Рынок страхования в Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

Итальянские страховщики — это, прежде всего, рационально мыслящие люди, далекие от провозглашения национальных лозунгов. Выступая в качестве институциональных инвесторов, они особенно охотно приобретают ценные бумаги германского правительства, с одной стороны, решая тем самым проблему надежного и выгодного размещения страховых резервов, с другой — косвенным образом финансируя дефицит бюджета ФРГ. В то же время германский страховой капитал представлен в Италии компанией RAS (Reunion Adriatica di Sicurta), со штаб-квартирой в Триесте, которой владеет большой Германский Allianz.

Файлы: 1 файл

страхование в италии.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)
 

Пермский  финансово-экономический колледж

Филиал  ФГОУ ВПО «Финансовый Университет при Правительстве РФ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СТРАХОВОЙ РЫНОК ИТАЛИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛА:

Студентка группы 310 – СД

Наумова Евгения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЕРМЬ - 2010 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

Италия совершила  настоящий рывок в своем развитии в 60-е и 70-е годы, при том же численности  населении сравнявшись с Англией  по объему ВВП. Рост уровня жизни и  европейская интеграция дали двойной толчок прогрессу национальной страховой индустрии. При этом итальянцы показывали себя в разговорах и беседах как убежденные интеграционисты. «Теперь у нас (в объединенной Европе) самые важные решения принимаются в Брюсселе (где расположена штаб-квартира Евросоюза)», — делился своими наблюдениями руководитель средней по размерам страховой компании. Мы приготовились ждать далее критики или выражения недовольства, но ход мысли собеседника не предугадали. Он находил, что брюссельские чиновники принимают более грамотные решения, чем чиновники итальянские, даже когда речь идет о чисто итальянских проблемах, например, о строительстве дорог или иных объектов. Будучи европейцами и европеистами, итальянцы принадлежат к европейцам-латинянам. Италия, Франция, Испания — общая судьба и общая дорога (Destino commune) — так это звучало. Содержательное наполнение этого словосочетания обеспечивает не только цивилизационная близость, но и некоторые общие технологии, в частности, банковское страхование, более распространенное в Европе южной, чем в северной.  

Итальянские страховщики  — это, прежде всего, рационально  мыслящие люди, далекие от провозглашения национальных лозунгов. Выступая в  качестве институциональных инвесторов, они особенно охотно приобретают ценные бумаги германского правительства, с одной стороны, решая тем самым проблему надежного и выгодного размещения страховых резервов, с другой — косвенным образом финансируя дефицит бюджета ФРГ. В то же время германский страховой капитал представлен в Италии компанией RAS (Reunion Adriatica di Sicurta), со штаб-квартирой в Триесте, которой владеет большой Германский Allianz.  

Итальянцы не без  гордости называют три самых богатых  региона Европы: Большой Лондон, Люксембург и итальянскую провинцию  Ломбардия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гордость  Италии — история  успехов

Самая известная  в мире и наиболее мощная итальянская  компания — это Assicurazione Generali, пережившая две мировые войны, многочисленные социальные катаклизмы, перекройку геополитического устройства мира, технологические революции, сумев некоторые из этих событий обратить себе на пользу. В составляемом журналом Fortune списке 500 крупнейших мировых корпораций Generali находится на более чем почетном 29-м месте. Другой итальянский гигант — энергетическая корпорация Эни занимает 43 место, Фиат — 52-е. В 2002 году, когда Фиат еще был в хорошей форме, покупателем 40% акций, принадлежавших автоконцерну компании Europ Assistance (торговля машинами и полисами туристического страхования) стала именно Generali. (ФИАТ, впрочем, располагал собственным страховщиком — компанией TORO — третьим номером на местном рынке. Одно время группа ФИАТ намеревалась расширить свое присутствие в страховом бизнесе за счет страховой компании Fondiaria, аффилированной с промышленно-финансовым конгломератом Монтэдисон).  

Сегодня на Generali приходится примерно 20–22% итальянского страхового рынка. В 2003 году объем поступления  страховых взносов во всех странах, в которых присутствует Generali, составил 49.6 миллиардов евро, две трети этой суммы приходится на страхование жизни. Комбинированный коэффициент (отношение суммарной доли расходов на страховые выплаты и административные расходы к премиальному доходу) у компании в 2003 году равнялся 103,3%, иначе говоря, компания выходила закрывала положительный баланс только благодаря своей инвестиционной деятельности. Такая ситуация является типичной для многих крупнейших международных операторов, которые, если судить по данным отчетности, в первую очередь являются инвесторами, а только затем страховщиками. В 2003 году чистая прибыль компании составила 1 миллиард евро, на 2004 год запланировано увеличение этого показателя до 1,2 миллиарда.  

С Generali аффилирована специализирующаяся на страховании  жизни компания Alleanza (к немецкому  большому Allianz отношения не имеет).  

Судя по географическому  распределению премий Generali в большей  степени международная, чем итальянская  компания, — на Италию приходится только 40% всех страховых взносов, собранных  группой Generali в мировом масштабе. За Generali: 20% израильского и 18% венгерского рынка. Выход на рынки восточноевропейских стран надо признать весьма удачным и своевременным. Точнее, Generali скорее вернулась на рынки, где работала в период существования Австро-Венгерской империи. В Чехии она присутствовала с 1832-го по 1948 год.  

Но в 90-е годы перед компанией открылись не только новые возможности, но и встали дополнительные проблемы. Ее настигло долгое эхо войны и, в частности, геноцида еврейского народа. (Многие евреи, ставшие жертвой нацистов, были держателями полисов, выданных им еще до начала войны восточно-европейскими отделениями Generali). Пострадали, естественно, и другие категории вкладчиков. Как известно, весь страховой бизнес после «торжества социализма» в этой части Европы был национализирован и местные власти, как и государственные страховщики, полностью своей ответственности по обязательствам довоенного периода не признавали.              В Чехословакии, например, новая власть отвела согражданам всего 14 дней на то, чтобы оформить требования по выплате компенсаций за довоенные договоры страхования, в Польше всякие права считались утерянными у тех, кто покинул страну. Эти послевоенные осложнения практически не коснулись французских страховщиков. Западногерманским помогло рассчитаться со страхователями или их наследниками правительство. У Generali сложилась своя ситуация — компания «унаследовала» 300 тысяч довоенных договоров из восточноевропейской зоны. В распоряжении страховщика находились юридические службы, можно было уклониться от выполнения обязательств на основании форс-мажорных обстоятельств, которыми были война и революции. Тем не менее, в Generali было принято решение платить, создав для данной цели фонд в 100 миллионов долларов. Точный размер возможных выплат определить было не реально из-за введения новых валют и гиперинфляции.  

В последние  годы Generali оправдывает звание не только европейского, но и глобального мирового оператора. Целенаправленно осваивается  китайский рынок, где компания продвигается с юга на север: начав в Гуанчжоу, она теперь обосновалась и в Пекине благодаря партнерским связям, установленными между Generali и Китайской национальной нефтяной компанией (CNPC). Эти связи дают премиальный доход, аналогичный поступлениям от страховых операций итальянского страховщика в Швейцарии. В североамериканский бизнес итальянская компания вложила не менее 200 миллионов долларов, что позволило создать компанию по перестрахованию жизни — Generali USA Life Reinsurance Co с высоким рейтингом. Последняя передает риски из США в другие компании — члены транснациональной группы Generali.  

Штаб-квартира Generali расположена на окраине Италии близь  Венеции, недалеко от Триеста, в местности  полугородской или полусельской, дополнительную привлекательность  которой придает статус porto-franco. Но именно отсюда и началась деятельность Generali. Сегодня такая дислокация помимо целого ряда других преимуществ (невысокая стоимость земельных угодий, например) позволяет итальянской страховой корпорации закреплять и удерживать кадры — в крупных городах у работника больше выбор. В районе Триеста вместе со сменой работы служащему Generali придется менять и место жительства, других авторитетных работодателей поблизости нет. Кадровая политика компании делает упор на подготовку и выдвижение собственных кадров, если же она оказывается вынужденной привлекать руководителей и специалистов со стороны, то это считают недоработкой кадровых служб, которые не взрастили требуемых специалистов изнутри и на почве Generali. 
 
 
 
 
 
 

Рынок

 

На страховом  рынке Италии работает около 200 компаний, 84 из них проводят страхование жизни. С 1998 по 2003 годы коэффициент убыточности, рассчитываемый по всему рынку, снизился с 86 до 76%, что является по европейским меркам более чем умеренным показателем. Итальянские лекторы поведали о том, что благодаря новым технологиям и профессиональному менеджменту удалось опустить коэффициент административных расходов — с 25 до 23%.  

К числу главных  трудностей итальянские страховщик относят: снижение доходности от операций на фондовом рынке (вложения в акции приносят прибыль в размере 3–4% годовых и не более); усиление конкуренции на рынке страховых услуг из-за выхода на него банков (часто предпочитающих создавать собственные компании); низкий процент доходности по банковским вкладам.  

Совокупные инвестиции итальянских страховых компаний составили в 2003 году 320 миллиардов евро, совокупное поступление премий превысило 100 миллиардов евро.  

Обязательные  виды страхования, помимо традиционного  и непременного ОСАГО, составляют приличный  список. Это страхование катеров, ядерных рисков, доставки почты, страхование ответственности авиаперевозчиков, включая ответственность перед экипажем и пассажирами; страхование ответственности владельцев танкеров за утечку нефти, страхование ответственности операторов зимних спортивных центров.  

В последние  годы начало активно развиваться  до этого не востребованное негосударственное  страхование пенсий.  

Характерно, что самый динамичный сектор — это страхование рисков населения, т.к. возможности работы по страхованию рисков корпоративного сектора кажутся на сегодня исчерпанными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Страховщик  для кооператоров

 

Generali — столп  итальянского страхования, член высшей лиги международного страхового бизнеса. Это не означает, что итальянский страховой бизнес опирается только на мега-компании. Большим уважением пользуются крепкие середняки. Одним из них является компания Unipol (в переводе «универсальный полис»), чей главный офис расположен в Болонье. В противоположность Generali это молодая компания, основанная в 1973 году объединениями итальянских кооперативов и малых предприятий, занятых в сферах торговли, строительства, сельского хозяйства и обслуживания. Учредители стали первыми клиентами страховщика, который предложил им более низкие тарифы, в том числе и за счет меньших издержек на оплату труда своего персонала, более молодого по возрастному составу по сравнению с конкурентами. Компания гордится передовой IT — еще одним фактором, позволяющим контролировать рост издержек. Unipol — своя компания и для итальянских профсоюзов, контрольный пакет — 51% находится у профсоюзов, 49% — в режиме свободной торговли на фондовом рынке. В левой по политическим настроениям Болонье Unipol заключает альянсы с другими финансовыми учреждениями левой же ориентации, как, например, с «Банком пастбищ Сьенны», ведущим свою историю с 1460 года и сохранившим с тех пор свое необычное название. Впрочем, охотно декларируемая принадлежность к левому флангу политической жизни никак не ограничивает деловой активности и не идет в ущерб принципам прибыльности бизнеса, но помогает аффилиации с политическими и экономическими единомышленниками. Такое позиционирование, тем не менее, не помешало компании Unipol установить партнерские связи с Банком Сан Паоло из Турина и перехватить кое-какой страховой бизнес у швейцарской страховой компании Wintertour.  

В 2003 году Unipol собрал прямой премии на 7 463 миллиона евро, заняв 7,7% итальянского страхового рынка. Число клиентов составляет 6 200 тысяч человек, а объем инвестиций 28,8 миллиарда евро. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Регулирование и надзор

 

Регулирование страхового рынка все больше перемещается на наднациональный уровень. Соответствующие  процедуры и механизмы отработаны и оптимизированы, хотя некоторые положения Европейских страховых директив могут порождать вопросы. Так, итальянские эксперты возражали против узаконения многоуровнего маркетинга в качестве одного из признаваемых в Европе каналов продаж (мнения российских страховщиков по данной проблеме разделились).  

Осталось впечатление, что проблемы регулирования и  надзора к числу главных забот  итальянских страховых практиков  не принадлежат. Помимо государственного, есть, правда, еще и другой надзор — со стороны акционеров страховой компании. Но главными рисками считаются все же риски чисто рыночного свойства, а не те, что создаются действиями или бездействием законодателей или предпочтениями акционеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Корпорация  Италия

 

Не припоминается  ни одного эпизода, когда бы конкретный итальянский страховщик прошелся бы по конкуренту или неуважительно  о нем отозвался. Корпоративная  и цеховая солидарность местных  страховщиков поражает: за время пребывания российской делегации не было ни одного эпизода, связанного с некорректностью поведения по отношению к конкуренту.  

В наши дни итальянская  экономика не демонстрирует высоких  темпов роста (+0,3% в 2003 году). Проблемы испытывают все сферы — борется за выживание  ФИАТ, потерпел банкротство итальянский Пармелат, реализация в Италии пенсионной реформы грозит вылиться в правительственный кризис.  

И в хорошо отлаженной и в целом неплохо регулируемой рыночной экономике происходят сбои и даже громкие банкротства, циклы  подъема сменяются циклами спада. Но именно в трудные времена чаще обращаются к страхованию.  

Не только историкам  страхования известно, что понятие  и слово «риск», пришедшее к  нам в Россию из английского языка, происходит от итальянского rischiare, что  означает «отваживаться» или, если брать английский эквивалент, «dare» — «сметь, иметь смелость». Призвание страховой отрасли как раз в том и состоит, чтобы бизнес в целом брался решать новые задачи, шел вперед, расширяя масштабы своих операций. Страховщики не только помогают справиться с непосредственными последствиями того или иного бедствия, они создают условия не только для продолжения старого бизнеса, но и для его совершенствования и расширения, для нового делового старта. Это правило полностью применимо и к Италии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рынок страхования в Италии