Современные представления о революции: немарксистские концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Понятие революции является широко употребимым, и его использование в социологической теории требует ряда уточнений и разъяснений. В российской обществоведческой литературе в течение всего XX века понятию «революция» приписывался достаточно жесткий идеологический оттенок, подкрепляемый марксистской теорией. Эта тенденция осложняла операционализацию указанного понятия, а, следовательно, изучение данного социального феномена как объекта.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................
1. Начало изучения феномена революция...................................................
1.1. Классические концепции революции ........................................................
1.2. Марксистские концепции революции........................................................
2. Современные представления о революции: немарксистские концепции............................................................................................................
Заключение ........................................................................................................
Список литературы...........................................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая(2 курс).docx

— 112.20 Кб (Скачать файл)

Таковы основные подходы немарксистских социологических концепций к объяснению факторов и механизмов социальной революции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В соответствии с поставленной целью и задачами подведем итоги нашей работы.

В обыденной жизни под революцией обычно понимается государственный переворот, , состоящий в простой смене одной группы лидеров на другую без какого-либо изменения политических институтов и системы власти, вообще не может считаться революцией в строгом социологическом смысле.

Революцией называются только те события, которые удовлетворяют  ряду  условий:

1. Последовательность событий не является революцией в том случае, если в ней не присутствует массовое социальное движение. 

 2. Революция ведет к  широкомасштабным реформам или изменениям.

     3. Революция предполагает  угрозу насилия или его применение со стороны участников массового движения.

 

Собирая воедино все три критерия, мы можем определить революцию как захват государственной власти путем насилия, совершаемый лидерами массового движения, полученная при этом власть используется в дальнейшем в целях инициации радикальных социальных реформ.

Социальные революции можно рассматривать одновременно и как крайнюю форму социальных изменений, и как вид социального движения.

Общее понятие социальной революции: революция – кардинальное, происходящее, как правило, в ограниченный исторический отрезок времени, изменение характера всех социальных отношений в обществе.

Мы выделили основные  направления к подходу изучения революции: классические концепции, марксистские и современные концепции в социологии революции.

В классическом направлении мы рассмотрели работы мыслителей XVII-XVIII века, таких как Томас Гоббс и его работу "Левиафан", Дж. Локка и его книгу "Два тракта о правлении", где он использует термин революция как синоним "восстания".

Мы также выделили мыслителя Дж. Гарринктона, который первым обратился к поиску причин революции.

В XVIII веке Д.Юм применяет понятие "революция" как оборот войны и революции".

Ф. Бернье в своей первой книге "История последних политических революций в государстве Великого Монгола". «Революциями» им названы междоусобные распри наследников Аурангзеба.

Никола Антуан Буланже называет революциями природные катаклизмы – перемены климата, землетрясения, потопы и т. д. – считая их воздействие причиной возникновения религий.

Мари Жана Антуана Никола Кондорсе в работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794). дал свою, весьма произвольную, периодизацию всемирной истории, Кондорсе тем не менее четко сформулировал положение о месте революций в историческом процессе: «Все говорит нам за то, что мы живем в эпоху великих революций человеческого рода. Кто может лучше нас осветить то, что нас ожидает… чем картина революций, предшествовавших и подготовивших настоящую?… И для того, чтобы счастье, которое эта революция нам обещает, было куплено возможно менее дорогой ценой, чтобы оно распространилось с большей быстротой на возможно большем пространстве… разве не необходимо изучить в истории прогресса человеческого разума препятствия, которых надлежит опасаться, и средства, которыми нам удастся их преодолеть?».

Антуан  Барнав Ему принадлежит уникальное по глубине «Введение во Французскую революцию». Если коротко сформулировать его концепцию Французской революции, то в самом общем виде она заключается в следующем: революция не была исключительно политическим переворотом, который подготовлен умственным. Она явилась лишь политическим выражением причин различного порядка: экономических, идейных, социальных, т. е. была подготовлена целым рядом обстоятельств, а не только раскрепощением разума путем просвещения.

Первым сказал о возможности создания общей теории революции французский роялист, публицист и политик, граф Антуан Франсуа Клод Ферран (1751-1825), автор книг «Рассуждения о социальной революции» (1794) и 4-томного исследования «Теория революций, сравнение главных событий, их источника и последовательности, с общей аналитической таблицей» (1801, издана в 1817): «Основные события революций могут быть сведены к общим максимам… можно создать теории революции, подобно тому как создана теория законов, потому что и революции имеют свои законы».

А. Ферраном предложена первая в истории мысли классификация политических революций.

Наиболее поверхностный взгляд на сущность революции высказан английским философом Эдмундом Бёрком (1729-1797) в книге «Размышления о французской революции» (1790), уже в первый год переизданной 11 раз. Причина сверхпопулярности взглядов Бёрка – в ясно поставленной и выполненной им идеологической задаче борьбы с революцией: «подготовить людей, которые любят порядок, к сопротивлению этой силе». В предисловии к русскому переводу книги Бёрка (1993) она справедливо названа «манифестом контрреволюции».

Граф Жозеф Мари де Местр (1753-1821) в работе «Рассуждения о Франции» (1797), в отличие от Бёрка, подчеркивал объективную предопределенность хода Великой французской революции.

После де Местра, прозвучали  высказывания Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) в «Философии истории» (1822-1831, опубликована в 1837-1840). Французская революция – не нелепая случайность, не произвол заговорщиков; она – необходимый элемент исторического процесса, направляемого Абсолютной Идеей. Гегель, в отличие от де Местра, даже осуждает старый режим, избежав тем самым трагикомического приписывания революции «сатанинского характера», но на этом его симпатии к революции иссякают.

Политик, историк и публицист Алексис де Токвиль (1805-1859) в книге «Старый порядок и революция» (1856), не прибегая к философским спекуляциям, в законченной форме выразил то же, что и Гегель, отношение к революции. Так же он признает недовольство «старым порядком» оправданным, и так же считает революцию «опасным лекарством», приема которого следует избегать, отдавая предпочтение реформам. Причина революции – не масоны и адвокаты, а свергнутое правительство, причем его вина заключается в том, что его политика породила зло, худшее, чем злоупотребления – революцию.

Также мы выделили работы анархистов Кропоткина и Бакунина.

П. А. Кропоткин в книге «Современная наука и анархия» (1912) выделил три основные течения анархизма – анархо-индивидуализм М. Штирнера (1806-1856), который он справедливо считает не только поверхностным, но и реакционным, анархо-коммунизм М. А. Бакунина и промежуточное направление последователей признанного основоположника анархизма Пьера Жозефа Прудона (1809-1865).

Взгляды Прудона кратко определил М. И. Туган-Барановский (1865- 1919): «Во имя равенства он отвергал частную собственность в существующей форме; во имя свободы он отвергал социализм».

В работах M.А. Бакунина (1814-1876) анархизм приобретает революционность, сохраняя непонимание законов общественного развития. Это опасная смесь; опасная не столько для врагов, сколько для приверженцев анархизма, так как неизбежно ведет к авантюрам.

Для Бакунина, как для любого идеолога, важна цель, а не причина. Цель – разрушение государства, являющегося абсолютным злом; это и есть революция; на это он и мобилизует своих сторонников. О государстве Бакунин писал много, зло и справедливо, однако анализа причин, по которым оно возникло, существует и, самое главное, не вечно, в его работах не найти. Не важно, кто построил Карфаген; важно, что он должен быть разрушен.

На    смену концепциям анархистов пришло материалистическое понимание истории К.Маркса и Ф.Энгельса.

Одну из первых теоретических концепций революции создал К. Маркс, он называл революции «локомотивами истории» и «праздником угнетенных». С точки зрения марксизма, глубинные причины революций связаны с конфликтом внутри способа производства — между производительными силами и производственными отношениями.

Марксизм видел в революции высшую форму социального прогресса, политическая революция как бы подводила черту под процессом перехода от одной такой формации к другой. Исключение составлял лишь высший тип социально-политической революции — революция пролетарская, или социалистическая. В ходе социалистической революции самый передовой класс — пролетариат — сначала свергает власть буржуазии, а потом начинает переход к новому коммунистическому обществу. Диктатура пролетариата ломает сопротивление эксплуататорских классов, а ликвидация частной собственности становится предпосылкой устранения классовых различий вообще. Предполагалось, что социалистическая революция неизбежно примет всемирный характер и начнется в наиболее развитых странах, так как для нее необходима высокая степень зрелости капиталистического общества и высокая степень зрелости материальных предпосылок нового общественного строя.

Заслуга приспособления доктрины марксизма к условиям слаборазвитых стран принадлежит В. И. Ленину.

 

Дополнения, сделанные В. Лениным, вышли за рамки собственно марксистской парадигмы. В частности, это относится к ленинской концепции революционной ситуации.

 В. И. Ленин считал, что любая  политическая революция нуждается  в определенных условиях для  своей победы. Первое условие  — наличие общенационального  кризиса, при котором не только  бы «низы не хотели жить  по-старому», но и «верхи не  могли» управлять старыми методами. Второе условие В. Ленин характеризовал  как «обострение выше обычного  нужды и бедствий народных  масс». И третье — значительное  повышение социальной активности  этих масс. Такое сочетание условий  для возникновения революционной  ситуации казалось обоснованным  не только марксистам, но в  какой-то мере и исследователям, далеким от коммунистической  идеологии.

Иную, чем у К. Маркса, теоретическую концепцию революции, объяснение причин ее возникновения и механизмов развития предложил Алексис де Токвиль. Он видел причины революций не в экономическом кризисе, вызванном отставанием производственных отношений от ушедших вперед производительных сил. Токвиль полагал, что революционные взрывы могут происходить не обязательно в результате ухудшения ситуации в обществе: люди привыкают к лишениям и терпеливо переносят их, если считают неизбежными.

Марксистская теория революции на протяжении многих десятилетий была весьма привлекательной и в качестве научной методологии, и в виде конкретной программы социально-политического действия. Сегодня марксистская теория революции утратила свою привлекательность из-за фактического провала социальных экспериментов, проводившихся под влиянием идей К. Маркса и В. Ленина во многих странах мира.

Также мы подробно выделили и рассмотрели сторонников так называемого немарксистского  подхода.

Мы выделили основные  концепции социологии революции:

1. Теория циркуляции  элиты. ( Вильфред Парето) Согласно этой теории, революция происходит тогда, когда не обеспечивается своевременная циркуляция элиты. Одна из основных социальных функций революции заключается в прочищении каналов социальной мобильности. Если не происходит своевременной циркуляции элиты — мирным ли путем, с помощью ли насилия, — общество начинает стагнировать и в результате может просто погибнуть или, по меньшей мере, утратить национальную независимость.

 2. Теории модернизации. Понятие «модернизация» — это, по выражению А. Ковалева, «нечеткий собирательный термин, который за рубежом относят к разнородным социальным и историческим процессам, как исторически сопровождающим индустриализацию в странах развитого капитализма, так и в сопутствующих ей ныне странах «третьего мира» после крушения колониальной системы».

Понятие модернизации включает в себя несколько составных частей:

1. Политическая модернизация

2. Культурная модернизация

3. Экономическая модернизация

4. Социальная модернизация

Теория  модернизации  рассматривает  революцию как кризис, возникающий в процессе политической и культурной модернизации общества. Наиболее благоприятная почва для революции создается в тех обществах, которые вступили на путь модернизации, но осуществляют ее неравномерно в различных сферах своей жизнедеятельности. В результате появляется разрыв между растущим уровнем политического образования и информированностью достаточно широких слоев общества, с одной стороны, и отстающими от них уровнями экономических преобразований, а также развитием политических институтов и их демократизацией — с другой. Это и формирует условия для революционного взрыва.

3. Теория относительной депривации.

Термин «депривация», обозначающий состояние, возникающее вследствие ощущения лишений, обделенности чем-то важным.

Эту теорию разработал Тед Гарр в  книге «Почему люди бунтуют».

На основе опросов населения этих стран о том, как они оценивают свое прошлое, настоящее и будущее и соотносят его со своим идеалом хорошей жизни, Гарр выработал «меру относительных деприваций», и сделал вывод, что чем выше уровень относительных деприваций, тем шире масштабы внутреннего насилия в данном обществе тем оно интенсивнее используется. Суть меры относительных лишений состоит в разрыве между уровнем запросов (УЗ) людей и возможностями достижения (ВД) того, чего они желают.

Информация о работе Современные представления о революции: немарксистские концепции