Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 00:24, контрольная работа
Место и роль модели в глобальном мире
Содержание
Последние десятилетия лидером в мировой экономике остаются США. Уже в начале 20 века США выделилась как самая мощная в политическом и экономическом плане страна. И несмотря на то, что экономическая составляющая их лидерства уже не столь внушительна, как прежде американская экономика все же является главным стабилизатором и локомотивом мировой экономики. На современном этапе лидерство США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабам и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала.
Неординарно высокая емкость внутреннего рынка обеспечивает США уникальное место в мировой экономике. Самый высокий уровень ВНП в мире означает, что США расходуют больше любой другой страны на текущее потребление и инвестиции. При этом фактором, характеризующим потребительский спрос в США, является общий высокий уровень доходов относительно других стран и большой слой среднего класса, ориентированного на высокие стандарты потребления. Сейчас США является безусловным лидером не только в военной и экономической, но и в научной и культурной сферах. Хорошо это или плохо, но американский образ жизни становится образцом для подражания всему миру. великая американская мечта захватывает молодежь в разных концах света, а английский язык фактически стал мировым. Поэтому данная тема является довольно актуальной и своевременной. Степень изучимости довольно высока, многие авторы занимались изучением модели развития экономики США, потому что она имеет достаточно большое влияние на экономику других стран. Объектом данной работы является социально-экономическая модель развития США.
Несмотря на повсеместную пропаганду американской модели развития, она подходит далеко не всем странам. Уникальность США в том, что это многонациональная страна, в которой тяготеющие над макроэкономической моделью развития национальные особенности (культура, традиции и т.п.) утрачивают свое значение, какое они имеют в однородных по составу населения странах.
В США гораздо легче осуществлять либеральный путь развития капитализма, чем где бы то ни было. Дело в том, что изначально США развивались как свободная страна переселенцев, ищущих надежное укрытие от произвола государства у себя на родине. Соответствующим образом формировались и американские законы, перед которыми все равны. Не случайно, что в такой неоднородной по своему национальному составу стране довольно редки этнические конфликты, а расовая ненависть строго наказывается.
Над
американским вариантом менеджмента
не довлеют клановые интересы или
родственные узы, жесткий ограничительный
контроль со стороны государства, как
это происходит в других странах
мира. Государство и бизнес в США партнеры,
помогающие друг другу в трудные моменты
развития. Для того, чтобы вводить американскую
модель развития, необходимо иметь точно
такие же условия, которые созданы в США:
приоритет частной собственности, свободный
рынок с весьма сильной конкуренцией на
нем, незначительная роль государства
в экономике, мобильность рынка рабочей
силы, законы, дающие бизнесу свободу развития
и ограничивающие отрицательные эффекты
предпринимательства на общество и окружающую
среду, прекрасная транспортная и финансовая
инфраструктура и т.п.
К первой группе относят такие издавна присущие американской экономической модели черты, как:
– всемерное поощрение обществом и государством предпринимательской активности, благоприятный предпринимательский климат, общественная установка на достижение успеха, независимо от происхождения и социального статуса человека;
– относительно низкий, по сравнению с другими развитыми странами, уровень перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) через государственный бюджет – менее 17-18% через федеральный и около 30% через консолидированный;
– относительно низкий удельный вес государства в произведенном ВВП: государственная собственность представлена лишь в атомной энергетике, производственной инфраструктуре (мосты, дороги, трубопроводы), образовании и здравоохранении, и в целом государственный сектор создает лишь около 12% ВВП страны;
– более
ограниченное, чем во многих других развитых
странах, но весьма эффективное государственное
вмешательство в экономику;
– высокая трудовая мораль, основанная
прежде всего на протестантской этике:
трудолюбии и вере большинства граждан
в собственные силы.
Перечисленные характеристики – основа либеральной экономической модели Соединенных Штатов. Но в последние десятилетия важное значение приобретают семь новых экономических тенденций, связанных с развитием научно-технической революции.
Во-первых,
одной из важнейших черт современного
экономического развития США является
ориентация на гибкое, диверсифицированное
и мелкосерийное производство, которое
способно адаптироваться к быстро меняющимся
потребностям экономики и населения. Это
достигается за счет распространения
(как в материальном производстве, так
и в сфере услуг) новых поколений техники,
основанных на использовании микропроцессоров,
микроэлектроники, программируемой автоматизации
и биоинженерии.
Во-вторых, в структуре американской
экономики постоянно повышается уровень
ее наукоемкости. С одной стороны, он определяется
общим увеличением затрат на научно-исследовательские
и опытные конструкторские разработки
(НИОКР), совершенствованием их структуры
и кадрового обеспечения. С другой стороны,
немалую роль играет становление и выделение
группы отраслей экономики с чрезвычайно
высокой зависимостью их производственных
результатов от расходов на НИОКР. Общий
объем затрат на НИОКР в 2004 г. превысил
280 млрд. долларов (2,65% ВВП) – рекордный уровень
за всю историю страны. При этом гражданские
НИОКР составили 2,2% ВВП. В целом на долю
США приходится около 46% всех расходов
на НИОКР в развитых странах мира.1
В-третьих, новым сдвигом в общественном
производстве Соединенных Штатов стало
формирование всеобъемлющей информационной
инфраструктуры. Ее принципиальное значение
состоит в том, что она превратилась в
важнейший и необходимый элемент всей
производственной инфраструктуры. Без
нее эффективное функционирование экономики
и общества в настоящее время невозможно.
В основе информационной инфраструктуры лежит комплексная индустрия обработки информации на базе новейшей электронной техники и систем связи. В начале ХХI века на долю США приходилось более 40% всех работающих в мире компьютеров. Все более заметную роль играет система Интернет: согласно оценкам, объем «электронных» коммерческих сделок в 2003 г. достиг 1,3 трлн. долларов. Растет масштаб деятельности принципиально новой отрасли – специализированных компьютерных услуг, которые представляют более 80 тыс. фирм.
В-четвертых, роль и масштабы сферы услуг США не имеют аналогов в других развитых странах. Достаточно отметить, что в начале 2000-х годов здесь было сосредоточено около 80% занятых (причем, более 85% всех кадров высшей квалификации) и около 40% основных производственных фондов. Всего же «услуги» создавали около 80% ВВП.
Значение этой сферы, однако, не исчерпывается ее растущей долей в производстве ВВП и концентрацией здесь ресурсов и капитала. Многие отрасли услуг приобрели ключевое значение для функционирования экономики в долговременном плане, став «локомотивами» научно-технического и социально-экономического развития страны. Речь идет в первую очередь о развитии науки и научного обслуживания, образования, здравоохранения, разнообразия профессиональных услуг, связи, информационного обслуживания и т.д.
Именно эти отрасли, наряду с их значением для научно-технического потенциала, вносят главный вклад в развитие человеческого фактора, который приобрел особое значение в современной высокоразвитой экономической системе. И это еще одна принципиальная особенность сформировавшейся в США модели экономики.
В-пятых, серьезные перемены происходят в отношениях собственности. Ключевой чертой доминирующего в США частного сектора хозяйства является эволюция структуры производственного капитала. В начале ХХI века около 90% всех доходов создавалось в корпоративном секторе хозяйства, доля которого в создании ВВП по сравнению с 1970 г. возросла на 20 процентных пунктов. Таким образом, корпоративная частная собственность стала преобладающей по сравнению со всеми другими формами частной собственности (партнерства, индивидуальная частная собственность).
Эксперты оценивают ее как наиболее эффективную с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможностей использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений. Получили распространение и заняли свою нишу на рынке и новые формы частной собственности: компании, принадлежащие производителям-инвесторам (более 80% акционерного капитала корпоративного сектора страны), работникам (8%) и потребителям, которые вместе с бесприбыльными организациями составляют 12% акционерного капитала.
В-шестых, изменения затронули механизм функционирования различных рынков. Характерной чертой американской экономической модели, влияющей на функционирование рынка труда и трудовые отношения, является тенденция снижения степени охвата работников профсоюзами. Только за период 1980-х, 1990-х и первой половины 2000-х годов она сократилась с 20,1% в 1983 г. до 13,5% в 2004-м. А поскольку влияние профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров, занятость и уровень заработной платы уменьшается, рынок становится более мобильным.
Серьезные изменения затронули не только функционирование товарных рынков, но и динамику экономического цикла. Распространение информационных технологий революционизировало, например, всю систему управления материальными запасами. Это позволяет избегать их перенакопления, уменьшая, таким образом, материальную основу «избыточного» производственного капитала в целом. В результате в механизме экономического цикла США произошли изменения, которые, несомненно, характеризуют принципиальные сдвиги во всей системе воспроизводства. За послевоенный период спады стали гораздо менее болезненными для американской экономики. Так, из-за четырнадцати циклических спадов потери ВВП в 1900-1953 годах были в среднем втрое больше, чем от восьми последующих кризисов 1954-2004 годов. Периоды подъемов в рамках одного цикла увеличились почти вдвое – с 2,5 лет в 1900-1953 годах до 5 лет в последующем. Одновременно период падения производства сократился с 17 до 11 месяцев.
Механизм
цикла изменился не только из-за
внедрения информационных технологий
и влияния научно-технического прогресса
в целом. Не менее важным фактором
стало государственное
Доля
расходов федерального бюджета на социальные
цели, включая развитие человеческого
капитала (образование, здравоохранение),
социальное страхование и
Констатируя
весьма высокую эффективность
Все
отмеченные выше перемены в немалой
степени повлияли на развитие американской
экономики в начале нового столетия.
Помимо
циклического кризиса экономика
США испытала шок от террористических
атак 11 сентября 2001 года, которые привели
к прямым и косвенным потерям
ВВП на сумму более чем в 140
млрд. долларов (разрушенные здания, спасательные
работы, страховые платежи, сокращение
спроса на авиа- и автоперевозки и т.д.).
Отрицательное влияние на американскую
деловую конъюнктуру оказали и корпоративные
скандалы 2001-2002 годов. Среди них особенно
выделялись банкротства и финансовые
махинации в крупнейших корпорациях «Энрон»
и «Уорлдком», в также в аудиторской компании
«Артур Андерсен».