Риторико-патриотический подвиг М.В. Ломоносова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 00:05, реферат

Описание работы

Интерес представляет риторическое обучение в духовных академиях и старообрядческих общинах. В библиотеках Москвы, Киева, Санкт-Петербурга хранятся многочисленные рукописи учебников, созданных учителями риторики для своих учеников, различные сборники с риторическими статьями и школьными речами.
Огромную роль в развитии риторики сыграл М.В. Ломоносов, которого Н.М. Карамзин назвал «отцом российского красноречия». С именем М.В. Ломоносова связано подлинное искусство публичного слова, отвечавшее интересам общественного прогресса в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Биография М.В. Ломоносова………………………………………………5
Вклад М.В. Ломоносова в развитие риторики………………………….10
Заключение…………………………………………………………………15
Список использованных источников……………………………………..17

Файлы: 1 файл

риторика.docx

— 43.14 Кб (Скачать файл)

Удивительная целеустремлённость была присуща М. В. Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, в библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, — издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения; «находимыя в оной книги утвердили его в языке славянском». Из академической биографии известно, что по прошествии первого полугодия он был переведён из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий.

В 1733-1734 обучался в Киево-Могилянской  академии. В ноябре 1735 в числе 12 лучших учеников Славяно-греко-латинской академии отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук.

Серьёзное отношение Ломоносова к научным занятиям выделяло его  из общей массы воспитанников  Спасских школ, прибывших в Петербург. В Академии Наук любознательный и  трудолюбивый помор, приобщаясь к новой науке, ознакомился с современным подходом к исследованиям, сильно отличавшимся от дисциплин средневекового схоластического образца, которые преподавались в Славяно-греко-латинской академии. В кабинетах и мастерских Академии Наук Ломоносов мог видеть новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, в академической лавке познакомиться с только что изданными книгами и журналами. Уже тогда Ломоносов начал изучать европейские языки, и делал пометки на полях книг на французском и немецких языках.

В те годы Сибири работала экспедиция из Академии наук, но в ее составе  не хватало химика, знающего горное дело. Западноевропейские химики отказывались от предложения ехать на большое  расстояние порядка 10 тысяч вёрст. Тогда  и было решено послать русских  студентов на обучение в Германию.

В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить 12 наиболее способных молодых людей, учеников «Спасских школ», для учёбы в  Европу. Ломоносов вошел в их число.

В Марбурге он обучался у  физика и философа X. Вольфа, с 1739 - химии, металлургии и горному делу - у  Й.Ф. Генкеля во Фрайбурге.С мая наряду с изучением немецкого языка Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. Уже достаточно хорошо зная немецкий, с октября 1738 года, продолжая совершенствоваться в латыни, Михаил Ломоносов не только стремился к овладению французским, предусмотренным программой обучения, но уже, по собственной инициативе — приступил к занятиям итальянским.

В конце 1739 года между студентами и Генкелем начались трения, которые затем переросли в конфликт. Основной причиной столкновений являлась нерегулярная отправка из Петербурга средств на содержание студентов. И в начале мая 1740 года Ломоносов, оставив некоторые свои книги товарищам и захватив с собой небольшие пробирные весы с гирьками, навсегда покинул Фрайберг.

Вернувшись на некоторое  время в Марбург, он женился на Елизавете Цильх, дочери хозяйки  дома, в котором он проживал.

В 1741 году Ломоносов смог вернуться в Петербург. После возвращения в Петербург Ломоносов начинает играть главную роль в деятельности Академии наук. Он публикует одну за другой научные работы, делает важнейшие открытия в химии и физике, создает первый в России химический кабинет, проводит уникальные наблюдения прохождения планеты Венера через диск солнца, исследует электрические явления, разрабатывает план северного морского пути.

.  Создает важнейшие филологические труды. Его "Российская грамматика" (1755), определившая особенности русского литературного языка, явилась первой собственно русской грамматикой; "Краткое руководство к красноречию" - курс общей теории литературы; трактат "О пользе книг церковных в российском языке" (1757) - первый опыт русской стилистики.

Много сил отдавал Ломоносов  в этот период созданию Московского  университета; он сам составил проект университета. В апреле 1755 г. Московский университет был открыт. И сегодня, являясь ведущим вузом страны, он по праву носит имя великого ученого.

Весной 1765 Ломоносов простудился, заболел воспалением легких и 4 апреля скончался. Похоронен на Лазаревском  кладбище Александро-Невской лавры  в Петербурге.

 

Вклад М.В. Ломоносова в развитие риторики

Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто  не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике - «Риторика» 1748 года,  которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию. Само определение риторики у него традиционно:

"Красноречие есть искусство  о всякой данной материи красно  говорить и тем приклонять  других к своему об оной  мнению".

«Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный  научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в 18 веке, но и в последующие периоды. В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу  мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.

Сочинение Ломоносова стало  настольной книгой всех образованных читателей 18 века и принесло ученому  громкую славу. В.Н. Татищев в своей  «Истории Российской» назвал «Риторику» М.В. Ломоносова «особливо изрядной, хвалы достойной». В.Г. Белинский считал ее «великою заслугою своего времени».

Книга считалась одной  из самых популярных. В канцелярии Академии сохранился рапорт о том, что  «купцы (книготорговцы) беспрестанно спрашивают «Риторику» Ломоносова». В 18 веке она  выдержала семь изданий (последнее  — в 1797г.), в начале 19 века — два (1805г. и 1810г.).

Она стала настольной книгой для нескольких поколений   русских   людей.  Произведение  Ломоносова  было    доступно    широким    демократическим слоям русского народа. До этого риторика использовалась только  духовенством  для  наставлений  и  проповедей. Ломоносов  придал ей просветительный характер.

В «Риторике» выделены три традиционных раздела: об изобретении, украшении, расположении.

 Во введении ученый пишет:  «Красноречие есть искусство  о всякой данной материи красно  говорить и тем преклонять  других к своему об оной  мнению... К приобретению оного  требуются пять следующих следствий:  первое - природные дарования, второе - наука, третье - подражание авторов,  четвертое - упражнение в сочинении,  пятое - знание других наук».

  «Риторика есть учение о красноречии вообще... В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части - на изобретение, украшение и расположение».

Ломоносов говорит о том, что  выступление должно быть логично  построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения. Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее.

При публичном выступлении («распространении слова») «наблюдать надлежит: 1) чтобы  в подробном описании частей, свойств  и обстоятельств употреблять  слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых  лучших распространениях; 2) идеи должно хорошие полагать напереди (ежели  натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а  самые лучшие на конце так, чтобы  сила и важность распространения  вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала».3

Далее Ломоносов пишет о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что эмоциональное воздействие  часто может оказаться сильнее  холодных логических построений.

«Хотя доводы и довольны бывают к  удовлетворению о справедливости предлагаемыя материи, однако сочинитель слова должен сверх того слушателей учинить страстными к оной. Самые лучшие доказательства иногда столько силы не имеют, чтобы  упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его  вкоренилось... Итак, что пособит  ритору, хотя он свое мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону?..

А чтобы сие с добрым успехом  производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие... от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину  сердец человеческих...».

Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и  множество других факторов. «При всех сих надлежит наблюдать время, место  и обстоятельства. Итак, разумный ритор  при возбуждении страстей должен поступать как искусный боец: умечать  в то место, где не прикрыто».

Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием  лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его, так, чтобы «радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и  гордым, сердитую произносить гневным  тоном... Не надобно очень спешить или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно».

Информация о работе Риторико-патриотический подвиг М.В. Ломоносова