Этническая идентичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

До недавних пор понятие идентичности практически не использовалось, оно не было предметом ни теоретического, ни эмпирического изучения. Оно не встречалось в монографиях, учебниках и журнальных публикациях, этого понятия не найти даже в последних изданиях психологических словарей. Только в последние годы оно начинает появляться на страницах психологической печати, однако по-прежнему для большинства читателей остается чуждым, малопонятным и плохо вписывающимся в привычный категориальный аппарат.

Файлы: 1 файл

Социальная идентичность контрольная работа.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Введение

     До недавних пор  понятие идентичности практически  не использовалось, оно не было предметом  ни теоретического, ни эмпирического  изучения. Оно не встречалось в  монографиях, учебниках и журнальных публикациях, этого понятия не найти  даже в последних изданиях психологических  словарей. Только в последние годы оно начинает появляться на страницах  психологической печати, однако по-прежнему для большинства читателей остается чуждым, малопонятным и плохо вписывающимся  в привычный категориальный аппарат. Идентичность появляется в ходе развития и означает чувство принадлежности к какой-то целостной структуре, осознание человеком того, что  он является частью этой структуры  и занимает в ней определенное бесспорное положение. Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность  и найти свою социальную нишу, что  позволит ему избежать наихудшего страдания - полного одиночества и сомнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этническая идентичность

 

1. Определение и структура этнической идентичности

 

     Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

     Выделяют ещё и  поведенческий компонент. В данном случае поведенческий компонент  этнической идентичности понимается как  механизм проявления себя как члена  этнической группы, «построение системы  отношений и действий в различных  этноконтакных ситуациях».

     Рассматривая этническую идентичность как важную составляющую процесса становления личности, нельзя не остановиться на ее структуре.

     Если по поводу того, что основными компонентами этнической идентичности считаются когнитивный и аффективные элементы споров не возникает, то по поводу того, что считать составными частями этих компонентов ведутся дискуссии.

     В состав когнитивного компонента вводится множество различных  составляющих элементов, такие как  этнические ориентации, групповые концепции  и др. Но самыми важными являются:

1) этническая осведомленность

2) этническое самоназвание.

     Как уже отмечалось, основой этнической идентичности является умение индивида различать «чужих»  и «своих». Это различение возможно только в том случае, если индивид  будет обладать необходимым объемом  знаний о признаках своей и  чужих этнических групп, основываясь  на которых он и будет проводить  разграничения. Это могут быть как  элементы материальной культуры народа, так и элементы духовной культуры, так и исторические   факты, так и антропологические признаки.

     Развитие этнической идентичности происходило таким  образом, что вначале основанием для дифференциации на «своих» и  «чужих» служило так называемое горизонтальное родство, то есть превалирование понимания социальной действительности в настоящем времени, это родство  по крови и по браку. Далее форма  этнической идентичности начинает трансформироваться в осознание общности происхождения, о чем свидетельствует множество  мифов об общем предке, или предках, у большинства народов. [2]

     Дальнейшее развитие приводило к увеличению общностей  и на смену осознания общности происхождения приходит территориальное  понимание этничности. С появлением печатного станка книги и писания  становятся общедоступными. Огромную роль в жизни человека начинает играть язык. Где-то к XVIII веку сложились многие европейские общности, поэтому основными  этнодифференцирующими признаками становятся этнокультура и этноязык. Причем не обязательно постоянное использование родного языка в речи, гораздо большее значение имеет символическое значение языка. Так, многие представители «нерусских» представителей не знают родного языка, что не мешает им чувствовать принадлежность к своему народу.

     Аффективный компонент  этнической идентичности, отражающий отношение к собственной этнической общности, проявляется в этнических аттитюдах. Позитивные аттитюды включают удовлетворенность членством в  этнической общности желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа.

     Наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности включает отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных.

     Таким образом, в  психологии принято выделять два  компонента этнической идентичности; один из них, когнитивный, имеет рациональную природу, а другой - аффективный, эмоциональную. Причем, в каком-то смысле, аффективный компонент этнической идентичности во многом базируется на когнитивном компоненте.

В процессе своего становления  этническая идентичность проходит ряд  этапов, соотносимых с этапами  психического развития ребенка. Одним  из первых концепцию развития у ребенка  осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже.

     В исследовании 1951 г. он проанализировал - как две стороны одного процесса - формирование понятия «Родина» и одновременно с ним развивающихся образов «других стран» и «иностранцев». Развитие этнической идентичности швейцарский ученый рассматривает прежде всего как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства. Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:

  • в 6-7 лет ребенок приобретает первые - фрагментарные и несистематичные - знания о своей этнической принадлежности;
  • в 8-9 лет ребенок  уже четко идентифицирует себя  со своей этнической группой,  выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык;
  • в младшем  подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.[4]

     К настоящему времени  проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов в развитии этнической идентичности. Первые «проблески»  диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов  обнаруживает у детей 3-4 лет, есть даже данные о первичном восприятии ярких  внешних различий (цвета кожи, волос) детьми до трех лет. Но практически  все психологи согласны с Пиаже  в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает  в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для  человека первостепенное значение.

Среди современных  исследователей нет единства в вопросе  о последовательности возникновения  когнитивных и аффективных компонентов. Одни считают, что этнические предпочтения формируются лишь к 9-10 годам на основе достаточно значительных этнических знаний. Но в других исследованиях было обнаружено, что детские предпочтения этнических групп не всегда коррелируют с информированностью об этих группах, предубеждения могут предшествовать какому-либо знанию. Но какие бы вопросы ни оставались спорными, совершенно очевидно, что в процессе формирования этнической идентичности ребенок проходит ряд этапов от диффузной до реализованной идентичности и результатом этого процесса в подростковом возрасте является эмоционально-оценочное осознание своей принадлежности к этнической группе. В настоящее время все большее внимание исследователей привлекает также идея о том, что этническая идентичность содержит в себе, кроме поверхностного осознаваемого, более глубокий неосознаваемый слой.

     В научном мире выделяют несколько типов этнической идентичности:

     Моноэтническая идентичность. Она возникает, когда в семье родители принадлежат к одной этнической группе или когда личность отождествляет себя с культурой одного из родителей (если родители разной национальности, но одной расы). У большинства людей преобладает моноэтническая идентичность.

Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная этническая идентичность) возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющая больший высокий статус, чем своя. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция. Например, еврей часто принимает русскую идентичность, отказавшись от своей группы.

     Биэтническая идентичность свойственна людям, осознающим свое сходство с двумя группами и обладающими компетентностью в двух культурах.

     Маргинальная идентичность проявляется у тех людей, кто балансирует между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них.

Возможна четко не выраженная идентичность или даже ее отсутствие в ряде случаев на осознаваемом уровне, когда человек отрицает значимость этнической принадлежности в жизни.

     Таким образом, выделяется 4 типа этнической идентичности, которые в различной мере влияют на поведение человека и на определение его места в социуме.

 

2. Методы исследования этнической идентичности и стереотипов

 

     Исторически так сложилось, что подавляющее  большинство исследований стереотипов  как у нас в стране, так и  за рубежом посвящено именно этническим стереотипам. Однако, несмотря на огромное количество собранного эмпирического  материала, до сих пор существует неопределенность относительно ряда принципиальных вопросов, в том числе не решены проблемы истинности стереотипов, соотношения  между стереотипом и предубеждением, стереотипом и поведением.

     Одной из причин того, что эти проблемы до сих пор не получили удовлетворительного  решения, является недостаточная методическая вооруженность социальных психологов. Впрочем, этнические стереотипы или, по крайней мере, их отдельные компоненты исследовались и исследуются  самыми разными способами — начиная  с применения метода наблюдения и  заканчивая использованием проективных  тестов. При изучении стереотипов  чаще всего эмпирическому исследованию подвергаются три их «измерения»: содержание, направленность как общее измерение  благоприятности и степень благоприятности. Эти характеристики не являются однопорядковыми: главное в стереотипе — его когнитивное содержание, а направленность — это уже эмоциональная окрашенность того или иного содержания. Классификацию техник изучения этнических стереотипов предложил В. С. Агеев:

- метод свободного описания в нескольких его разновидностях;

 

- метод прямого опроса (список личностных черт, диагностический тест отношений и др.);

 

- проективные методы;

 

- психосемантические методы.

     Конечно, как и при изучении любого другого  социально-психологического феномена, не существует универсального метода, позволяющего выявить все компоненты этнических стереотипов, все их характеристики. Каждое методическое средство имеет  свои достоинства и недостатки. В  настоящее время большое внимание уделяется психосемантическим методам, которые позволяют получить количественное измерение составляющих образа того или иного этноса, а значит, подойти к собственно психологическому его изучению.[3]

Стереотипы  русских о финнах.

     У русских хватает  стереотипов по отношению к финнам. Распространены представления о  замкнутости финнов, их эмоциональной  бесчувственности, медлительности в  делах и реакциях, чистоте финских  городов и скучности жизни  в Финляндии. Описание характера  финна (спокойные, медлительные, недостаточно открытые, флегматичные) соответствует  действительности, но является общескандинавской  чертой.

     Русские думают, что  финны очень осторожны, как в  бизнесе, так и в личных отношениях. Финны очень надежны. Если они  что-то обещают, то обязательно выполнят свое обещание. Есть стереотип об упорности финнов, прежде всего. Они всегда добиваются своего. У них есть специальное слово – «сису». Оно обозначает силу, настойчивость, упорство, нежелание отступать перед трудностями. Финны – народ верующий. «Еще одна финская черта – независимость. Финны добились своего благосостояния упорной тяжелой работой и не нуждаются в поддержке и одобрении со стороны».

Стереотипы  финнов о русских.

По мнению финнов, русские веселые и умеют наслаждаться жизнью. «Веселы, даже если дела идут плохо», «Не понимаю, как люди могут быть веселы и приятны в общении, хотя общая ситуация так тяжела и будущее  ничего хорошего не сулит».

     Русские, по мнению финнов, оптимистично относятся к будущему, беспечны и суеверны: «По-моему, к  одной из доминирующих черт русского характера относится беспечность, надежда "на авось"». «Многие русские верят в приметы. Они рассказывают о своих снах и верят, что приметы влияют на их жизнь».[6]

Один из стереотипов, что русские грубые и безразличны  к незнакомым, зато приветливы к  друзьям: «Люди могут быть грубы, например, в магазинах или на улице, … но когда с ними познакомишься, то легко подружишься: тебя будут останавливать на улице и расспрашивать о делах и семье, обнимать, знакомить с другими, приглашать в гости и принимать "как родного"». [8]

Информация о работе Этническая идентичность