Личность преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2016 в 11:02, дипломная работа

Описание работы

Целью же данной работы является рассмотрение личности именно преступника и главная задача настоящей работы – раскрыть общее понятие личности преступника и показать её значимость для уголовного права. Важнейшей задачей государства в обеспечении конституционных прав и свобод человека является борьба с преступностью. Ее решение особенно значимо в современный период, когда проводимые социальные преобразования в России наряду с прогрессивными реформами сопровождаются проблемами переходного периода, в том числе высоким уровнем преступности.

Содержание работы

Введение.

Глава 1. Теоретические основы личности преступника
1.1. Понятие личности преступника и ее характеристика:
1.2. Структура личности преступника
1.3. Типология личности преступника

Глава 2. Личность преступника как носитель причин индивидуального преступного поведения
2.1. Механизм формирования преступного поведения его элементы и типы
2.2. Классификация мотивов и мотиваций преступного поведения
Глава 3. Меры воздействия на личность преступника
3.1. Личность преступника и назначение уголовного наказания
3.2. Личность преступника и прогнозирование индивидуального преступного поведения
3.3. Личность преступника и индивидуальная профилактика
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

УГОЛОВНОЕ.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

Как мы уже говорили выше, учение о личности преступника непосредственно связано с проблемой индивидуального преступного поведения. Как и всякий индивидуальный поведенческий акт, преступление является результатом взаимодействия личностных свойств человека субъективный момент и объективной независимой от индивида ситуации, в которой он принимает конкретное поведенческое решение.

В сущности, причины конкретного преступления представляют собой индивидуальное проявление общего - причин, детерминирующих преступность в целом. Стоит заметить, что основой для понимания того, что порождает индивидуальный преступный акт, является изучение жизнедеятельности общества в целом.12

Изучение преступного поведения предполагает обращение не только к самому преступному акту, но и к порождающим его факторам. Это позволяет понять, почему именно, в силу каких обстоятельств было совершено преступление, а значит уяснить генезис противоправного поступка.

Для уяснения генезиса происхождения, процесса, образования индивидуального преступного поведения необходимо обратиться к двум уровням взаимодействия личности и среды: условиям формирования личности, создающим предпосылки нравственной и правовой деформации ее внутренней сферы, и конкретной ситуации, в которой совершается преступление, одним словом, происходит взаимодействие личности с присущими ей особенностями черт и свойств с внешними, объективными обстоятельствами.

Необходимо иметь ввиду, что преступное поведение, как и любое другое, не может быть случайным, независимым от личности и определяться только внешними обстоятельствами. Если бы это было так, то преступление мог бы совершить любой человек, который в данный момент испытывает на себе неблагоприятные, негативные воздействия. По моему мнению человек должен предвидеть последствия своих действий, чтобы отвечать за них. Лица, которые не в состоянии это делать, не несут ответственности душевнобольные; лица, не достигшие определенного возраста. Из всего вышесказанного, следует, что у человека имеется такое право, как свобода выбора.

Следовательно, свобода выбора - это не есть неограниченный произвол, а она заключается в познании необходимости и ее использовании для своих целей. Это значит, что свободный выбор ограничен объективно и субъективно - как самой необходимостью, так и возможностью ее познания и использования. Иными словами, свобода выбора ограничена тремя группами факторов:

А) набором объективно возможных в данной ситуации поступков;

Б) биологическими особенностями субъекта (душевная болезнь, психозы и т.д.);

В) социальными качествами субъекта (взгляды, идеалы, ценностные ориентации и т.д.).

Возможные в данной ситуации варианты поведения не являются для субъекта равноценными. Они неравноценны как объективно - ведь не каждый может привести к желаемому - результату, - так и субъективно, известно, что одна и та же возможность для разных людей имеет неодинаковый смысл и значение. При этом субъект поступает в соответствии со своими представлениями о ситуации, реагирует на нее в соответствии с особенностями своего характера и взглядов.

Свободный выбор ограничивается разными факторами, но что детерминирует сам выбор? Этот вопрос является ключевым для понимания причин индивидуального преступного поведения. Если выбор определяется факторами первой группы, т.е. внешней средой, то уголовная ответственность не наступает крайняя необходимость, необходимая оборона. Если факторами второй группы, то уголовная ответственность тоже не наступает, поскольку детерминация поведения биологическими факторами свидетельствует о невменяемости субъекта. Следовательно, единственная возможность для сохранения уголовной ответственности на основе свободы воли - признать решающую роль в детерминации преступного поведения факторов третьей группы, т.е. социальных свойств субъекта.

Источником преступного поведения считают ценностно-нормативную сферу личности. Деформация этой сферы рассматривается или в качестве специфической ближайшей, непосредственной причины преступного поведения. Но именно ближайшей, показывающей степень противоречия ценностей личности и общества, меру отчуждения личности. Однако указание на эту причину и ее изучение являются недостаточными. По утверждениям криминологов необходимо дальнейшее изучение комплекса социальных условий, вызвавших отчуждение, одним словом необходимо познание «причины причин».

При этом следует отметить, что особенности ситуации не могут быть причиной преступления, а являются только его условием. Поэтому в уголовном праве элементы ситуации редко включаются в число элементов состава преступления, а чаще относятся к смягчающим или отягчающим ответственность и наказание обстоятельствам, но не определяющим эту ответственность.

То же можно сказать и о биологических особенностях индивида, которые, как и особенности ситуации, являются объективными, но в отличие от них постоянно действующими. Это верно и в отношении так называемых психических аномалий разного рода акцентуации, психопатии, олигофрения и т.д. За последнее время было проведено немало исследований, которые установили, что среди преступников от 25 % до 80 % лиц по разным данным  имеют психические аномалии. Казалось бы, можно сделать вывод, что преступления в основном совершают люди с аномалиями, но это не совсем так и разнобой в данных исследований не случаен. Во-первых, многие аномалии имеют не наследственный, а приобретенный характер и очень часто социально-нравственную запущенность личности квалифицирует как психическую аномалию особенно у подростков. Во-вторых, обычно приводимые цифры об аномалиях являются не официальными данными судебно-психиатрических экспертиз, а показателями выборочных исследований, проводимых по весьма различным методикам. В-третьих, большинство исследований проводилось среди осужденных к лишению свободы. Но, как известно, условия мест лишения свободы являются мощным стрессогенным фактором, отрицательно влияющим на психику человека. Обычные методики не позволяют выявить, когда возникли аномалии - до совершения преступления или после, в период отбывания наказания.

История человеческой цивилизации показывает наглядно, что человек в силу его специфической психологической структуры и ряда внешних социальных обстоятельств не может устоять перед различного рода соблазнами и часто уклоняется в сторону противоправного, в том числе преступного, поведения.

Подобного рода явление в определенной степени объясняется механизмом преступного поведения.

Под механизмом преступного поведения понимается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение.

В криминологической литературе понятие механизма преступного поведения раскрыто еще недостаточно. По утверждениям криминологов отмечено, что механизм преступного поведения представляет собой динамичное явление, определенное взаимодействием составляющих его элементов.

Таким образом, механизм преступного поведения состоит из трех элементов:

мотивация;

планирование (постановка целей и выбор средств);

исполнение, наступление общественно опасных последствий.

Первый элемент составляют потребности личности, ее планы, интересы, ценностные ориентации, которые, в конечном счете, выражаются в мотивах преступного поведения. Стоит отметить, что любое противоправное деяние имеет мотивационную почву. Человек, отталкиваясь от нее, начинает обдумывать возможные положительные и отрицательные последствия поступка, который он намеревается совершить.

Второй элемент механизма преступного поведения составляет мотивация уже конкретизирующегося в план противоправного поступка. Субъектом определяются непосредственные цели и объекты своих действий, а также средства, место и время совершения преступления, принимаются соответствующие решения.

Третий элемент механизма преступного поведения составляет непосредственное совершение преступления. Он охватывает как преступные действия бездействие субъекта, так и наступление преступного результата. По сути дела здесь преступное поведение совпадает с преступлением как внешним актом общественно опасного и противоправного поведения.

Исходным моментом механизма преступного поведения является мотив побуждения криминального поведения, который служит импульсом к преступному поведению. Поскольку человек живет в обществе, то его связи с окружением имеют различный характер. Например, может иметь место злоба в виде ненависти индивида к другим живым существам, которая проявится в причинении вреда другим людям. Названные негативные явления могут сочетаться с алчностью в виде безнравственного и противоправного желания завладеть чужим имуществом, что может быть осуществлено открыто, путем применения силы, либо тайно, в том числе с использованием различных хитростей и уловок.

Некоторые  науки в мотивации усматривают причины преступного поведения. По их мнению, существуют преступные мотивы и преступные, извращенные потребности, которые порождают преступное поведение.

Действительно, потребность в моем понимании - это состояние нуждаемости в чем-либо. Она является источником человеческой активности. Следовательно, мотив - это то, что побуждает к деятельности, направленной на удовлетворение потребности. Например, голод как мотив побуждает человека к поиску пищи. Вообще говоря, и мотивы и потребности как психические образования нейтральны в этическом плане, к ним не применима социальная оценка. Даже такой классический «преступный» мотив, как корысть, взятый вне преступления, не может рассматриваться как антисоциальный. Ведь ясно, что удовлетворение потребности в материальных благах может осуществляться отнюдь не обязательно путем преступных действий.

Но чаще всего говорят не о преступной мотивации, а о преступных, или антисоциальных, извращенных потребностях, являющихся источником этой мотивации: потребность в самоутверждении, потребность хулиганить и воровать, сексуальная потребность, потребность в алкоголе, наркотиках и иные потребности.

В принципе следует отметить, что все потребности делятся на два класса: на низшие (или примитивные, физиологические, извращенные). Здесь видят источники преступного поведения;

на высшие (или духовные, творческие, моральные). Здесь соответственно видят источники правомерного поведения.

На самом деле все многообразие человеческих потребностей может быть сведено к трем основным группам.

Базисные, или органические потребности, определяемые биологической природой человека (в пище, тепле, сексуальная потребность и т.д.). Однако надо отметить, что потребности этой группы у человека нельзя назвать чисто биологическими, ведь они в большей или меньшей степени социализированы.

Социальные, определяемые социальной природой человека, - потребность в общении, самоутверждении и иные потребности.

Духовные, или идеальные, - потребность в труде, творчестве, нравственные потребности.

В этой классификации нет места так называемым извращенным, преступным потребностям, и это не случайно: преступными являются не сами потребности, а средства их удовлетворения. А то, что называют в качестве таковых, или вовсе не является потребностями (хулиганство, эгоцентризм), или не являются в принципе отрицательными (честолюбие, потребность в самоутверждении). Часто определяемые в качестве извращенных потребностей тяга к алкоголю и наркотикам не есть собственно потребности, их можно назвать псевдопотребностями. Они не относятся ни к органическим их нет у животных, ни к социальным, ни к духовным. Они возникают как следствие неудовлетворенности других потребностей - и социальных (отчуждение, непонимание, отвержение), и духовных (потеря смысла жизни, кризис веры, неразделенная любовь). Они же выступают и как средства или их заменители удовлетворения других потребностей. Например, подросток начинает курить не потому, что испытывает потребность в никотине, а потому что испытывает потребность в общении и признании со стороны группы: там все курят, это признак взрослости. Многие люди пьют не потому, что испытывают потребность в алкоголе, а соблюдая традиции или потому, что это на их взгляд облегчает общение. Конечно, возможны случаи, когда тяга к алкоголю и наркотикам начинает действительно детерминировать поведение: псевдопотребности становятся органическими. Но тогда меняется и природа явления, развивается болезнь, патология, требующая применения мер медицинского характера.

Следовательно, исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что всякий поведенческий акт, в норме, направлен на лучшее приспособление к среде, и преступление не составляет исключения. Ведь уже очень многие в обществе обратили внимание на то, что преступление обладает неадекватной адаптивной функцией. В такой неадекватности отражения социальной среды специфическим образом проявляются причины и условия преступного поведения. Поэтому изучение механизма преступного поведения необходимо.

Изучение содержания и особенностей функционирования механизма преступного поведения весьма важно как с теоретической, так и с практической точки зрения. В научном отношении оно важно потому. Что раскрывает свойства личности преступника и те стороны внешней социальной среды, которые образуют причины и условия, способствующие совершению преступлений. В практическом отношении оно важно потому, что помогает определить меры, способные предотвратить преступление, изменить направленность личности правонарушителя.

 

 

 

 

 

 

 2.2.  Классификация мотивов и мотиваций преступного поведения  
          Достижения современной психологии свидетельствуют о том, что основным стимулом человеческой деятельности является мотив, поскольку именно в нем отражается все то, ради чего совершается любое деяние, в чем личностный смысл для любого человека. Мотив представляет собой довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия. То есть выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу – мотивом. При этом следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация – это общее побуждение активности в определенном направлении.13

Именно в мотиве отражаются, конкретизируются потребности, которые изменяются и вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. Деятельность человека, как правило «полимотивирована», то есть она определяется множеством мотивов. При этом часть из них является ведущей, основной, другая же часть выступает в роли дополнительной.

Мотив - явление субъективное, связанное с индивидуальными особенностями и установками личности, однако в то же время оно включает в себя и социально-психологические черты личности.. Результаты современных криминологических исследований не позволяют утверждать, что существуют какие-то специфические мотивы преступного поведения. По крайней мере, большинство мотивов преступлений не являются таковыми и вполне могут стимулировать какие-то иные действия. То есть мотивация преступления не всегда напрямую связана с характером совершаемого преступления. Необходимо соблюдать следующее требование: «мотив не должен приписываться личности исходя лишь из внешних обстоятельств и ситуаций, его следует «извлекать» из личности». В данном случае неприменим подход: корыстное преступление - корыстный мотив, хулиганство - хулиганские побуждение. Дело в том, что основная масса мотивов как бы нейтральна, единственной исключение составляют те,  которые направлены на реализацию физиологической потребности в алкоголе или наркотиках.

Информация о работе Личность преступника