Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 13:09, контрольная работа
Функциональный подход к пониманию конфликта характерен для большинства этноконфликтологов. В.А. Тишков определяет межэтнический конфликт как любую форму «гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий».
1. Понятие межнационального конфликта
1.1 Понятие межнационального конфликта
1.2 Классификация межнационального конфликта
2. Причины, возможности предотвращения межнационального конфликта
2.1 Причины возникновения межнациональных конфликтов в России
2.2 Способы решения межнациональных конфликтов
План:
1. Понятие межнационального конфликта
1.1
Понятие межнационального
1.2
Классификация
2. Причины, возможности предотвращения межнационального конфликта
2.1
Причины возникновения
2.2
Способы решения
1.1 Понятие межнационального конфликта.
Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, стремлений. К числу наиболее сложных и трудноразрешимых относятся этносоциальные (межнациональные) конфликты. Это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому (национальному признаку).
Функциональный
подход к пониманию конфликта
характерен для большинства
Л. М. Дробижева подчеркивает функциональную основу этнического конфликта, заложенную не в этничности, а в социальных проблемах, возникающих между группами, консолидированными на национальной основе.
А. Ямсков определяет межнациональный конфликт через описание коллективных действий: «Межнациональный конфликт - это динамически меняющаяся социально-политическая ситуация, порожденная неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющийся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:
а) начавшейся этноизбирательной эмиграции из региона;
б)
создании политических организаций, декларирующих
необходимость изменений
в) спонтанных акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы».
З. В. Сикевич в своем определении межнационального конфликта смещает акценты с поведенческой составляющей на анализ пересечения этнического и политического пространств: «Под этническим конфликтом мы понимаем социальную ситуацию, обусловленную несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы, с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающегося в стремлении этнической группы (групп) изменить этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении».1
В последнем случае в определении жестко увязаны субъекты конфликта и глубинные цели их политической активности, какими бы декларациями они не прикрывались, и в каких бы формах не проявлялся сам межнациональный конфликт.
В повседневной практике при обсуждении межнациональных отношений, эффективности или неэффективности национальной политики государства, обычно имеются в виду определенные нации. При этом различные малочисленные этнические группы особо не выделяются, хотя их количество, например, в России, довольно значительно. Межэтническая политика государства призвана регулировать социально-политические отношения с целью согласования интересов различных этнических и национальных групп и наиболее полного удовлетворения их потребностей.
Межнациональный конфликт – сложное социологическое явление и имеет свои особенности. Конфликтные ситуации между социальными группами, классами сводятся к противоборству относительно возможно полного удовлетворения их интересов. Это касается прежде всего отношений власти. Межнациональные и межгосударственные конфликты затрагивают буквально весь спектр отношений между конфликтующими сторонами, все общество.
Стороны
конфликта имеют сложную
этническая группа не всегда выступает совокупным субъектом. Им может выступить отдельная личность, определенная организация или движение, которые берут на себя представительство нации или этнической группы. Люди не только не осуществляют свои национальные интересы, а теряют многое из того, что было, вплоть до прав человека и гражданина.
1.2. Классификация конфликтов
Существует также классификация конфликтов по формам проявления и развития:
-
конфликты типа «схваток»,
-
конфликты типа «дебатов»,
-
конфликты типа «игр», когда
стороны действуют в рамках
общих правил и потому
Межнациональный конфликт имеет свои этапы, стадии механизмы развития и решения. Наибольшую опасность для общества представляют вооруженные конфликты. В современном мире страны и народы так взаимосвязаны, что даже незначительные конфликты в одной стране могут служить зажигательной смесью для всего мирового сообщества, тем более в тех странах, как Российская Федерация, которые располагают ядерным оружием.
Для таких конфликтов характерны определенный уровень организованности действий наряду с массовыми беспорядками, сепаратистскими выступлениями вплоть до гражданской войны. Поскольку они возникают в многонациональных государствах, любой внутренний конфликт в них неизбежно приобретает политический характер. Поэтому порой бывает трудно провести четкую грань между социальным, политическим и межнациональным конфликтом. Этнический конфликт может выражаться в различных формах, начиная с нетерпимости и дискриминации на межличностном уровне и кончая массовыми выступлениями за отделение от государства, вооруженными столкновениями, войной за национальное освобождение.
2.1 Причины возникновения межнациональных конфликтов
Межнациональные
конфликты в Российской Федерации
и в странах СНГ имеют
Вместе с тем шел интенсивный процесс русификации нерусских народов. Нежелание изучать русский язык не влекло каких-либо санкций, как это пытаются сделать в Эстонии или Молдове, но само его изучение было поставлено в ранг естественно необходимого. В то же время знание русского языка, как федерального, открывало перед нерусскими народами большие возможности для обучения, профессионализации и самореализации. Русский язык позволял приобщиться к культуре всех народов СССР, а также к мировой культуре. Он выполнял и выполняет ту же функцию, которая выпала на долю английского языка в международном общении. Было бы кощунством забывать также и то, что окраины Союза, будучи более отсталыми, развивались за счет ущемления интересов народов Центральной России.
Все это, однако, не исключало формирования латентных этноконфликтных ситуаций, обусловленных ущербной национальной политикой Советской власти. Еще в период гражданской войны было образовано 35 республик красных режимов и 37 - белых. Эта тенденция усилилась после победы большевиков. Однако ее полная реализация была невозможной. Да большевики и не собирались претворять ее в жизнь. Исходя из принципа “разделяй и властвуй”, они дали формальную самостоятельность в виде национального наименования территории лишь “опорным” нациям. Поэтому из более чем 130 национальностей, населяющих СССР, около 80 не получили никаких национальных образований. Причем “выдача” государственности осуществлялась странным образом. Эстонцы, например, общее число которых в целом по стране, согласно переписи населения 1989 г., составляло 1027 тыс., имели союзную государственность; татары, численность которых более чем в 6 раз превосходит число эстонцев (6649 тыс.) - автономию, а поляки (1126 тыс.) или немцы (2 039 тыс.) не имели никаких национальных образований.
Последующие волевые изменения границ национальных образований и передача огромных территорий (например, Крыма) из одной республики в другую без учета исторических и этнических особенностей, депортация целых народов с родных земель и рассеяние их среди других национальностей, огромные миграционные потоки, связанные с массовым выселением людей по политическим мотивам, с великими стройками, освоением целины и другими процессами, окончательно перемешали народы СССР.
По переписи 1989 г. одних только русских проживает за пределами России 25 млн. 290 тыс. человек. Кроме русских за пределами России оказалось 3 млн. русскоязычных представителей других народов. А сколько русских и русскоязычных граждан, находясь внутри России, со своими исконными землями были присоединены к территориям других национально - государственных образований или прибыли туда по какому - либо “призыву”, в которых они независимо от своей доли (в 9 республиках из 21 титульные народы не составляют большинства населения, а еще в 8 республиках число русских, украинцев и других нетитульных наций составляет от 30% и более) значатся в числе национальных меньшинств со всеми вытекающими отсюда последствиями. Основная проблема состоит в том, что титульные нации при любой своей численности претендуют на исключительный контроль государственных институтов и собственности, нередко созданной руками “пришлых” народов и за счет общесоюзного бюджета, как это было в Эстонии, Литве, Казахстане. В ряде случаев русскоязычное население остается заложником националистических преступных авантюр, как это произошло с 250-тысячным русскоязычным населением в Чечне.
Конфликтная
ситуация в странах, образованных на
территории бывшего СССР, обусловлена
многими причинами, давними и
сегодняшними, политическими (централизм
и унитаризм власти, репрессирование
и завоевание народов), экономическими
(экономический кризис, безработица,
обнищание), социально-психологическими
(межнациональные барьеры
Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный, межплеменной характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко в полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками (азербайджанцами). Первопричины длящихся конфликтов часто стираются временем, уходят в подсознание и выражаясь в труднообъяснимой почти патологической национальной нетерпимости. Непосредственными причинами (поводами) периодически возобновляющихся столкновений обычно выступают ближайшие “несправедливости”. Ставя в кавычки это слово, я имею в виду то, что в большинстве межнациональных конфликтов справедливого решения для всех враждующих сторон объективно не существует, ибо каждая руководствуется своей правдой, своими историческими периодами, событиями, фактами.
Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и условий. Конфликт возникает тогда, когда объективно, а не редко субъективно, межнациональные сравнения, которые когда он оказывается (реально или нет) в чем-то ущемленным, обиженным, обойденным, угнетенным; когда в психологии народов; когда решение многих проблем видится лишь в национальном самоутверждении.
Конфликтные
люди (группы) в таких случаях
всегда находятся. Стремящиеся к
власти и собственности национал
политические силы ловко используют
стихийное недовольство. Подогревая
его, они выставляют себя защитниками
нации. И хотя давно известно, что
национализм и этнократизм иррациональны,
деструктивны, бесперспективны и разрушительны,
взбунтовавшемуся народу они, как правило,
таковыми не кажутся. Наоборот, именно
этнократизм и национализм становятся
самой понятной, самой близкой и объединяющей
идеологией. Единство языка, обычаев, традиций,
веры сплачивает людей с полуслова, с полудвижения.
Что может быть легче, чем иметь общий
объект отрицания и усвоить общую “идеологию
кривды”, во имя которой следует этот
объект отвергнуть? Сказать, например,
что во всех несчастьях мира - и прежде
всего каждой обиженной души - виноваты
евреи, цыгане, немцы, арабы, негры, вьетнамцы,
венгры или чехи: Это так просто и понятно!
И всегда найдется достаточное число вьетнамцев,
венгров, чехов, цыган, или евреев, поступками
которых можно проиллюстрировать мысль,
что именно они во всем виноваты.