Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:27, реферат
В повседневной жизни потребностью считается «нужда», «надобность», стремление приобрести то, что отсутствует. Удовлетворить потребность — значит ликвидировать отсутствие чего-либо, дать нужное. Однако более глубокий анализ показывает, что потребность имеет сложную структуру. В ней выделяются два главных компонента — объективный и субъективный. Объективное в потребностях — это реальная зависимость человека от внешней природной и социальной среды и от свойств его собственного организма. Таковы потребности в сне, пище, дыхании и другие фундаментальные биологические потребности, без которых жизнь невозможна, а также некоторые более сложные социальные потребности.
Сущность потребностей
Разумные потребности
Содержание:
1. Сущность потребностей
В повседневной жизни потребностью считается «нужда», «надобность», стремление приобрести то, что отсутствует. Удовлетворить потребность — значит ликвидировать отсутствие чего-либо, дать нужное. Однако более глубокий анализ показывает, что потребность имеет сложную структуру. В ней выделяются два главных компонента — объективный и субъективный. Объективное в потребностях — это реальная зависимость человека от внешней природной и социальной среды и от свойств его собственного организма. Таковы потребности в сне, пище, дыхании и другие фундаментальные биологические потребности, без которых жизнь невозможна, а также некоторые более сложные социальные потребности. Субъективное в потребностях — это то, что привносится субъектом, определяется им, зависит от него. Субъективный компонент потребности — это осознание человеком его объективных нужд (правильное или иллюзорное). Учитывая взаимосвязь между объективным и субъективным компонентами потребности, можно сформулировать такое определение:
Потребность — это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.
Только в самом простом, идеальном случае люди хорошо понимают свои объективные потребности, видят пути их удовлетворения и располагают всем необходимым для их достижения. Чаще всего бывает иначе, и обусловлено это следующим:
1. человек может иметь объективно обусловленную потребность в отдыхе, лечении, образовании, в каких-либо предметах и услугах, но не осознавать этого;
2. потребность может осознаваться неясно и неточно, когда человек смутно ощущает ее, но не находит путей реализации;
3. в наиболее сложном случае субъективные стремления человека не совпадают с его объективными интересами и потребностями или даже противоречат им, в результате формируются так называемые псевдопотребности, извращенные потребности, неразумные потребности (существуют различные термины для обозначения явлений этого рода) .
Сама постановка вопроса о существовании «разумных» и «неразумных» потребностей (псевдопотребностей) наталкивается на проблему, имеющую глубокое философско-мировоззренческое содержание: каков критерий разумных потребностей? У людей самые разные представления о разумных потребностях. Для ученого покажется наиболее важной потребность в творческом научном исследовании, а потребность в роскоши он сочтет нелепой. Для артиста типична потребность в известности и широком признании. Меломан испытывает потребность слушать музыку, а для истощенного человека на первый план выдвигается потребность в пище. В потребностях можно выделить два больших пласта.
1. Существуют так называемые
первичные, насущные, или витальные,
потребности, без
2. Представление о разумных
потребностях опирается не
Потребности человека многообразны, но для каждой личности характерна определенная система потребностей. Она включает доминирующие потребности и подчиненные им потребности. Доминирующие будут определять основное направление поведения. Например, человек испытывает сильную потребность в успехе. Он все свои поступки и действия подчиняет этой потребности. Этой главной потребности в успехе могут быть подчинены потребности в познании, общении, труде и т.д.
2. Разумные потребности — это потребности, которые
помогают развитию в человеке его подлинно
человеческих качеств: стремление к истине,
красоте, знаниям, желание приносить добро
людям и др.
1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности.
2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей.
3. Соответствие потребностей
способностям личности и
4. Управляемость потребностями.
Разумными можно назвать те
потребности, которыми
Формирование и удовлетворение разумных потребностей – благородная и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни.
Воздействие на потребности с целью управления ими закономерно ставит вопрос о том, какие потребности следует воспитывать, вырабатывать у человека? Учитывая то, что люди часто предаются пагубным страстям и удовольствиям, которые могут привести к деградации личности, а в конечном счете обернуться нанесением вреда здоровью и даже угрозой жизни, вопрос о разумных и неразумных потребностях приобретает особую остроту.
Данный вопрос имеет проблемный
характер, который обусловлен его
внутренней противоречивостью. Действительно,
человек предается какой-то пагубной
страсти потому, что это доставляет
ему удовольствие, которое вступает
в противоречие с его разрушительными
результатами. Противоречия существуют
не только между противоположностями
приятное – вредное, неприятное –
полезное, но и между потребностями
и возможностями их удовлетворения,
индивидуальными и
Для решения проблемы разумных
потребностей основополагающее значение
имеет то, что в жизнедеятельности
человека берется в качестве главного,
первичного, определяющего фактора.
Принцип первичности
Критерий разумности потребностей
Понимание в качестве разумных по своей сути потребностей только тех, которые в первую очередь и главным образом служат самореализации индивида, развитию его задатков, способностей, талантов требует и нового критерия по сравнению с теми, что выдвигались в советской литературе и в которых на первом месте стояли принципы коммунистической идеологии. Один из таких критериев гласит: «… разумными признаются потребности личности, не противоречащие потребностям общества и содействующие его развитию, соответствующие требованиям социалистического образа жизни, содействующие всестороннему и гармоническому развитию личности, раскрытию ее способностей» .Несомненно то, что разумными могут быть признаны только те потребности, которые не противоречат потребностям общества, не имеют антиобщественного характера. Но связывать их с требованиями социалистического образа жизни, с всесторонним и гармоническим развитием личности – это значит исходить из идеала будущего коммунистического общества. Такой подход, как наглядно продемонстрировал социальный опыт человечества в ХХ веке, есть не только утопия, но и путь к насаждению в обществе тотального антигуманизма, что наглядно продемонстрировал реальный социализм со всеми его кровавыми жестокостями.
Направленность разумных потребностей на всестороннее и гармоническое развитие закономерно связывалось с принципом, на котором строилось социалистическое общество, с принципом коллективизма. Именно он чаще всего выдвигался советскими авторами в качестве мерила, критерия разумности потребностей. Так, Б.Н.Воронцов подчеркивал, что «именно ориентация личности на коллектив при удовлетворении ею своих потребностей служит критерием их разумности» (Воронцов Б.Н. Указ.соч. – С.99).
Принципу коллективизма обычно противопоставляют принцип индивидуализма. Принцип индивидуализма, теоретически разработанный в эпоху Просвещения, постепенно стал господствующим в практической организации обществ западного мира, а после второй мировой войны и во многих странах Востока. «Противостояние коллективизма и индивидуализма, - замечает А.А.Ивин, - является достаточно универсальным и охватывает, в сущности, всю человеческую историю. В наиболее ясном и обнаженном виде оно обнаруживает себя в современной истории, в противоборстве тоталитарных режимов и западного индивидуалистического общества» (Ивин А.А. Введение в философию истории. – М.: Владос, 1997 – С.37).
Современная эпоха, знаменующая переход человечества от индустриальной к информационной цивилизации, требует дальнейшего развития принципа индивидуализма как в теории, так и в организации общественной жизни. Между тем долгое время в советской научной литературе и в общественном сознании советских людей господствовало, а в настоящее время реализуется в деятельности наиболее предприимчивых людей и даже государственных органов искаженное представление о принципе индивидуализма. В этой трактовке принципа индивидуализма преувеличиваются тенденции аморализма, когда признаются вполне допустимыми и даже оправданными нарушения норм общественной морали, если можно обеспечить безнаказанность такого нарушения или ожидаемый результат деятельности превосходит возможное наказание за нее. По сути дела принцип индивидуализма отождествляется с принципом эгоизма, эгоцентризма. Сейчас наступило время пересмотра такой односторонней трактовки принципа индивидуализма. Известный советский специалист по данной проблеме Ю.А.Замошкин писал на закате советской власти: «Однако, строго оценивая свои прежние работы и прежде всего работу «Кризис буржуазного индивидуализма и личность», я с сожалением вынужден признать, что не сумел в них преодолеть привычной для того периода односторонности… Односторонность,.. конечно была связана с господствующей идеологической установкой на преимущественно критический подход к анализу любых структур сознания и практики, исторически получивших развитие в рамках капитализма». (Ю.А.Замошкин. За новый подход к проблеме индивидуализма// О человеческом в человеке. – М.:Политиздат, 1991. – С.172-173).
Теоретическое отождествление
индивидуализма с эгоцентризмом
в советское время закономерно
получило широкое распространение
в практике перестроечной России.
И произошло это не только потому,
что в результате многолетнего действия
советской пропаганды на умы людей
в общественном сознании прочно укоренилась
противоположность