Дедовщина в армии как вид девиации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:14, Не определен

Описание работы

Введение
1 Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения
2 "Дедовщина" в армии как вид девиации
3 Направления и методы профилактической работы
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Дедовщина в армии как вид девиации.docx

— 43.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения………………………………………………………………………….4

2 "Дедовщина"  в армии как вид девиации………………………………………7

3 Направления  и методы профилактической работы…………………………11

Заключение………………………………………………………………………16

Список  использованных источников…………………………………………...20

 

       Введение 

       На  протяжении более чем полувека дедовщина  является едва ли не самой острой социальной проблемой армейской жизни. Иной раз до половины времени различных  совещаний и собраний уделялось  её обсуждению. Так было до тех пор, пока армейский партийно-политический аппарат "отвечал" за состояние  воинской дисциплины. В постсоветские  годы командиры в своём противостоянии дедовщине остались без "опеки". В этих условиях одни самостоятельно учились противодействовать ей, другие, не найдя способов ее обуздать, становились сторонниками теорий, оправдывающих собственное организационно-социальное бессилие, объясняя это неистребимостью дедовщины, ибо такова природа человека, её полезностью для воспитания воинов и управления подразделениями, тем, что ее причины - не в армии, и поэтому армия не в состоянии повлиять на функционирование дедовщины. Стало чуть ли не хорошим тоном указывать среди причин дедовщины такие "объективные обстоятельства",  как развал армии, социальная незащищенность офицеров, нежелание молодежи служить, забывая о том, что и в благополучные 1970-е - 1980-е годы в советской армии она также процветала. В дополнение к этому указывалось, что её аналоги существуют и на "гражданке" - в детских садах и школах.

       Сложная общая демографическая и криминогенная  обстановка в стране, ухудшение моральных  и физических качеств призывников негативно сказываются на состоянии работы по укреплению воинской дисциплины, формированию здоровой морально-нравственной атмосферы в воинских коллективах. Войсковая практика свидетельствует, что сегодня успешно решать вопросы обучения и воспитания личного состава можно, только проводя широкий спектр мероприятий по профилактике отступлений от уставных требований в армейской среде. Эффективность же этой работы во многом зависит от знания природы отклоняющегося поведения военнослужащих.

       1 Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения. 

       Девиа́нтное поведе́ние (от англ. deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Например: преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

       Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как  и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

       Борьба  с девиациями часто перерождалась  в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается  нерезультативной: через какое-то время  отклонения возрождаются, и в еще  более яркой форме. В конце 80-х  годов советская молодежь подражала  западным моделям поведения настолько  откровенно, что бороться с этим обществом было не в силах. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. К видам девиантного поведения относят алкоголизм, гомосексуализм, азартные игры, наркоманию, проституцию, самоубийство, «дедовщину». В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовной ответственности. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получило особое название – делинквентное поведение.  

       В конце XIX и в начале ХХ в. были распространены биологические и психологические трактовки девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что "криминальный тип" есть результат деградации к более раним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Уильям Х.Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склоны к девиации мезоморфы (чье тело отличается силой и стройностью), хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

       Хотя  подобные биологические теории были популярны в начале ХХ в., другие концепции их постепенно вытеснили. Сторонники психологической трактовки связывали девиацию с психологическими чертами: неустойчивость психики, нарушение психологического равновесия и т.п. Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за маленький рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразиться в девиантном поведении.

       Развернутое социологическое объяснение впервые  дал Э.Дюркгейм. Он предлагал теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально – "отсутствие регуляции", "безнормность". По сути, аномия, – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания, порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиации.

       Известный социальный антрополог Р.Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности. Нормативная личность это та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры. Модальная личность – статистически более распространенный тип от отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество, тем относительно больше становиться людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного "идеального" стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых общество обычно поощряет: они – основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за "примерное поведение".

       Согласно  культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют группы, нормы которых  отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют интересам  большинства. Девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой  противоречат нормам доминирующей культуры. Но здесь возникает вопрос: почему лишь некоторые люди усваивают ценности "девиантноой" субкультуры, в то время как другие отвергают ее? Одни исследователи утверждают, что преступности обучаются в ходе общения с преступниками. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником.  

       Некоторые современные исследователи утверждают, что СМИ своими материалами способны искусственно активизировать масштабы девиантного поведения. Обычно опубликованные материалы вызывают озабоченность  широкой общественности, которая  требует принятия адекватных ответных мер. В порядке реагирования государства  и правоохранительных органов начинается усиленная борьба с преступностью, задерживается больше, чем раньше, число преступников. Освещая развитие событий, материалы СМИ создают  впечатление, что явление, ставшее  темой, первых публикаций, расширяется  и нарастает. Поднятой шумихой индивиды, склонные к данному типу девиантного  поведения, могут быть также вовлечены  в орбиту реализации своих преступных наклонностей и привлечены в районы, о которых идет речь в сообщениях, и в силу этого преступность там  действительно принимает более  широкие масштабы. 

       2. "Дедовщина", как вид девиантного поведения. 

       "Дедовщина" (получившая на флоте наименование "годковщины") представляет собой самый застарелый (как имеющий глубокие исторические корни) вид проявления неуставных взаимоотношений (НУВ), при котором в качестве доминирующего социального признака (а в соответствии с ним - и комплекса "привилегий" или "обязанностей") в неформальной структуре подразделения выступает срок службы. Давние традиции любого человеческого сообщества (а в особенности изолированного сообщества лиц мужского пола), связанные с особым отношением к новым членам, впервой входящим в его состав, в армейских условиях приобретают особенно уродливые формы.

       "Дедовщина"  представляет собой систему изощренных  форм физического и психического  насилия, пронизывающих все сферы  жизнедеятельности войск, и обеспечивающих  доминирующее положение в подразделениях  и частях военнослужащих старших  периодов службы над молодыми солдатами.

       По  итогам проведенного социологами исследования среди обследованных призывников почти половина (46%) имеет среднее специальное образование, 32% - среднее образование, 19% - неполное среднее и 3% - незаконченное высшее. Практически все призывники уже имели опыт первичной профессионализации - в основном по рабочим специальностям (автослесарь, сварщик, повар и т.д.). 83% из них работали на различных предприятиях и фирмах. Многие (39%) оценили свои заработки как весьма приличные, 25% имели небольшие, но регулярные заработки, 22% зарабатывали в зависимости от обстоятельств и только небольшая часть - 8% и 2% соответственно или зарабатывали нерегулярно или не имели самостоятельных доходов. Вместе с тем 26% опрошенных до сих пор неопределились с дальнейшим профессиональным выбором, 19% намерены после армии учиться, а 17% связывают свои перспективы с профессией, которую получат в армии. 17% опрошенных предполагают пойти работать в любую фирму, 11% будут заниматься малым или семейным бизнесом. Низкие значения среди призывников получили только намерения после армии работать в промышленности и заниматься наукой - 7% и 2% соответственно. Так что неясность будущего профессионального выбора сопровождается отчетливо выраженной ориентацией на предпринимательскую активность.

       Среди причин дедовщины, связанных с условиями социальной среды, в которой находятся срочнослужащие, называются: отсутствие возможностей для самоутверждения военнослужащего через социально полезные и одобряемые формы деятельности; неспособность руководства заинтересовать срочнослужащих в службе; низкая психолого-педагогическая культура офицеров и их нежелание ее развивать; “двойной стандарт” в требованиях и оценках начальника к подчиненному, к равному, к самому себе; неумение создать гуманистически ориентированный формальный и неформальный актив воинского подразделения. Внутриличностной причиной дедовщины называется неспособность части старослужащих через социально приемлемые формы удовлетворять свои потребности в самоуважении и самоактуализации (по А.Маслоу), при их стремлении удовлетворить эти потребности социально неприемлемыми способами.

       Проведенное социологическое исследование в 2009 г. показало: что около 2,5% солдат имеют острую потребность в безграничном подчинении себе зависимых военнослужащих, около 9% положительно относятся к личному участию в дедовщине, около 13,5% (от 7,6 до 16,3%) декларируют апологетическое отношение к нормам и ценностям дедовщины. Среди старослужащих выразили резко отрицательное отношение: к нормам и ценностям дедовщины (13,7%), к личному участию в дедовщине (49,7%), к безграничному подчинению себе "молодых" (64,9%).

       Имеет смысл несколько подробнее остановиться на анализе сущности неформального  разделения военнослужащих в рамках "дедовщины". Почти повсеместно (при сроке службы 24 месяца) до сегодняшнего дня принято пять основных "категорий" военнослужащих. Но в настоящее время в связи с сокращением сроков службы до 12 месяцев существует всего четыре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Таблица 1. «Неформальное распределение военнослужащих по срокам службы »

Срок  службы (в месяцах) Наиболее распространённые названия «категорий» военнослужащих Функции «категорий»  военнослужащих
0-2 «Дух», «Таракан», «Тень», «Череп», «Сынок», «Салабон», «Зелёный», «Пират», «Салага», «Кролик», «Удав», «Ушастый», «Муха», «Огурец», «Болт», «Краб», Выполнение  помимо своих и части обязанностей второй, третьей (четвёртой) «категорий»  в служебно-функциональной сфере, а  также функций по их «обслуживанию» в социально-бытовой сфере.
2-6 «Гусь», «Котёл», «Скворец», «Слон», «Шнурок», «Мамонт», «Старший таракан»  
6-12 «Фазан», «Черпак», «Демон», «Помазок» «Руководство» и «воспитание первой «категории».
12 – день приказа об увольнении в запас «Дед», «Король», «Старик», «Старый», «Гусь хрустальный», «Бугор» Контроль за соблюдением сложившейся иерархии (вмешательство в скрытых формах, редко – открыто)
 день  приказа – день отправки домой «Дембель», «Дед», «Супердед», «Квартирант», «Профсоюз», «Интурист»  

Информация о работе Дедовщина в армии как вид девиации