Проблема формирования среднего класса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2009 в 14:20, Не определен

Описание работы

Курсовая работа по дисциплине «Политика доходов и заработной платы»

Файлы: 1 файл

средние классы в россии.doc

— 825.50 Кб (Скачать файл)

                                        Табл.57 

   Как показали исследования, с ростом объема сбережений увеличивается их доля в  наличной валюте. В ответах, полученных в ходе фокусированных интервью, в  качестве основных причин, снижающих частный инвестиционный потенциал, указывается на нестабильность в стране и ненадежность банков. Респонденты считают, что общество не вышло из полосы нестабильности, не исключено резкое изменение принципов финансовой политики. Отсутствие доверия к власти и ее финансовым институтам лишает потенциальный средний класс возможности строить долгосрочные стратегии роста благосостояния и переводит значительную часть возможных накоплений в сферу потребления. 

      В таблице №5 представлены  данные об уровене потребления в зависимости от степени адаптированности к новым экономическим условиям (в %): 
 

Группы  респондентов Хватает только на питание Хватает только на питание  и одежду Хватает на предметы длительного  пользования Хватает на все, кроме недвижимости Хватает на все
“Группа протеста” 33,5 64,6 1,5 0,4 0,0
“Группа выживания” 7,7 85,8 6,2 0,3 0,0
“Группа адаптации” 1,3 18,2 62,3 11,8 0,4
“Группа успеха” 0,0 8,0 52,2 29,5 10,3

                                    Табл. 68

    Большинство из тех, кто относится к успешно адаптировавшимся слоям населения, вполне могут себе позволить хорошо питаться, покупать достаточно дорогую одежду, мебель, бытовую технику. Значительно меньшая доля (около 12% представителей "группы адаптации" и 1/з "группы успеха") способна оплатить отдых за рубежом, покупку нового автомобиля, качественное образование детей. Покупка недвижимости доступна лишь 10% из "группы успеха".

    Ввиду недоверия к действиям властей и неуверенности в прочности собственного материального положения (только 16% представителей "группы адаптации и 25% "группы успеха" абсолютно уверены в прочности своего финансового положения) затруднительно вступление в длительные кредитные отношения населения с банками. Проблематичны и получение, и возврат долгосрочных кредитов (прежде всего на покупку жилья). Между тем подобные кредиты считаются на Западе инструментом поддержания среднего класса, дающим ему возможность выстраивать долгосрочные жизненные стратегии.

      В целом приведенные данные свидетельствуют  об ограниченности масштабов адаптационных  процессов и о кризисных явлениях в процессе адаптации, причем в субъективно худшем положении оказалось поколение 40-50 – летних респондентов, т.е. людей, находящиеся в активном трудоспособном возрасте и благодаря опыту и квалификации, обладающие достаточно высокими социальными амбициями. В этой группе респондентов нарастает или разочарование в реформах или укрепляется их неприятие. Это поколение , которое обычно составляет сердцевину среднего класса – слой социальной стабильности, - не стало таковым, а, напротив, превратилось в крупную дестабилизирующую группу. Подобные обстоятельства не могут не сказаться на социальной самоидентификации населения.

    Уровень адаптации и оценка социального  положения населения (в %): 
 

Варианты  ответа на вопрос “Удалось ли приспособиться к новым социально-экономическим условиям?” Оценка  социального положения
Низкое Ниже среднего Среднее Выше среднего Высокое
Безусловно, да 0,0 9,5 57,1 16,7 16,7
Скорее, да 7,4 13,4 67,8 10,9 0,5
Скорее, нет 25,1 37,2 36,9 0,8 0,0
Безусловно, нет 20,4 29,9 49,7 0,0 0,0

                                    Табл. 79

    Данные, приведенные в таблице, отражают несоответствие представлений респондентов об уровне собственной адаптации  и социальном положении. Так, слабо  адаптированные слои в половине случаев  рассматривают свой социальный статус как средний, что прежде всего свидетельствует о нереализованности образовательно и профессионально – квалификационного потенциала в процессе адаптации: сформированные в прежнее время статусные позиции не подтверждаются практикой адаптации, но сохраняются в сознании респондентов. Для “ группы успеха”, скорее, характерно занижение социального статуса (около 10% респондентов рассматривают свое социальное положение как ниже среднего). На наш взгляд, главной причиной заниженной социальной самооценки здесь является тот факт, что способы адаптации (например, источники дохода, формирующего ” достойное материальное положение”) не престижны по меркам, ранее принятым в обществе.

      Таким образом, о кризисном  характере адаптации говорит  и несбалансированность взаимосвязи статусно- ролевых позиций и социальной идентичности, что “выливается” в неустойчивые формы социального поведения. Невозможность реализации большинством населения своих социально-экономических притязаний, повышения или хотя бы поддержание социального статуса будет блокировать продвижение по всем другим направлениям преобразований , создавать социальное напряжение.

    Нельзя  обойти вниманием и политическую самоидентификацию потенциального среднего класса, которая в принципе должна отражать его ориентацию на стабильность политической ситуации. Политическая самоидентификация заключается, прежде всего, в делегировании властных полномочий в форме электорального поведения. Оказавшись в сфере взаимодействия различных политических партий и движений, индивид должен сделать “осознанный выбор” в пользу политической организации, в наибольшей степени выражающий его интересы. В условиях, когда не “работает” традиционная политическая шкала западноевропейского типа, а рациональный прагматизм не подкреплен институционально, встает задача поиска “работающего” индикатора политической идентификации.

    Результаты  наших исследований с определенностю свидетельствуют о наличии социальной базы, поддерживающей реформаторов-прагматиков, , которые обладают рычагами реальной власти. Для этой части населения электората важны не столько идеологический контекст и популистская риторика, сколько гарантия стабильности и преемственности власти, обеспечивающая сохранение правил, по которым значительная часть населения уже научилась жить.

    Таким образом, структурное оформление среднего класса возможно при наличии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних факторов. К числу внутренних можно отнести развитие автономной активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и санкций, а к числу внешних – стабилизацию социально-экономических и политических институтов и способность общества к воспроизводству этой стабильности , под которой следует понимать не консервацию существующего порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.

    Это крайне важный вопрос, ибо успех  реформ, создание нового демократического общества с рыночным механизмом во многом зависит от возможностей формирования среднего класса. По некоторым данным, сегодня около 15% занятого в народном хозяйстве населения может быть отнесено к этой социальной категории, но, вероятно, что его социальное созревание до “ критической массы” потребует немало времени. Уже сейчас наметилась тенденция формирования отдельных социальных слоев, относимых к среднему классу – бизнесмены, предприниматели, менеджеры, отдельные категории научно-технической интеллигенции, высококвалифицированные рабочие, которые заинтересованы в осуществлении реформ. Однако эта тенденция весьма противоречива, т.к. общие социально- политические интересы различных социальных слоев, потенциально образующих средний класс, не подкрепляются процессами сближения их по такому важному критерию как уровень доходов и престиж профессий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 3

Примеры

Описание среднего класса в россии по доходам, обладанию  собственности,местам отдыха и т.п.(сводные  таблицы)

Информация о работе Проблема формирования среднего класса в России