Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2012 в 08:01, реферат
Социологическое знание – это универсальное знание, позволяющее людям в полной мере учитывать социальные последствия любых действий, повышать эффективность деятельности и уменьшать возможность ошибок. Имея прямой выход на все виды человеческой деятельности, социологическое знание может помочь человеку реализовать свои способности, проявить деловые качества и занять достойное место в социальной организации.
Введение.
1. Предмет и основные категории социологии.
2. Структура и функции социологии.
3. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук.
Заключение.
Список используемой литературы.
В научной литературе понятие «социальное» употреблялось в двух смыслах: в широком — как синоним общественного, в отличие от природного; в узком — как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юридической и т.д. В настоящее время в социологической литературе, как российские, так и зарубежные ученые, для того, чтобы избежать отождествления социального с общественным, характерные для всего общества процессы и явления все чаще называют социетальными [248. С.277].
С точки зрения российского социолога Г.В.Осипова: «Социальное — это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) касается отношений людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект.
Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов.
Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни» [264. С.62].
Социальные явления и процессы возникают, когда на поведение индивида (даже одного) оказывает влияние другой индивид или целая группа, при этом не важно, присутствуют ли физически воздействующий индивид и группа или нет. В ходе взаимодействия людей возникает социальное. Определенное место и роль, которые занимают люди в конкретных общественных структурах, оказывают большое значение на отношение индивида к явлениям и процессам общественной жизни.
Таким образом, по мнению Г.В.Осипова, «определяющим свойством предмета социологического знания является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы особым образом, объект социологического знания выступает как социальная система. Задачей социологии является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах для целенаправленного управления их поведением. Итак, понятие социального, социальных связей и отношений и способа их организации являются исходными для понимания отличительных особенностей предмета социологического знания, а социальных закономерностей — для понимания его сущности» [264. С.60-61].
В «Социологическом словаре» (Минск, 1991) указано, что социальное служит для выявления и отражения:
Во-первых, сущности общественной жизни людей (теоретические и прикладные проблемы взаимодействия природы и общества).
Во-вторых, специфики высшей (социальной) формы движения материи, отличия общества от объединений животных (надбиологический характер социальных организмов и законов их развития).
В-третьих, противоречивого единства человека как общественного существа и вместе с тем биологического организма (соотношение биологического и социального).
В-четвертых, структуры общественных систем с точки зрения оптимизации их функционирования и развития (место социальной сферы общества, взаимообусловленность социальных и экономических, культурных, национальных и других процессов и явлений) [248. С.2741.
Приступая
к изучению социологии, необходимо
также выяснить основное понятие, опираясь
на которое, можно составить более
цельное представление о
В качестве ключевого в социологии, по мнению В.А. Ядова, выступает понятие «социальная общность». В широком смысле слова «социальная общность — такая взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов, благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производительной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, их субъективных представлений о целях и средствах деятельности» [323. С.17- 18].
Под социальными общностями понимаются: формы семейной организации, поселений, социально-классовые, социально-профессиональные, социально-демографические, этнонациональные, территориальные и государственные общности и, естественно, все человечество в целом. Также сюда включаются и всякие разновидности объединения людей, которые, во-первых, не имеют жесткой структурной организации, во-вторых, локализованы в пространстве и, в-третьих, зачастую носят временный характер. Например, зрители, толпа, аудитория, различные досуговые группы и т.д.
Понятие социальной общности выступает ключевым при определении предмета социологии потому, что оно содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений. Этот источник — столкновения интересов социальных субъектов (классов, слоев, групп и т.д.). Также это понятие позволяет объяснить и состояние устойчивости, стабильности социальных систем, организаций, институтов и причины их дезорганизации.
Социальная
общность это не общество как целое,
а единица социального
Выделение понятия «социальная общность» в качестве основной категории позволяет «успешно соединить макро- и микросоциологический подходы в развитии науки, учитывает и субъектно-деятельностную компоненту социального, Т.е. социальное действие, организованное или стихийное, последовательность действий — социальный процесс и всеобщие формы социальной организации: культуру (системы ценностей, норм, образцов поведения и взаимосвязей в социальных общностях); социальные институты, обеспечивающие устойчивость социальных систем; социальную структуру как упорядоченную систему общественного разделения труда в сфере производства и связанную с этим систему отношений собственности, власти и управления, прав и обязанностей, образующих социальные общности индивидов; структуру социальных функций и ролевых предписаний в той же мере, как и социоролевых ожиданий, фиксируемых в культуре и субкультурах социальных общностей» [323. С.19].
Таким
образом, при понимании предмета
социологии необходимо помнить, что
в данном случае речь идет об изучении
«социального» как особого
Критерием
признания, самоутверждения и
В «Советском энциклопедическом словаре» (М., 1988) даны следующие определения: «Категории (от греч. kategoria — высказывание; признак) (филос.) — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания» [228. С.558]; «Понятие (филос.) — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса» [228. С. 1039]. Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, являясь рабочим инструментом, образуют понятийный каркас познаваемой реальности. Как отмечает Г.М.Андреева. «Именно в понятиях выражаются те стороны процессов и явлений, которые изучаются данной дисциплиной» [155. С.16].
Без категорий невозможно развитие ни одного научного направления, осуществление научной работы, а также научно-теоретического мышления и профессиональной теоретической деятельности. Важнейшей задачей каждой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, Т.е. обогащение категориального аппарата. Исходным условием стать знающим специалистом выступает прочное освоение категорий своей науки. Здесь вполне уместно привести высказывание В.Э.Шляпентоха, что «объем набора понятий играет в науке столь же важную роль, как богатство языка человека, и в особенности писателя» [308. С. 190]. Профессиональная культура работника, в первую очередь, определяется его общей эрудицией и глубоким пониманием категорий. Часто при беседе с незнакомым человеком по тому, какие он употребляет понятия, можно определить, кто он по специальности — военный, философ, химик, математик и т.д.
Как правильно отмечает Г.П.Давидюк, во всех видах деятельности ученого необходимы категории, и в первую очередь в теоретической работе. Теоретическая основа любой науки зависит от объема и глубины разработанности категорий. Если научное исследование не опирается на категориальный аппарат, не имеет под собой теоретическую основу, то желаемый результат трудно получить [59. С.366].
Мыслительный процесс, который осуществляется научным работником, также неизбежно строится на научных категориях. Человек должен знать категории определенной науки, понимать их содержание и уметь применять их в своих суждениях и выводах. Только в этом случае он может мыслить на научном уровне и опираться на разработанный теоретический фундамент этой науки.
С
помощью разработанных
Социологические категории, как отмечает Г.П.Давидюк, это «основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие объективную социальную действительность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении» [248. С.366]. Степень теоретического мышления исследователя во многом зависит от объема, глубины знания категорий, а также характера содержания последних. Ученые-профессионалы знают научное определение каждой категории. В отличие от них, социологи-любители и все относящиеся к ним считают, что они понимают значения основных категорий социологии (например, социальная общность, социальная группа, социальный контроль, социальное действие и т.д.), но на самом деле толкуют и понимают их на уровне обыденного сознания. И это вполне объяснимо, ведь как подчеркивает В.Э.Шляпентох: «Между обыденным сознанием людей и наукой, прежде всего общественной, существует тесная связь. Многие понятия обыденного сознания вошли и в категорийный аппарат науки» [308. С.189]. Таким образом, если в науке категории и понятия получили более глубокое теоретическое содержание, то в обыденном сознании они в основном сохранили свое прежнее содержание.
Следует отметить, что разработка категориального аппарата любой науки — процесс довольно длительный и трудный. Н.И.Кареев, изучая состояние социологии в конце XIX — начале XX вв., отмечал, что невыработанность социологической терминологии является весьма существенным недостатком того периода. Положение было таким, что, с одной стороны, часто многие авторы, работая вне всякого влияния друг на друга, приходили к одним и тем же идеям, для выражения которых использовали различные слова, с другой стороны, также очень часто одни и те же термины употреблялись в различных смыслах. Страсть к неологизмам в области социологии иногда достигала чудовищных размеров. Так, например, Э.Литтре в своем «Трактате социологии» для разделений и подразделений социологии дал целую серию новых названий: социодинамия, социомерия, социоэргия, социопория, социогатия, социоуксия, социолетия, социокалия, социархия и т.п. В России к созданию неологизмов наиболее склонен был А.И.Стронин [95. С.386].
Определенные трудности в разработке категориального аппарата социологии в нашей стране были связаны с историей ее развития. Несмотря на то, что социология в России определенный период времени отождествлялась с историческим материализмом, философской наукой, многие ученые (В.А.Ядов, А.Г.Здравомыслов, Б.А.Грушин, Ю.А.Левада, В.Э.Шляпентох и др.) уже в 60-е годы стали понимать, что социология должна иметь свой собственный категориальный аппарат, так как для нее характерно рассмотрение общества в более специфических понятиях, чем философские абстракции. Кроме того, для социологии было очень важно, чтобы ее понятия можно было соотнести с эмпирически проверяемыми фактами.
Так, Д.М.Угринович, обосновывая необходимость разработки социологических понятий, подчеркивал, что «непосредственный переход от всеобщих понятий и категорий исторического материализма к конкретной программе того или иного социологического исследования невозможен, что между историческим материализмом и конкретными исследованиями необходимы посредствующие теоретические звенья. Исторический материализм... сводит индивидуальное к социально-всеобщему. Он формулирует социологическое знание в терминах предельной общности. Такие понятия, как производительные силы, производственные отношения, экономический базис, надстройка, классы и т.п., охватывают целую сеть социальных элементов, связей и отношений; они обозначают весьма сложные социальные подсистемы, каждая из которых отвлекается от отдельных индивидов. Между тем непосредственным объектом изучения в ходе социологических исследований выступают, как правило, отдельные индивиды с их реальными помыслами и действиями. Следовательно, если для того, чтобы подняться до уровня общей социологической теории, необходимо индивидуальное свести к социально- всеобщему, то при организации конкретного социологического исследования нужно, напротив, социально-всеобщее максимально приблизить к «индивидуальному», Т.е. создать теоретическую программу, ориентированную на непосредственное изучение отдельных индивидов. В этой связи и возникает необходимость перехода от понятий исторического материализма к социологическим понятиям, менее общим, менее широким. Этот процесс перехода от понятий исторического материализма к понятиям специальных социологических теорий неизбежно происходит в ходе теоретической разработки любой программы конкретного социологического исследования» [277. С.17-18].
Информация о работе Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук