Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:48, реферат
Исторически термин «средний класс» или «средний слой» возник довольно давно. Им стали обозначать совокупность общественных групп, занимающих промежуточное положение между крайними общественными классами. Так, К. Маркс писал о среднем классе современного ему капиталистического общества как о «многочисленном классе крестьян и ремесленников, которые почти в равной мере зависят от своей собственности и от своего труда».
1.Введение……………………………………………………………………………….3
2.Типы автономии трудовой деятельности……………………………………………4
3.Средний класс: современная Россия…………………………………………………8
4.Заключение……………………………………………………………………………17
5.Используемая литература…………………………………………………………….18
Очевидно, что современное представление о среднем слое, сложившееся в западных обществах, позволяет говорить о среднем слое в российском обществе лишь гипотетически.
Наше общество и здесь демонстрирует свой уникальный путь, на этот раз в формировании среднего слоя. Исторически «традиционные» или «старые» средние слои за 70 лет полностью были утрачены и их практически нужно восстановить заново. «Новые» же средние слои весьма мало напоминают аналогичные слои развитых стран мира. Во-первых, они не массовые, хотя под влиянием НТО происходило повышение общего и специального образования, сформировался достаточно многочисленный слой специалистов, в том числе по самым современным отраслям науки и техники, но подавляющее большинство работников по уровню доходов находилось ниже традиционных групп рабочего класса, в том числе его неквалифицированной части. В условиях же нашей страны происходило неравномерное научно-техническое развитие по отраслям производства. Наиболее квалифицированные кадры специалистов и рабочих — потенциал средних слоев — сосредоточивались в науке и отраслях ВПК, которые со свертыванием бюджетного финансирования оказались на грани банкротства.
Усилился
отток квалифицированных
Во-вторых, практически отсутствовали в обществе или их было мало, те представители средних слоев, которые порождены в развитых странах свободными рыночными отношениями: специалисты по маркетингу, банковскому делу, управленцы с рыночной ориентацией и т.д.
Как видим, и «старые», и «новые» средние слои существуют в российском обществе только в потенции. Станут ли они реальным субъектом экономической и социальной жизни, зависит от направления дальнейших преобразований. Для формирования традиционных средних слоев и выполнения ими своего назначения в рыночной экономике решающее значение будет иметь возникновение частных собственников — предпринимателей — хозяев небольших предприятий, фирм, брокерских контор, магазинов и т.д. Это совершенно новый для нашей экономики тип хозяйствующего субъекта, способный соединить, комбинировать факторы производства, новые рынки сбыта, новые методы управления.
Перспективы формирования традиционных средних слоев связаны с преобразованием по меньшей мере двух крупных социальных групп общества. Первая группа (назовем ее условно «элита»), которая может быть выделена по уровню доходов, сопоставимых с доходами среднего слоя в развитых странах, включала в себя партийно-бюрократический аппарат, руководителей отраслей, крупных предприятий, верхний слой управленческого персонала, незначительную часть ученых и технических специалистов, часть гуманитарной интеллигенции, а также тонкий слой рабочего класса, совмещающего производительный труд с выполнением партийно-административных функций. Сюда же можно отнести и определенную часть работников снабжения и торговли. Этот слой у нас составлял до 15% населения. Он силен корпоративными связями, но достаточно слаб профессионально. К тому же закрытость многих элементов этого слоя ограничивала его
мобильность
и способность впитывать
Объективные процессы в советской экономике кардинально меняют социальные ориентиры в развитии этой группы. Многие ее члены активно включаются в рыночные отношения, широко используя свои связи в распадающейся командной системе, стремясь и в бизнесе занять ключевые посты.
Характерная черта мелкого и среднего бизнеса в нашей стране состоит в том, что он представляет собой порождение экономической системы нерыночного типа, несет на себе «черных» и «серых» экономик. Вследствие этого приоритетное развитие получают непроизводительная, торгово-ростовщическая деятельность, ориентация на сверхприбыль не путем ускорения оборота капитала, а, наоборот, путем создания дефицита товаров. Стремление сохранить монополию в торговле и производстве сочетается с активным взаимодействием с властными структурами. Для него естественно отсутствие рыночной культуры, деловой этики, попрание нравственности, оскорбляющее все общество. Политический, духовный и культурный опыт народа несет в новых экономических условиях конфликтный потенциал, заключенный в столкновении ментальных и культурных характеристик с реальностью рыночной экономики в российских условиях.
Но для эффективного развития экономики, а на первых порах и для выхода из кризиса, нужно как можно скорее сформировать собственников, несущих ответственность за результаты своей деятельности. И то, что часть «элиты» может стать полноценным субъектом рынка, не должно тормозить процесс обретения собственностью хозяина. Попытки препятствовать этому результата не дают. Свобода в экономической сфере несовместима с формированием среднего слоя по политическим принципам.
Определенную сбалансированность и демократизм традиционным средним слоям может придать пополнение их из социальной группы, которую можно рассматривать как второй источник формирования среднего слоя общества-это многочисленные профессионально подготовленные работники, составляющие массовые отряды интеллигенции, квалифицированные слои рабочего класса, фермеры. Их неудовлетворенность своим социально-экономическим положением, уровнем потребления как в сравнении с «элитой» внутри страны, так и с аналогичными себе группами на Западе, является мощной социальной базой преобразования экономики на рыночных принципах и борьбы за демократизацию общества.
Первым каналом, который позволил включиться в рыночные отношения этой социальной группе, стало развитие альтернативного сектора экономики — кооперативных, совместных предприятий, фермерских хозяйств и т.д. Появившиеся здесь предприниматели составляли первую волну в формируемом среднем слое.
Их число могло бы быть весьма значительно, но условия, в которых протекала их деятельность (жесткая налоговая политика, противоречащие друг другу нормативные акты, непоследовательность курса правительства), враждебность населения, умело, кстати подогреваемая «элитой», таковы, что в этой среде немало предпринимателей с криминальной ориентацией, некоторая их часть коррумпирована. Подавляющее число квалифицированных и честных работников не хотело включать в предпринимательство в таких условиях, хотя и считало, что развитие предпринимательства, свобода экономического поведения могут вывести страну из экономического кризиса.
Первая волна предпринимателей, состоящая во многом из людей авантюрного типа, подготовила к восприятию частного предпринимательства, коммерческих банков, бирж, других рыночных институтов.
Вторая волна включала менее рискованных людей. Плацдарм уже был подготовлен. Теперь активно подключались и представители бывшей номенклатуры, люди из разрушенной системы управления, других групп и слоев общества.
Все большее число начинает пробовать себя в малом и среднем бизнесе, хотя стартовым капиталом располагают очень немногие: только те, кто занимается торгово-посреднической деятельностью или сумел на базе государственных предприятий создать свое частное производство. Кстати, эта разновидность номенклатурной приватизации наиболее продуктивна. С поддержкой (и не без корысти) со стороны министерских структур и руководителей предприятий были созданы многочисленные малые предприятия, которые, пользуясь преимуществами нахождения в системе государственного обеспечения, дешевой рабочей силой, организовали производство продукции, реализуемой по свободным рыночным ценам. Впрочем, оплата труда на подобных предприятиях значительно выше, чем на государственных, и это обеспечивает приток квалифицированных работников.
Думается,
что наступает время для
Программа приватизации и разгосударствления в том или ином варианте создает для этого определенные предпосылки, но самое главное состоит в том, что в обществе начала складываться определенная готовность к участию в рыночном хозяйстве. Бизнесмен становится нормативной фигурой общества. Массовый характер приобрела переподготовка работников для профессионального участия в частном бизнесе. Несмотря на возможные задержки в развитии частного предпринимательства из-за действий органов управления, процесс уже набрал инерцию.
В итоге приватизации и разгосударствления должен сложиться многочисленный слой граждан, владеющих собственностью и обладающий определенными ценностными ориентациями. Эти. ориентации в области потребительского поведения соответствуют определенному стандарту жизненных благ, современных и технически оснащенных; в области производственного поведения средние слои склонны к накоплению и инвестициям с целью получения дохода.
Кроме этого в своей непосредственной производственной деятельности они ценят возможность профессиональной реализации и относительной самостоятельности. В сущности, только с превращением этого слоя собственников в численно значимую часть населения, разгосударствление и приватизация будут социально и экономически эффективны.
Между тем существует мнение, выраженное, например, О. Виханским, что создание рынка в нашей стране должно идти собственным путем и должно быть столько капиталистов, сколько потребует рынок. Но рынок может быть монополизирован фирмами-гигантами, созданными мафиозными и номенклатурными структурами, а может быть и конкурентным со множеством мелких и средних фирм, защищенных антимонопольным законодательством.
Только внутренняя «турбулентность» экономики, определенная непредсказуемость в динамике рыночных структур, связанная с бумом инновационного предпринимательства, может стать определенным гарантом высоких темпов развития Н Т П в будущем. Вместе с тем нельзя отрицать экономическую эффективность и крупной частной собственности. Сейчас она фактически легализована, в том числе в виде совместных предприятий. В рамках крупных частных предприятий складывается устойчивая долгосрочная мотивация на развитие производства, расширение инвестиций, а это создает мощный стимул для динамичного развития других форм собственности, их конкурентной активности.
Неожиданным и весьма значительным источником пополнеют средних слоев российского общества, прежде всего традиционных, стали беженцы и вынужденные переселенцы из других республик бывшего Союза. Вообще для этого контингента характерен высокий уровень специального (высшего и среднего) образования. Так, данные государственного учета по Белгородской и Липецкой областям (кстати, эти области принимают значительный поток беженцев, переселенцев и просто мигрантов из других республик) показывают, что среди лиц старше 15 лет люди со средним и высшим специальным образованием составляют свыше 50%. Если же взять возрастную группу от 25 до 55 лет, то, по оценкам работников миграционной службы, число специалистов приближается
к 80%. Как правило, эти люди имеют городские специальности, нередко работали в научных учреждениях, военно-промышленном комплексе, на промышленных предприятиях. Они или были посланы в национальные республики по распределению после окончания учебных заведений, или являются детьми посланных туда ранее специалистов и окончили вузы и техникумы уже в республиках. В любом случае приезд на историческую родину заставляет их менять образ жизни, почти всегда осваивать другую сферу деятельности. Хотя почти все они бывшие жители городов, в том числе столичных, сейчас подавляющее большинство из них устраиваются в сельской местности или небольших городах. Они достаточно трезво смотрят на свои перспективы, надеяться прежде на свои силы и минимальную поддержку государства.
Для многих сельских мест России «вливание» свежих людей, обогащенных другой культурой, деятельных, образованных, ориентированных на постоянное и комфортное обустройство на новом месте, означает нарушение рутинного существования, приобретение новых образцов поведения. Хотя здесь не исключены конфликты на базе недовольства местных жителей тем, что мигрантам предоставляются льготы и преимущества в обзаведении жильем, тем, что они хотели бы достичь и превзойти тот уровень жизни, к которому привыкли на местах прежнего проживания, и уровень запросов у них достаточно высок. В своей производственной деятельности многие мигранты ориентированы на обзаведение собственным делом, занятие фермерством, они зачастую организуются в производственные коллективы из своих товарищей по несчастью и начинают составлять заметную социальную силу в небольших поселениях. Притом, что в ближайшее время можно ожидать нарастание потока мигрантов (из-за внутриполитической обстановки в республиках, национальной, языковой политики, образования государственных границ, таможен и т.д.) потенциальный приток в средний класс общества будет увеличиваться и расти не столько в больших городах, сколько в селах и малых городах России. Эта демократическая составляющая традиционных средних слоев в провинции может оказаться достаточно мощной силой в реформировании общества на рыночных принципах. Весьма драматично положение «новых» средних слоев в российском обществе. Потенциально социальная база для формирования этих слоев достаточно широка. Прежде всего за счет большого числа специалистов с высшим и средним образованием, занятых в народном хозяйстве: сейчас они составляют около 28% работающих. Но большинство из них по своему социальному статусу низведены; до роли наемных работников с предельно низким уровнем доходов, зачастую ниже прожиточного минимума. Неслучайно, что именно они, по данным социологических опросов, поддерживали идеи рыночного пути развития, так как видели в переходе к рыночной экономике возможности улучшить свое материальное положение, реализовать творческий и интеллектуальный потенциал. Некоторые специалисты смогли найти себя в бизнесе, малом и среднем предпринимательстве, но большинство сохраняют приверженность своему профессиональному занятию, постоянно ощущая на себе снижение уровня жизни. За годы перестройки они были оттеснены на худшие позиции по сравнению с предпринимателями, ценность интеллектуального труда относительно понизилась, а в сравнении с уровнем жизни соответствующих групп в западных странах, она предельно мала. Наряду с другими факторами это обусловило широкую миграцию специалистов за рубеж. Сложившаяся ситуация отражает объективный ход реформы в нашей стране. Если в Венгрии и Китае экономические реформы предшествовали процессу демократизации, то наш опыт показал, что децентрализация, ослабление роли государства может предшествовать экономическим реформам. Однако в этом случае реформа экономики проводится в неблагоприятных условиях: сужается до минимума возможность маневра, у общества очень мал запас прочности. Для отдельных групп населения, зависящих от государства то ли как работодателя, то ли как социального защитника, то ли как спонсора в учебе и т.д., «минимизация» государства оборачивается ухудшением материальных условий жизни.