Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 18:35, доклад
На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой, в этот же период существовала и религия. Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильно однозначно утверждать, что они были неразделимы.
А.Тойнби в 12-томной “Изучение истории” выделяет в мировой истории цивилизации, положив в основу деления религию. Так, для каждой цивилизации характерен определенный духовно-религиозный код деятельности. Источник развития западной цивилизации он видит в христианстве. Традиционное общество группируется именно вокруг религиозных эталонов и норм. Затем, эти религиозные нормы становятся этническими.
В традиционном обществе, где отсутствует дихотомия на сакральное и мирское (синкретизм) религия является всем для человека - законами, обычаем, культом, системой ценностей, наукой, искусством. Все сферы культуры пронизаны и спаяны религией.
Интегрирующая роль религии способствует стабильности социальных институтов, устойчивости социальных ролей. Религия обеспечивает сохранение и развитие ценностей сакральной культуры и осуществляет передачу этого наследия следующим поколениям. Однако эта интегрирующая роль сохраняется только в обществе, где доминирует более или менее единое по своим догматам, этике и практике вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются противоречащие тенденции, если в обществе имеются противостоящие конфессии, то религия может выполнять дезинтегрирующую роль. Когда религия насаждается колонизаторами, то она также может служить источником распада прежних норм (например, разногласия между коренными индусами и англо-хинду). Еще Э.Тайлор подверг сомнению цивилизаторскую роль белых европейцев-христиан: “Белый завоеватель или колонизатор, хотя и служит представителем более высокого уровня цивилизации, чем дикарь, которого он совершенствует или уничтожает, часто бывает слишком дурным представителем этого уровня и в лучшем случае едва ли может претендовать на создание быта более чистого, чем тот, который им вытесняется”. В гражданском обществе, обществе равных возможностей для всех законопослушных традиций дезинтегрирующая роль разных религий смягчается за счет их невмешательства в сферу законодательной власти.
Политическая функция религии в ее способности влиять на государственный строй гражданского общества. В некоторых обществах и на определенных этапах своего развития религия может служить делу освящения власти, обожествления правителя и приданию ему высшего духовного статуса. В современном российском обществе можно наблюдать активизацию “религиозности” политиков с целью повлиять на избирателей (православных или мусульман).
Значение религии для человека
Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придаёт мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззреческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев и традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана "укоренить" человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придении нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюктуры пространственнно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т.д. Таким образом, религия придаёт смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает преодолевать ему житейские трудности.
Библия предстаёт
перед нами как "слово Божие",
и как таковое, оно объект веры.
Всякий, кто полагает, что можно
взять веру и прочесть Библию взглядом
учёного, как это возможно по отношению
к текстам Платона и