Студенчество как социальный слой (социалогия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 14:05, реферат

Описание работы

В философско-социологической литературе проблема студенчества начала активно разрабатываться в 60-е гг. Различные аспекты этой проблемы, такие, как социальные источники пополнения студенчества, особенности различных его профессиональных групп, высшая школа как канал социальных перемещений, рассматривались такими исследователями, как Дмитриев А.В., Иконникова С.Н., Колесников Ю.С., Лисовский В.Т., Рубин Б.Г., Рубина Л.Я., Руткевич М.Н., Саар Э.А., Титма М.Х., Филиппов Ф.Р. и др.

Содержание работы

Введение


Глава 1. Социальная структура студенчества


1.1 Понятие о студенчестве


1.2 Источники пополнения студенчества


Глава 2. Социальный облик студенчества


2.1 Социальный статус и самочувствие студента


2.2 Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов


Заключение


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

студенчество как социальный слой (социалогия).doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

2.2 Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов 

Вес и значимость молодежи как субъекта политических перемен (что далеко не всегда связано  с ее реальным участием в этих переменах) осознается представителями различных  политических сил - от правящих до оппозиции. И этот интерес побуждает к изучению проблемы «молодежь и политика». 

Как и других групп молодежи, политика не является приоритетной сферой интересов и  потребностей современных студентов, хотя они и испытывают определенное влияние политических событий в стране на свою жизнь. 

Важнейшей детерминантой  отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной  молодежи имеет «избирательный»  характер и проявляется от случая к случаю. 

Сегодня, когда выполнение общественных поручений, членство в политической организации перестало быть индикатором социальной активности, многие формы участия студентов в политической деятельности свелись к минимуму. Причем, как обычно бывает, налицо маятниковое движение - от формального, вынужденного участия («занимаюсь», «выполняю», «состою») - к неучастию. Надежды на то, что участие станет пусть и гораздо менее массовым, но осознанным и добровольным, не оправдались. Если же учесть (и это сегодня становится все более ясным), что в деятельности вузовских комсомольских организаций были не только негативные моменты (идеологизированность, заорганизованность, формализм), но и позитивные (организация учебы, труда, быта и досуга студентов, формирование качеств лидера и руководителя), то становится понятным: нынешние ориентации подавляющего большинства студентов будут серьезными препятствиями для преодоления институционального кризиса в молодежном движении. 

Отмеченная тенденция  является общераспространенной. Различия по полу (юноши чуть активнее), по направлению обучения (естественники и экономисты чуть активнее технарей и гуманитариев), и по вузам мало значимы и лишь подтверждают общую тенденцию. 

Основная форма  интереса молодежи к политике сегодня - информационная. Выясняется несостоятельность распространенного в последние годы стереотипа, когда аполитичность молодежи (факт реальный применительно к участию в политической деятельности, политических партиях, движениях) переносилась и на ее отношение к информации о политике. Особенно это недопустимо относить к студентам-гуманитариям и экономистам, чей интерес к политической информации выше среднего. Поэтому представляется не совсем оправданным происшедшее в последние годы свертывание налаженной системы политического информирования студентов. Этому способствовало и то, что многие кафедры общественных и гуманитарных наук - под предлогом «деидеологизации», «деполитизации» - крайне мало используют потенциал своих базовых курсов и спецкурсов для систематического информирования студентов по актуальным политическим проблемам. Однако недопустима односторонность политического информирования студентов, превращение его в политическую агитацию. В условиях предвыборной борьбы это может привести к втягиванию студенчества в политические игры на стороне тех или иных сил. Поэтому включение в уставы многих вузов положения о недопустимости политической пропаганды в обучении и воспитании студентов должно неукоснительно соблюдаться. 

Большинство студентов  отдают предпочтение демократическим  реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентаций сохраняется. Хотя - и это нужно предвидеть - дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны. 

Деидеологизация, крушение веры в различные «измы» сказывается на достаточно широкой  поддержке студентами неполитических движений и объединений, выдвигающих  в качестве основной задачи социальную защиту определенных групп населения. Можно предположить, что немалую поддержку получило бы у студентов и движение, стремящееся специально выразить и защитить интересы молодых людей. 

Отношение к  политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и нерешенные проблемы. 

Все более значимыми  становятся не столько общественные, сколько личностные ориентиры. Особенно это проявляется в представлениях молодых людей об успехе в жизни, что и используется социологами  как индикатор их ценностных ориентаций. 

В ряду наиболее значимых ценностей: 

дело по душе, интересная работа. 

высокий заработок, материальное благополучие. 

хорошие, верные друзья, хорошие отношения в семье, удовлетворенность в интимной жизни, любви. 

В целом можно  сказать: студенчество становится практичнее, прагматичнее. Но одновременно сохраняется ориентация на творческий, интересный труд, возрастает значимость для успеха нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья). Обостряется противоречие: как соотнести рыночные установки и общечеловеческие ценности? 

Наименее значимыми  оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность  командовать людьми, спокойная жизнь. 

Выясняется, что  представления о кризисе идеалов  и ценностей молодых нуждаются  в серьезном уточнении. Да, разрушились многие идеалы, исчезли политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственная, ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях оказалась более устойчивой. И это - при всех издержках - позитивный момент. 

Неблагоприятные условия досуговой деятельности и отдыха молодежи, а также недостаточность для нее социально-культурных благ не попали в число важнейших социальных проблем студенчества. Однако, это свидетельствует не столько об отсутствии проблемы организации досуга как таковой, сколько о том, что на фоне происходящих социальных и экономических катаклизмов она находится на втором плане, уступая место трудностям материального положения, плохому состоянию здоровья, безработице, опасение за безопасность родных и близких. 

Нет открытия в  том, что юноши-студенты в среднем  гораздо больше тратят денег на досуговую  деятельность, чем девушки-студентки. 

Заключение 

Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в составе студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по вузам, факультетам, профессиональным отрядам. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. Но самое главное - происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы - образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности. 

Итак, молодежь стремится получить высшее образование, считая, что «без него в нынешние времена никуда», но не стоит забывать, что диплом перестает быть гарантией трудоустройства и ставит его обладателя в зависимость от спроса и предложения на рынке труда. 
 

Список использованной литературы 

http://www.ronl.ru/sociologiya/11803.htm 

Бойко Л.И. Трансформация  функций высшего образования  и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. - 2002. -№3. 

Молодёжь в  начале XXI века: основные ценности, позиции, ориентиры: Материалы Всероссийской  студенческой конференции. 21 - 22 ноября 2002 (Самарская государственная экономическая  академия и др.). - Самара: СГЭА, 2002. 

Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965 - 2002). - М.: Гардарики, 2002. 

Студенчество // Осипов Г.В. Российская социологическая  энциклопедия. - М.:1998, стр. 544. 

Чередниченко  Г.А. Молодёжь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). - СПб.: РХГИ, 2004.

Информация о работе Студенчество как социальный слой (социалогия)