

     Следующим положением, предусмотренным ст. 60 УК РФ и обеспечивающим законность, является требование об учете положений Общей части уголовного кодекса РФ. Суд обязан учесть определенные положения Общей части уголовного кодекса РФ, относящиеся непосредственно к назначению наказания: ограничение и усиление наказания.

     К ограничением наказания относится  в первую очередь то, что лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, можно назначить только те наказания и в тех пределах, которые предусмотрены гл. 14 УК РФ. Суд обязан соблюдать установленные Общей частью уголовного кодекса РФ ограничения в применении некоторых видов наказания лицам, достигшим к моменту вынесения приговора установленного возраста. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 54 УК РФ арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения  судом приговора шестнадцатилетнего возраста.

Информация о работе Общие начала назначения наказания