Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 07:49, курсовая работа
В основе социологического подхода к семейным отношениям находится интерес к конфигурациям ролевых взаимодействий. Социальная структура в процессе модернизации изменяет социальные роли и взаимосвязи между ними, и все это не может затрагивать семейные роли. Микросоциология семьи фиксирует динамику межличностных отношений в семье, обусловленную трансформацией семейных ролей. Социология семьи сфокусирована на ролевой структуре и на ее взаимодействии с межличностной структурой.
1.1
Методологический
раздел
1. Анализ ситуации в исследуемой области. Постановка проблемы исследования.
В
основе социологического подхода к
семейным отношениям находится интерес
к конфигурациям ролевых
Н. М. Давыдова отмечает что гендерный аспект социологического знания о современном обществе находится в центре академических дискуссий, ведущихся во всем мире. В ряду наиболее важных и интересных аспектов находится проблематика распределения власти (ответственности) внутри домохозяйств и различного вклада мужчин и женщин в ресурсы семьи.
Проблема главенства в семье рассматривается с точки зрения как управления, так и власти. Человек, который ответствен за расходование денег, не всегда тот, кто вносит наибольший вклад в семейный бюджет, и более того - не тот же самый, кто принимает решения, на что деньги должны быть потрачены с точки зрения стратегии развития домохозяйства. От эффективности распределения этих функций зачастую зависит уровень жизни семьи в целом. Безусловно, существующие объективные социокультурные различия и традиции накладывают свой отпечаток на распределение ролей и ответственности в семье в зависимости от типа общества. Тем не менее есть и общие тенденции.
Попытка
взглянуть на данную проблему была
предпринята в рамках первого
этапа лонгитюдного совместного
российско-британского проекта
Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о том, что груз последствий российских реформ большей тяжестью обрушился на плечи женщин. Это и доминирование женской безработицы, и ограничение доступа женщин к основным институтам интеграции (хорошей работе, качественному образованию, управлению, власти), и увеличение семейной нагрузки, когда ответственность за воспитание подрастающего поколения целиком ложится на женщину и т. д.
На вопрос главенства семьи большинство респондентов смогли ответить на поставленный вопрос. В половине случаев респондент сам являлся главой домохозяйства (здесь преобладали женщины), но малая часть опрошенных респондентов считали главой семьи супруга или одного из родителей. В целом следует заметить, что при определении главы семьи люди могли руководствоваться по меньшей мере тремя подходами: патриархальным, когда главой считается старший член семьи (как правило, мужчина); экономическим, когда главой семьи является ее основной кормилец и/или распорядитель семейного бюджета; равноправным, когда семья четко не персонифицирует главу. Иногда глава семьи, выделяемый по патриархальному принципу, на практике не был ни добытчиком, ни распорядителем бюджета, а всего лишь являл собой некий символ.
Достаточно
часто респонденты
Мужчина чаще оказывался главой семьи, размер которой превышал средний (4 человека). Большие многопоколенные семьи, как правило, также возглавлялись мужчиной. В то же время более молодые и небольшие семьи значительно чаще управлялись женщиной и в то же время в неполных семьях женщина вынуждена была принимать эту роль на себя. Правда, в отдельных случаях некоторые матери-одиночки, стремясь отдать дань патриархальной традиции, символически уступали эту роль мужчине - отцу или брату, при том что ответственность за детей и функция кормильца все равно целиком оставались на ее плечах.
Как уже говорилось ранее, выполнять роль главы домохозяйства и быть основным кормильцем семьи на практике совсем не одно и то же. Исследование показало что в каждом пятом домохозяйстве с несовершеннолетними детьми возглавлявший его мужчина не являлся основным кормильцем, уступая эту функцию женщине1.
Давыдова Т. М. рассматривает распределение ролей в семье. Она пишет что в современном обществе получает распространение эгалитарный тип внутрисемейных отношений, когда резкая дифференциация труда между полами в семейной и общественной жизни исчезает, уступая место интеграции супружеских ролей и высокой степени их взаимозаменяемости. В первую очередь это связано с ростом профессиональной занятости и образования женщин, в основе которого лежат не только экономические, но и в значительной степени социально-психологические факторы. Процесс освобождения от традиционного представления коснулся не только женской роли, но и мужской, благодаря большому участию женщин в наемном труде мужчины выходят из роли единственного кормильца, освобождаясь от давления профессии и поворачиваясь лицом к семье, детям, т.е. для мужчин становится возможна иная заинтересованность и в профессии и в семье.
В
настоящее время большинство
мужчин и женщин по-прежнему вовлечены
в различные сферы
Был проведено в октябре 2003 г. Министерством труда и занятости Республики Мордовия социологического исследование "Социальный статус современной городской семьи", который был посвящен изучению социального положения и выявлению основных тенденций в развитии городской семьи.
В ходе исследования (в котором приняли участие 386 домохозяйств) предполагалось выяснить, насколько распространен эгалитарный характер разделения домашних обязанностей (равное участие мужа и жены в выполнении домашних дел при условии, что оба супруга вовлечены в оплачиваемую занятость) в городской семье и какие показатели оказывают наибольшее влияние на этот процесс.
Было выявлено что самыми "женскими" работами оказались стирка одежды (88,25), глажение одежды (86,4), приготовление пищи (78,7), уборка квартиры (66,2), мытье посуды (61,8), покупка продуктов (59,4). Далее идут гендерно нейтральные домашние обязанности: управление бюджетом, уход за престарелыми членами семьи, планирование досуга. Воспитание детей и принятие решения в семье оказались самыми эгалитарными видами домашней работы – 72,5% и 73% респондентов соответственно отметили, что их выполняют чаще всего оба супруга.
Интерпретируя полученные данные, можно предположить, что в отношении видов домашней деятельности мужчины и женщины следуют традиционному распределению семейных обязанностей. Мужчинам больше свойственны такие домашние занятия, как ремонт вещей и квартиры (т.е. работа, которая предполагает применение физической силы или связана с обеспечением транспорта), а также вынос мусоpa.
По итогам опроса было условно разделены городские семьи по степени участия супругов в домашней деятельности на три типа. Первый тип условно называемый "патриархальные" семьи - в них все виды домашней работы чаще всего выполняют жены . Второй - "матриархальные" семьи, где предложенные виды внутрисемейной домашней деятельности чаще всего выполняет муж . Третий - "эгалитарные" семьи, в которых домашнюю работу чаще всего выполняют оба супруга . Таким образом, в большинстве случаев действует жесткая патриархальная модель, определяющая разделение "мужской" и "женской" домашней работы, причем львиную долю реальной работы по дому практически всегда выполняет женщина.
Домашний труд выполняется в обмен на экономическую поддержку. Согласно этой логике, жены выполняют основную часть домашних обязанностей, поскольку большинство замужних женщин зарабатывает меньше, чем их мужья, и в определенной степени зависят от них экономически. Это значит, что если в семье муж имеет доход выше, чем жена, то это почти всегда является основанием традиционного типа распределения внутрисемейных обязанностей. С другой стороны, исследование показало, что если жена зарабатывает гораздо больше мужа, то в этих семьях не происходит перераспределения домашнего труда по эгалитарному типу.
В семьях, где роль кормильца выполняет жена, а роль зависимого муж, мужья как правило или совсем не участвуют в домашних делах или участвуют незначительно. По данным исследования, "Социальный статус современной городской семьи", в семьях, где жена имеет доход гораздо выше мужа, мужья участвуют в домашних делах реже, чем в семьях, где доходы примерно равные или муж получает гораздо больше.
Как правило, в супружеских парах, где роль кормильца выполняет жена, женщины, как нарушившие гендерно нормативное поведение, нередко сталкиваются с осуждением со стороны родственников, друзей и коллег. Говоря о женской идентичности, было отмечено, что даже у самых успешных женщин, которые смогли реализоваться в профессиональной деятельности, очень сильны и устойчивы представления о традиционном гендерном разделении труда, о том, что жена - хозяйка в доме, что домашнее хозяйство – сфера прежде всего женской ответственности.
Ответы респондентов, мужчин и женщин, полностью воспроизводили традиционные гендерные представления относительно социальной роли мужчины и женщины о том, что муж несет ответственность за материальное обеспечение семьи, выполняя роль добытчика и кормильца, а жена играет роль хранительницы домашнего очага, поддерживающей уют и мир в доме
Так же было отмечено, что возраст супругов и продолжительность брака тоже оказывают влияние на распределение домашних обязанностей и удовлетворенность этим. В молодых семьях взаимные ожидания по разделению труда только складываются или корректируются. Кроме того, в этот период рождаются первенцы, и семьи временно ведут традиционный образ жизни, когда муж - кормилец, а жена - домашняя хозяйка. Отсюда большая удовлетворенность разделением домашних обязанностей среди молодых жен и мужей. На пенсии большинство женщин продолжают нести груз домашних обязанностей в одиночку. Исключение составляют такие виды домашней работы, как вынос мусора и ремонт вещей и квартиры, которые по-прежнему остаются в мужской компетенции. В целом анализ гендерного разделения домашнего труда в современной городской семье показал, что сфера внутрисемейного распределения домашних обязанностей по-прежнему осталась наиболее консервативной областью гендерных отношений. В половине опрошенных семей гендерное разделение домашнего труда носит традиционный (патриархальный) характер, но роисходит изменение традиционных гендерных практик, конструирование новых форм гендерного поведения в сторону его эгалитаризации. В семье постепенно изменяется распределение нагрузок и шансов, растет практика совместного ведения домашних дел. Мужчины и женщины стали чаще совместно выполнять ту работу, которая традиционно считалась женской или мужской. В этом смысле показательно, что треть опрошенных отмечали , что в их семьях домашние дела чаще всего выполняют оба супруга.
Можно подвести итог, что фактор индивидуального дохода имеет значение только в отношении мужчин - если их доходы выше, чем у жен, то разделение домашнего труда носит традиционный характер. В случае высокой заработной платы у жены не происходит перераспределения домашней нагрузки в сторону мужа. Можно сказать, что главными факторами, влияющими на характер гендерного разделения домашнего труда в городской семье, являются гендерные представления супругов о роли женщин и мужчин в обществе.
Балабанова Е. С. В статье пишет, что объем домашнего труда, выполняемый мужчинами и женщинами, является наиболее очевидным проявлением дифференциации гендерных ролей в приватной сфере. Практически все публикации свидетельствуют о том, что женщины выполняют больший объем домашнего труда, чем мужчины, и что в России это неравенство значительно сильнее, чем в развитых странах.