Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 14:37, курсовая работа
Актуальность исследования. Семья – один из самых сложных институтов любви и понимания, сталкивается с вновь появившимися проблемами: вседозволенность, занятость, скорость, прагматичность и отсутствие поддержки, нет желания иметь детей, потеря института семьи, женская эмансипация, свадебные договоры и многое другое.
Семья это ячейка общества. Это было всегда. Когда ячейка общества не крепкая, то и общество находиться в кризисе. Семья этимологически восходит к слову «семя» – «семена». Семья это кровные родственники. Семья это маленькое общество. Семья не существует сама по себе.
Процессы семейного кризиса наблюдались в России с конца 60-х гг. Они наблюдаются и до сих пор. Рассматривая воспитательную роль семьи в России, нельзя не учитывать общемировые тенденции ослабления института семьи, но анализ воспитательного воздействия российской семьи на новые поколения осложняется действием специфических факторов[6 С. 133].
Ускоренная урбанизация и индустриализация Российской Федерации привели к резкой деформации структуры семьи, к смене трехпоколенной сельской семьи семьей городской двухпоколенной. При этом ключевое значение имела поддерживаемая государством передача социализирующих функций семьи специализированным институтам воспитания и образования (детским дошкольным учреждениям, школам, интернатам и т. д.).
Единый прежде семейный авторитет распался на ряд противоречащих друг другу "социализационных авторитетов", подвергся многоступенчатому расщеплению. В связи с этим создался постоянный источник конфликтной социализации молодежи, находящий разнообразные формы в соответствии с историческим временем и меняющимися условиями жизни.
Проявление этой конфликтности можно увидеть в несогласованности воспитательных действий – от нарушения социокультурного поведения до социальной патологии (бегство от своего Я, суицид, насилие, правонарушения). Криминальные формы конфликтной социализации принуждают к созданию учреждений повторной, принудительной социализации несовершеннолетних.
Все ныне известные заменители семейного воспитания являются целевыми, специализирующимися на целях воспитания детей. Вокруг этих целей выстраивается функционирование организаций с определенным уставом, штатом, что неизбежно приводит к появлению неформальных структур, которые противостоят формальной (в армии – "старики" и "салаги").
Семейная социализация лишена этого противоборства формальных и неформальных структур, так как семья не является целевой формальной организацией и внутрисемейные роли включают в себя определенные права и обязанности по домохозяйству и семейному производству.
Расщепление семейного авторитета обнаружилось первоначально в распаде расширенной семьи – на ряд нуклеарных семей и при расколе авторитета главы расширенной семьи на ряд авторитетов глав нуклеарных семей. Миграция из деревень в города, в городские коммунальные квартиры способствовала разъединению взрослых детей и их родителей. Это способствовало нарушению семейной преемственности поколений, отдалению, изоляции новых поколений от старших.
Урбанизация страны способствовала закреплению этой тенденции, новые города и поселки возникали вокруг строящихся заводов и комбинатов. Жилищная стесненность нарушила семейно-родственные связи, оставляя нуклеарную семью в окружении "чужих" людей. Это резко контрастирует с интенсивностью семейно-родственных и соседских контактов на селе, где все знают друг друга. Город, приучая людей к постоянным контактам в транспорте, магазине, создает фон отчуждения людей друг от друга, феномен отсутствия людей при их соприкосновении. Эта городская особенность психологически весьма опасна как основа и для криминального поведения. Только социально – психологические особенности семьи позволяют сформировать у личности способности переключения с кода обезличенного взаимодействия на код личностного общения без каких-либо отклонений от общепринятых норм. Раскол семейного авторитета, особенно резкий в городских семьях, усугубляет для подрастающих поколений тенденцию к девиантности поведения среди "чужих". Раскол семейного авторитета происходит также при разрушении семейного производства как арены совместной деятельности родителей и детей, как арены трудового воспитания и формирования семейных династий по профессиональной их ориентации. В семейном домопроизводстве никто не чувствует себя батраком, наемником, а семейный авторитет родителей укрепляется благодаря их профессиональному мастерству, передаваемому в процессе обучения[5 С. 99].
Отсутствие у семьи общесемейного дела лишает членов семьи чувства хозяина своей жизни, самоуважения и достоинства. Только родители, имеющие свободные профессии, занимающиеся творчеством в стенах дома, способны передать по наследству свои профессиональные знания, навыки; только немногие в условиях капиталистического наемничества способны создавать семейные династии артистов, художников, писателей, музыкантов.