Хозяйственный и общественный строй Древней Индии по законам Ману и Артхашастре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить хозяйственный и общественный строй Древней Индии соответственно законам Ману и артхашастре, так же дать описание системе варн и каст.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….…3

1. Законы Ману……………………………………………………………………5

2. Артхашастра…………………………………………………………………...13

3. Варновое деление древнеиндийского общества………………………….…15

4. Кастовое деление в Древней Индии………………………………………....17

Заключение…………………………………………………………………...…..24

Список литературы…………………………………………………………...….26

Файлы: 1 файл

Хозяйственный и общественный строй Древней Индии по законам ману и артхашастре. Система варн и каст в Древней Индии.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

4. Кастовое деление в Древней Индии 

     Примерно  с первой четверти IV века начинается отсчёт гуптской эпохи, которая отмечена дальнейшей централизацией и укреплением единого государства после периода раздробленности, вызванного падением империи Маурьев.

     В первые века нашей эры получили дальнейшее развитие те процессы в сословной  структуре общества, которые начались в предшествующий период: на первый план все больше выдвигается реальное положение человека, его имущественный статус. В то же время родовитость уже не имеет того первенствующего значения, как раньше. В связи с распространением буддизма и джайнизма снижается роль брахманов как основных исполнителей культа.

     Многие  брахманские роды разоряются, и представители брахманской варны вынуждены заниматься другими профессиями. Падает роль брахманов в идеологической сфере, хотя позднее, в связи с новым возрождением индуизма, их влияние вновь усиливается.

     Новые явления коснулись и варны кшатриев. Республики, где кшатрии играли ведущую роль, постепенно теряют свое значение. Получает развитие система наемников в армии, что, естественно, повлияло на статус кшатриев - профессиональных воинов. Подобно брахманским, многие кшатрийские роды тоже разоряются, к власти все чаще приходят представители других варн, что прежде было крайне редким явлением.

     Начавшееся  в предшествующий период разложение варны вайшьев активно продолжалось в гуптскую эпоху. Бедные вайшьи фактически приближались к шудрам, положение которых, очевидно в связи с бурным развитием земледелия и ремесла, несколько улучшилось. В источниках все больше встречается упоминаний о применении в земледелии труда шудр. В своих «Записках» Сюань Цзан рассматривал шудр как земледельцев, а в шастрах гуптской эпохи уже отчетливо различаются шудры и рабы4.

     Таким образом, постепенно традиционное варновое деление теряет свое прежнее значение. На первый план выдвигается деление  на джати (касты). Джати, как и варны, были наследственными, эндогамными и связанными с определенной профессией. Но это были более мелкие единицы, иногда небольшая группа людей, объединенных экономическими интересами. Число джати постепенно увеличивалось.

     Образование джати продолжалось и в более  позднее время, вплоть до настоящего. В связи с разделением труда и специализацией особенно возросло число каст в городах, среди различных категорий ремесленников; развивались касты и в деревнях. Джати существовали как отдельный от варн институт. В то же время принадлежность к варне строго соблюдалась. В гуптский период еще не было столь строгих законов для каст, как в более позднее время, еще допускалась в некоторых случаях возможность изменения кастами своих традиционных профессий.

     Вместе  с тем брахманы старались объяснить  возникновение джати смешением варн. В связи с нарушением строгих норм общений между варнами брахманские законоведы уделяют особое внимание «чистоте» варн. Только от родителей, принадлежащих к одной и той же варне, потомство считалось чистым и законным. Даже брак брахмана с кшатрийкой рассматривался отступлением от закона варн. Дети от смешанных браков зачислялись в другую по отношению к родителям группу, в определенную джати. Так брахманы пытались «объяснить» появившиеся в этот период в результате развития общества, и прежде всего, разделения труда, новые социальные общности - джати.

     Дальнейший  период отмечен широким распространением особых каст - неприкасаемых, стоящих вне варновой системы и занимавших самое низкое социальное положение.

     Эти группы должны были выполнять грязную работу (мусорщики, уборщики на кладбищах, мясники и т. д.); представителям высших варн не разрешалось общаться с неприкасаемыми, которые иногда имели специальные знаки - свидетельства их низкого положения. К неприкасаемым стали относить некоторые отсталые племена. Эта прослойка не имела никаких политических прав.

     Общественное  разделение труда, даже в неразвитом виде, привело к выделению групп  людей, занятых в определённой сфере  производственной деятельности. Внутренняя консолидация этих групп происходила с развитием рабовладельческого государства уже не на родоплеменной основе, а на основе общности занимаемого места в производственной жизни. Тем не менее, в условиях сохранения сельской общины и существования значительных пережитков родоплеменной идеологии складывание этих новых общественных групп неизбежно сопровождалось заимствованием у родовой общины многих черт, как в организации, так и в идеологических представлениях. Это видно даже из наименования этих общественных групп - джати, что означает - род, племя, происхождение; португальское слово «каста» является довольно точным переводом этого слова.

     Существенной чертой кастового строя является его иерархичность (что не исключает изменения места отдельных элементов в системе, т.е. социальной мобильности групп). В сельской местности особенно очевидна связь между статусом касты и социальным положением, традиционными правами на те или иные привилегии. Полноправные землевладельцы деревни обычно принадлежали к одной, господствующей в данном районе касте. Материальное обеспечение ремесленников и общинных слуг, так же как деревенского брахмана или астролога, определялось тем же неписаным обычаем, что и исполнение последними своих профессиональных и ритуальных обязанностей. Таким образом, кастовый строй создавал организационную структуру сельской общины и гарантировал ее устойчивость и консерватизм.

     Для каст характерна отчуждённость их друг от друга; члены различных каст не могут вступать в браки; у каждой касты в принципе своя исключительная и неизменная профессия. Помимо того, что кастам были присущи эндогамность и общность занятия, касты в отличие от варн имели внутреннюю администрацию; члены касты были связаны обязательством взаимопомощи, совместным исполнением религиозного культа, регламентацией производственного процесса, определёнными правилами общения с членами других каст и т. д.

     Хотя  кастовый строй формировался вплоть до раннего средневековья, тем не менее, касты становятся важным элементом  общественной структуры уже около  начала нашей эры. Постепенное складывание кастового строя в условиях медленных темпов роста общественного разделения труда, а также внешнее сходство каст и варн привели составителей древнеиндийских сборников законов к заключению, что касты возникли из варн, как результат смешанных браков представителей различных варн. Эта точка зрения одно время господствовала и в западной историографии. Но это не соответствует действительности.

     Варны были результатом развития общественного  неравенства; основным в системе  варн является их различие в правах и обязанностях по отношению к рабовладельческому государству. Возникновение же каст было результатом развития разделения труда, и основным для каст является их место в экономической жизни общества. Однако общественное положение каст также было различным, так как они складывались в условиях уже существовавшего общественного неравенства, в условиях существования варн. Естественно, что касты впервые оформляются внутри варн, к которым относилась производительная часть населения - вайшьи и шудры; касты среди брахманов и кшатриев так и не развились в полной мере: брахманы до сих пор по традиции считаются единой кастой.

     Только  к периоду упадка рабовладельческих  отношений в Индии относятся  попытки фиксации в сборниках  законов правил и предписаний, касающихся каст и кастового строя. К варне вайшьев вначале были отнесены те касты, члены которых были заняты с точки зрения оседлого земледельца благородными занятиями - земледелием и обслуживанием государства и рабовладельческой знати. Сюда же относились занятия экономически независимым или квалифицированным трудом: земледельцы, скотоводы, занятые разведением крупного рогатого скота, купцы, зажиточные ремесленники, занятые производством предметов роскоши, и т. д.  Касты, основным занятием членов которых оставались менее привилегированные ремёсла (кузнецы, гончары, ткачи и т.д.) или обслуживание земледельческих каст (деревенские ремесленники, пастухи, сторожа и т.д.), оказались отнесёнными к варне шудр5.

     Одним из важнейших результатов социально-экономического развития первых веков нашей эры явилось сокращение первобытной периферии классовых обществ и интенсивный процесс колонизации (речь идет об освоении как Центральной и Восточной Индии, так и покрытых лесами районов, расположенных между очагами древней цивилизации Индо-Гангской равнины). Заселение новых областей отчасти было следствием государственной политики, отчасти происходило стихийно вследствие бегства населения из районов, опустошаемых войнами, наводнениями и голодом, усиливающимся социальным гнетом. В любом случае распространение производственного, социального, культурного опыта передовых областей Северной Индии плодотворно сказывалось на развитии всего Индостана, а рост населения создавал новую не только демографическую, но и политическую, и социальную ситуацию.

     Ассимиляция так называемых племен джунглей происходила в условиях кастового строя таким образом, что отсталые этнические группы включались в классовое общество в качестве самых низших, отверженных, даже неприкасаемых каст. В тех же случаях, когда местные народности были достаточно многочисленны и достигли известной степени социальной дифференциации, происходило оформление складывавшихся в их среде отношений по образцу общеиндийского сословно-кастового строя. Местная знать приобщалась к кшатриям, основная масса земледельческого населения рассматривалась как шудры. Брахманы даже на территории Южной Индии были преимущественно выходцами с Севера, захватившими, приобретшими или получившими в дар земельные владения.

     Свидетельством распространения брахманского землевладения в гуптский период являются дарственные грамоты. Земля дарилась преимущественно отдельным представителям жреческой варны, но иногда и целым религиозным учреждениям - индуистским храмам, а также буддийским и джайнским монашеским общинам.

     Отсталые  племена, лишаемые земли, оттесняемые  в наиболее неудобные для земледелия районы, теряли возможность перейти  к более передовым формам хозяйства. Они продолжали заниматься рыболовством, охотой, лесным промыслом и т. д., а их отсталость консервировалась. По мере того, как они подвергались ассимиляции, для них не оказывалось места в системе высших варн, и они рассматривались как отверженные. Если они селились в городах, их уделом оставались самые неквалифицированные, плохо оплачиваемые, презиравшиеся общественным мнением профессии (подёнщиков, метельщиков улиц, уборщиков нечистот, работников на кладбищах, палачей и т. д.). Вне каст оказывались также бывшие рабы, посаженные на землю рабовладельческой аристократией.

     В различных районах Индии процесс  формирования каст происходил различными темпами и в неодинаковых формах. Сходные касты, относимые в одном районе к шудрам, в другом причислялись к вайшьям. Касты, причислявшиеся в одном районе к «неприкасаемым», могли не считаться таковыми в других и т. д. Кроме того, кастовая система отнюдь не была абсолютно неподвижной и застывшей. Возникали новые касты, вследствие изменения общественных условий происходили изменения в статусе отдельных каст, например, как уже указывалось, члены земледельческих каст, считавшиеся в древности вайшьями, с развитием феодальных отношений превращались в шудр.

     При медленном темпе развития производительных сил и общественного разделения труда, в условиях господствующей общинной организации и сильнейших пережитков родоплеменной идеологии, при низком уровне техники кастовый строй способствовал (особенно в ремесле) накоплению совершенных производственных навыков и преемственности в их передаче из поколения в поколение.

     Таким образом, можно завершить анализ формирования общественно-социального строя в истории Индии на рубеже древности и средневековья. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В государстве и праве Древней  Индии наряду с чертами, характерными для всех рабовладельческих государств Древнего Востока, встречается и  ряд особенностей. Первой особенностью является кастовая структура общества, пережитки которой имеют место и в современной Индии. Второй особенностью является наличие в государственном строе (отдельных стран Индостана) заметных следов военной демократии и республиканских форм правления.

     В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет  еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. На первый план в законах Ману выступает  сословно-варновое деление общества. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

     Законы  Ману закрепляли рабство и другие формы эксплуатации. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

     Многие  нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. В семейных отношениях - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешивание варн.

Информация о работе Хозяйственный и общественный строй Древней Индии по законам Ману и Артхашастре