Дюркгейм и его теория эволюционного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 22:14, контрольная работа

Описание работы

Дюркгейм был убеждённым и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. «Манифест» Дюркгеймовской социологии, книга «Правила социологического метода», удивительным образом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба труда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склонностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само понятие «правила метода», вынесенное Дюркгеймом в заглавие его основного методологического труда; именно этим «правилам» посвящена вторая часть «Рассуждения о методе».

Файлы: 1 файл

социологи.doc

— 120.16 Кб (Скачать файл)

Дюркгейм дал одно из наиболее развёрнутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчёркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддаётся произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные

                                                           -8- 

тенденции при воздействии на социальные процессы.

Дюркгейм был склонен к сакрализации общества, как такового. Но этот изъян зачастую превращался в достоинство. Именно благодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем и науки об обществе - социологии.

Доказывая «нормальный»  характер солидарности в обществе и «анормальный» характер её отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм «механической» солидарности в тоталитарных обществах.

Известно, что разделение труда не только порождает социальную солидарность; оно ведёт к формированию специфических социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами. Это обстоятельство справедливо подчёркивал Маркс. Тем не менее, акцент Дюркгейма на солидарность и согласии имел под собой, во всяком случае, не меньше основания, чем акцент на роли борьбы и конфликта в обществе, свойственный теориям Маркса и социальных дарвинистов. Очевидно, что социальная солидарность не менее, а вероятнее всего, более «нормальное»  и универсальное явление, чем социальный конфликт.

Дюркгейм внёс важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчёркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую

                                                          -9-

по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.

Дюркгейм разработал методологические принципы социологического мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т.д. Он внёс вклад в самые разные отрасли социологического знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения, семьи, воспитания, религии, ритуала и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   -10-

  • 2.Теория социальной стратификации и социальной мобильности.

Социальная стратификация - это то же самое, что социальное расслоение. Термин «расслоение»  буквально означает разделение всего общества на слои, то есть группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих.

Социальное расслоение - процесс образования слоёв среди населения и его результат. Исходная точка этого процесса - социально однородное общество, т.е. общество, в котором люди не различаются по имущественному и социальному положению. На латинском языке ему соответствуют два термина, принятых в современной науке социологии, - дифференциация и стратификация.

Стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление на бедных и богатых, привилегированных и непривилегированных. В первобытном обществе неравенство было незначительным. Поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одного социального слоя запрещен, в других он ограничен, а в третьих полностью разрешён. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество: закрытым или открытым.

П.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство, заполненное не звёздами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главные оси координат - ось Х и ось У. Кроме них П.Сорокин выделяет три разновидности социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Социальная

                                                     -11-

стратификация в целом описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги. Её основа - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Её подвиг, экономическое расслоение, означает неодинаковость экономических статусов, иначе говоря, наличие экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных и богатых. Политическая дифференциация описывает систему иерархических рангов, которая опутала, подобно гигантской паутине, всё общество. Она включает авторитеты, власть, престиж, звания, почести. Профессиональная дифференциация - разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям, одни из которых считаются более престижными, другие менее, а их организация обязательно

включает руководителей различного ранга и подчинённых.

Оперируя  огромным статистическим материалам, он доказывает, что нет семьи, деревни, города, области и страны, которые бы год от года не становились богаче или беднее. В истории не существует никакой устойчивой тенденции. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Так было в Древнем Египте и так есть в современной Америки. Бесцельные колебания совершаются циклически, за обогащением следует обнищание. Мелкие циклы - 3-5, 7-8, 10-12 лет, крупные - 40-60 лет.

Сорокин считает, что его теория флуктуаций опровергает идею прогресса человечества - постоянного улучшения экономического положения.

Сравнив различные классы, эпохи и страны, он неожиданно обнаружил, что в колебаниях высоты экономической пирамиды нет никакой устойчивой тенденции. Если высоту измерять разницей между доходами высших, средних и низших слоёв общества, то окажется, что в течение последних 500 лет она то увеличивалась, то сокращалась. Это значит, что богатые не богатеют, а бедные не беднеют постоянно. Вместо прямолинейного процесса существуют

                                                      -12-

периодические флуктуации. Они равны 50, 100 и 150 лет. Точно так же колеблются и мировые цены в истории, то, падая, то возрастая. Неудивительна связь двух явлений - бедности и мировых цех, ведь изменение цен способствует перераспределению национального дохода в пользу того или другого класса.

В обществе, основанном на частной собственности, нет социальных потрясений. Его пирамида не слишком высока, но и не слишком низка. Как только частную собственность уничтожают, общество входит в полосу социальных потрясений. В 1917 году большевики национализировали банки, ликвидировали богатых, сократили разницу между самой высокой и самой низкой зарплатой и довели её до соотношения 175:100.

Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно горизонтальное, а расстояние между рабочим и мастером другое, оно вертикальное. Мастер - начальник, рабочий - подчинённый. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга.

Так произойдёт, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчинённого, а как всего лишь работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдём из вертикальной в горизонтальную плоскость.

Неравенство расстояний между статусами - основное свойство стратификации. У неё четыре измерительные линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом:

- доход;

- власть;

- образование;

- престиж.

Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определённого периода времени, скажем, одного месяца

                                                       -13-

или года.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть - возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

Три шкалы стратификации - доход, образование и власть - имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как это субъективный показатель.

Престиж - уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Если верхнюю часть шкалы занимают представители творческого, интеллектуального труда, но нижнюю - представители преимущественно физического малоквалифицированного: водитель, сварщик, плотник, сантехник, дворник. У них наименьшее статусное уважение. Люди, занимающие одинаковые позиции по четырём измерениям стратификации, составляют одну страту.

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т.е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщённым показателем стратификации. Раньше мы отмечали его ключевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он выполняет важнейшую роль в социологии в целом. Приписываемый статус характеризует жестко закреплённую систему стратификации, т.е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещён. К таким системам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх. К такой системе относят классовый строй. Наконец, феодальное общество, с присущим ему сословным

                                                        -14-

устройством, следует причислить к промежуточному типу, т.е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике они не исключаются.

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королём, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства так называемыми «белыми воротничками»: инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской  революции 1917 года. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

Между восхождением и нисхождением существует известная ассиметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - принудительное.

Существует два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Эти виды и типы, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые

                                                         -15-

тесно связаны друг с другом. Межпоколенная мобильность предполагает, что

дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтёра становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Информация о работе Дюркгейм и его теория эволюционного развития