Буддизм. Причины возникновения. Основные идеи и понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 01:00, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе, состоящей из введения, четырех глав и заключения, рассматривается буддизм, его причины возникновения, а также основные идеи и понятия.

Файлы: 1 файл

Буддизм. Причины возникновения. Основные идеи и понятия..doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

       Будда сознательно избегал больших  мировоззренческих вопросов о мироздании, о душе и об ее взаимоотношении  с делом. Вопросы о том, вечен или не вечен мир, конечен он или бесконечен, тождественна душа телу или же отлична от тела, смертна душа или бессмертна, бессмертен ли познавший истину или нет, Будда осознавал, но считал их бесполезными. Все свое внимание основатель буддизма сосредоточил на пути освобождения человека от страдания, которым преисполнен мир. Поль Жане писал: «У Будды не было другой цели, кроме нравственного улучшения человечества».

       Первоначальный  буддизм – своего рода диалектическое отрицание брахманизма. Буддизм пессимистичнее брахманизма в исходном понимании жизни. Если брахманизм учил, что страдание – наказание за грехи прошлых воплощений и что благочестие избавляет от страдания, то буддизм стал учить, что любая жизнь – страдание и что в сансаре не может быть счастливых людей. Кем бы ни был человек, он обречен на болезнь, старость и смерть. И никакие жертвы богам здесь не помогут. «Ни хождение нагим, на спутанные волосы, ни грязь, ни пост, ни лежание на сырой земле, ни пыль и слякоть, ни сидение на корточках не очистят смертного, не победившего сомнений». Единственное средство избавиться от страдания – полностью выйти из сансары. Поль Жане писал: «Буддизм по отношению к брахманизму подобен протестантизму в его отношении к католицизму. Буддизм подразумевает анализ эмпирических данных. Основной целью, провозглашенной Сиддхартхой Гаутамой, стало просветление, являющееся не чем иным, как видением истинной, сущностной природы вещей и явлений5.

2.2. Священные книги  махаяны.

       Распространение буддизма привело  к возникновению направлений, отмеченных большим разнообразием, и соответствующих им священных книг. Тхеравадины утверждают, что их тексты восходят к изречениям самого Будды. Однако и последователи махаяны настаивают на подлинности ряда священных книг, на которые опирается их традиция, хотя исторически эти книги будто бы и не связаны непосредственно с именем Будды. Считается, что «Праджнянарамита сутры» (поучения о совершенной мудрости), которые играют огромную роль в традиции махаяны, были откровением самого Будды, но из-за исключительной трудности для понимания современники Будды положили их на хранение во дворце нагов (змей) в срединном мире. Когда наступило подходящее время для того, чтобы открыть эти поучения людям, великий буддийский мыслитель Нагарджуна вернул их обратно миру людей.

       Священные книги махаяны написаны на древнем  классическом языке санскрите. Тексты махаяны различаются по форме  и включают мифологические и философские  сюжеты и фрагменты, которые отсутствуют  в тхераваде. Сиддхартха часто выступает в образе мистика и поэта. Важным дополнением является мысль, что он не был единственным буддой: до него были другие и после него тоже придут другие. В тибетском храме нельзя не поразиться обилию форм, в которых представлены просветленные существа. Они олицетворяют отдельные качества или энергии, причем это не столько реалистические образы, сколько символы. Так, Авалокитешвара олицетворяет собой сострадание, а Манджушри – мудрость. Характерно, что на одном из изображений у Авалокитешвары тысяча рук, каждая из которых снабжена глазом. Это свидетельство его способности видеть все и служить всем живым существам, облегчая их страдания. Манджушри, в свою очередь, владеет мечом, который являет собой символ  мудрости, способный прорубаться сквозь любое невежество6.

2.3. Буддизм: чистая  земля.

       Распространение буддизма на территории Китая и Японии положило начало развитию двух новых  школ мысли: школы «чистой земли» и школы чань (в Китае), или дзэн (в Японии).

       Две «Сукхавативьюха-сутры», датируемые вторым веком нашей эры, описывают «чистую землю» (Сукхавати) как место, свободное от страданий. Сукхавати – это созданное Буддой духовное царство, благоприятствующее развитию духа. Наполненная блаженством «чистая земля» выступает как противоположность царства сансары, в котором мы сейчас пребываем и в котором все отмечено печалью извращенности дуккхи.

       В V – VI веках н. э. в Китае «Сукхавативьюха-сутры» положили начало своего рода культовому буддизму. Основной для него стала идея «чистой земли» Амитабхи или же будды бесконечного света и сострадания. Для того чтобы возродиться в «чистой земле», человеку в момент смерти достаточно всего лишь десять раз произнести имя этого будды, и тогда будда появится и проводит набожного человека в Сукхавати. Если, находясь в нашем мире, трудно достичь просветления, то уходящий из нашего мира человек может рассчитывать на помощь, которая будет оказана ему, жаждущему просветления7.

2.4. Тибетские священные  книги.

       Буддизм пришел в Тибет около 650 года до н. э., но только спустя столетие ему удалось преодолеть жестокое сопротивление местной религии бон с ее шаманским наследием, которая пользовалась покровительством со стороны тибетской знати. Как это часто бывает с новыми религиозными воззрениями, перелом в судьбе буддизма произошел после того, как его поддержали власть имущие.

       На  сегодняшний день существует четыре живые тибетские традиции: ньингма, кагьюд, сакья и гелуг, каждая из которых располагается целой  сокровищницей устных и письменных поучений. Известны две Священные  книги: «Ганджур», что значит «перевод слова», представляющая собой рассуждения, приписываемые историческому Будде; «Джанджур», представляющая собой шастры, т. е. комментарии к поучениям, переведенными с индийских оригиналов. В дополнение к этим книгам на Тибете существует великое множество других текстов-комментариев.

       Значение  тибетского буддизма с его священными книгами не столько в его уникальности, сколько в том, что огромное количество важнейших буддийских текстов, относящихся  к традиции махаяны, не могло бы сохраниться  – да и сама традиция не сохранилась бы, - не найди буддизм прибежища в Тибете.

       Тибетские священные книги и практики могут  показаться непонятными непосвященным  людям Запада, так как Тибет  всегда был изолирован от мира. Между  тем поддержание традиции на Тибете обеспечивалось важнейшим принципом, который требовал, чтобы ученик получал знание непосредственно от просветленного учителя 8.

 

3. Главный закон жизни.

       Трудно  сказать, что просветлило Сиддхартху Гаутаму под легендарным деревом. По всей вероятности он обрел там то, что счел основным нравственным законом жизни. Смысл его  в том, что добро и зло – абсолютные антиподы, ибо зло порождает только зло. Нравственные нормы буддизма: смирение, целомудрие, благочестие, любовь к ближнему, человеколюбие, братство, прощение обид.

       Возможно, что на Будду «снизошло» то, что  было затем названо «четырьмя  благородными истинами» или, по крайней  мере, части их. Ведь именно об этом сказано в первой, бенаресской, проповеди  Будды, которая известна под названием  «Дхарма-чакра-правартана-сутра» («Сутра, приводящая в движение колесо»), к котором говорится о том, что в жизни следует придерживаться среднего, срединного пути между потворством чувственным наслаждения и аскетизмом и излагается то, что затем стало называться в буддизме «четырьмя благородными истинами».

3.1. Четыре благородные  истины.

       Первая  из этих истин нам уже известна: жизнь есть страдание (духкха). Это  общее место для индийского мировоззрения, точнее миропереживания: «рождение  – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание,  разлука с приятным – страдание, неполучение чего-либо желаемого – страдание». Буддизм видел лишь темную сторону жизни, радость бытия была ему неведома.

       Вторая  «благородная истина» говорит о  причине страдания. Будда полностью  разделял веру большинства индусов в то, что за смертью любого живого существа следует его новое рождение, правда, в другом образе. Но это их не радовало. Новое рождение и последующая новая жизнь – новое страдание. Будда усмотрел причину нового рождения в любви к жизни, в жажде жизни, в жажде наслаждения, в жажде существования, в самих людских желаниях.

       Третья  истина: если страдание имеет причину, то возможно прекращение страдания  через «полное бесследное уничтожение  этой жажды, отказ от нее, отбрасывание, освобождение, оставление ее».

       Наконец, четвертая благородная истина говорит  о «пути», ведущем  к освобождению от страдания. Это и есть тот срединный  путь, этот путь восьмеричен.

3.2. Восьмеричный путь.

       Жажду жизни преодолеть нелегко. Для этого  необходим правильный путь:

  1. Должное понимание четырех истин.
  2. Правильная решимость, т. е. воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами.
  3. Правильная речь, т. е.  воздержание от лжи, клеветы, грубых слов, скабрезных и фривольных разговоров.
  4. Правильное действие, т. е. непричинение зла живому (ахимса), воздержание от воровства.
  5. Правильный образ жизни, т. е. привычка жить честным трудом.
  6. Правильное усилие, т. е. борьба с соблазнами и дурными мыслями.
  7. Правильное направление мысли, т. е. понимание приходящего характера всего и отрешенность от того, что привязывает человека к жизни, отвращение к телу, чувству, уму.
  8. Правильное сосредоточение.

       В свою очередь правильное сосредоточение имеет четыре ступени:

  1. Сначала мы сосредотачиваем свой чистый и незамутненный ум на осмыслении и истолковании истин.
  2. На второй ступени мы уже верим в эти истины – и тогда связанное с исследованием беспокойство отпадает, и мы достигаем душевного спокойствия и радости.
  3. Затем, на третьей ступени, мы освобождаемся и от радости, в частности от ощущения своей телесности.
  4. На четвертой ступени мы достигаем состояния полной невозмутимости и безразличия - нирваны.

3.3. Нирвана.

       Нирвана (от глагола нирва – «задувать», «тушить огонь») означает в качестве прилагательного «исчезнувший, умерший, прекратившийся», а в качестве существительного «исчезновение, конец, прекращение существования, удовлетворение, блаженство, вечный покой, спасение от перерождений». Нирвана – видоизменение понятия мокши. Но нирвана мокши, которое достигается еще при жизни человека. Тем самым потусторонний мокша стал как бы посюсторонним.

       Достичь состояния нирваны нелегко. Достигший  ее называется архатом. Буддизм корректирует понятие брахмана – это именно тот, кто достиг состояния нирваны, архат. Архат индивидуалист. Он помогает сам себе. Спасает себя сам. Достижение нирваны выше достижения неба, это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Есть причина достижения нирваны, но нет причины возникновения нирваны. Нирвана в буддизме постепенно онтологизируется. Это уже не состояние человека, а состояние мирознания. Нирвана так же беспричинна, как и пространство. Она от века. Она никем не сотворена и ничем не обусловлена. Ее нельзя воспринять ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни сознанием. Нирвану видит лишь праведный ученик, идущий по правильному пути с чистым разумом, с возвышенностью и прямотой, не имеющий препятствий, свободный от чувственных наслаждений… Нирвана – пустота (шунья) и небытие.

       Буддизм утверждает, что души как особой неизменной вечной сущности нет,  а  тем самым нет и «я». «Я» есть непрерывный и причинно связанный поток психических состояний. Душа – переходящая, неустойчивая и механическая совокупности пяти скандх: тело (рупа), чувства (венада), восприятия (санджня, саньня) действия (самскара, санкхара) и самосознание (виджняна). Душа подобна колеснице, т. е. всего лишь совокупность, это поток, поток сознания, постоянное становление, ибо она меняется в каждый новый момент.

3.4. «Колесо бытия».

       Внешний и внутренний мир представляется буддизмом как волнующееся море отдельных мгновенных несубстанциальных явлений – дхарм (санскрит), или дхамм (пали). Каждая дхарма, или дхамма – единство физического и психического, объективного и субъективного. Буддизм принципиально не различает субъект и объект. Но на самом деле буддизм учит о первенстве психического перед физическим. Материальный мир – часть психической жизни индивида, которая в своем исходном состоянии есть поток мгновенно сменяющихся комбинаций мгновенных элементов – состояний сознания, тех же самых дхамм, или дхарм.

       «Колесо бытия» (бхава-чакра)представляется в  буддизме так: сознание выделяется в  потоке дхарм наименования и соответствующие  им формы, которые становятся объектами  для шести органов восприятия. Эти шесть органов восприятия контактируют с выделенными из потока сознания формами и наименованиями. Вследствие этого контакта возникают чувства: приятные, неприятные и безразличные. Эти чувства порождают желания, желания – жадность и жажду вечного существования, а жажда влечет за собой новое рождение, за которым следует старость  и смерть. И все начинается сначала. Таково «колесо бытия». Это то, что называют «законом зависимого происхождения»9. 

 

4. Нравственное поведение.

4.1. Шила и искусные  методы.

       Шила  – это принятое у буддистов  обозначение этического, или нравственного, поведения, которое складывается из трех связанных между собой праведных шагов «восьмеричного пути». В то же время все буддийское учение и его практика проникнуты мыслью о том, что нужно вести праведный образ жизни. Отсюда и наставления, которые обеспечивают буддисту ежедневное руководство в простой форме, впрочем, она проста скорее для запоминания, нежели для осуществления. Буддисты понимают, что для успешного осуществления наставлений нужно заниматься постоянным самосовершенствованием. Можно сказать, что наставления указывают направление, которого мы должны держаться в повседневной деятельности, и что главная  цель – ориентироваться на них в нашей практике. Огромное значение имеет намерение не только осуществлять наставления, но и прилагать усилия для выполнения намерения, в противном случае прогресс невозможен. В основе наставлений лежит «восьмеричный путь», который и указывает буддистам, как можно достичь цели.  Бхавана, или духовное развитие, - это то, что скрыто глубоко, то, что происходит внутри человека, вставшего на путь самосовершенствования. Важнейшая сторона самосовершенствования – искусность в методах, поскольку с их помощью можно воздействовать на мир и на других людей, а тем самым добиваться счастья и гармонии.

Информация о работе Буддизм. Причины возникновения. Основные идеи и понятия