Возникновение и преодоление одиночества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Одиночество - одна из основных социальных проблем, являющихся предметом социальной работы, а социальная работа - один из важнейших инструментов для устранения или хотя бы для облегчения этой социальной болезни. Среди средств борьбы с одиночеством - социально-психологические: личностная диагностика и выявление индивидов с повышенным риском одиночества, коммуникативные тренинги для воспитания навыков общения, психотерапия и психокоррекция для устранения болезненных эффектов одиночества и т.д.; организационные: создание клубов и групп общения, формирование у клиентов новых социальных связей и пропаганда новых интересов взамен утраченных, например, в результате развода или овдовения, и т.д.; социально-медицицинские: воспитание навыков самосохраняющего поведения и преподавание основ здорового образа жизни

Файлы: 1 файл

Возникновение и преодоление одиночества (2).doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

   Ощущение одиночества способно усиливаться или ослабляться в зависимости от динамических изменений в индивидуально принятых стандартах интенсивности нормального межличностного общения или широты контактов с людьми, на которые должен идти человек. Стандарты подобного рода обычно субъективные, точно не определены, но, в общем, неплохо выражаются в суждениях типа: "мне бы хотелось иметь больше друзей", "Никто по-настоящему меня не понимает" и т.п. Вместе с тем такие стандарты относительны, они всегда устанавливаются в сопоставлении с прошлым опытом общения. Небольшое уменьшение числа друзей или человеческих контактов у того лица, которое раньше имело их большое количество, может восприниматься как усиление одиночества, в то время как аналогичные изменения, происходящие в характере межличностных связей у человека, который раньше почти ни с кем не общался и имел ограниченный круг друзей (т.е. их возрастание до того же самого уровня, что и у первого человека), будут, вероятно, восприняты как уменьшение одиночества, т.е. противоположным образом.

    Одинокие люди нередко в самих  себе причину своего одиночества, приписывая его к недостаткам  характера, отсутствию способностей, личной непривлекательности в  большей степени, чем факторам, подвластным  сознательному волевому контролю: недостаток собственных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффективность применяемых для этого средств и пр. Каузальная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля и сопровождается ссылкой на такие собственные отрицательные индивидуальные качества, как стеснительность, боязнь получить отказ в попытке установить с кем-то интимные отношения, недостаток знаний о том, как следует вести себя в подобных ситуациях, чтобы укрепить межличностные связи.

    Предпочитаемый способ реагирования человека на одиночество - депрессия или агрессия - зависит от того, как человек объясняет свое собственное одиночество. При внутреннем локусе контроля чаще возникает депрессия, а при внешнем - агрессия. Повышенная склонность к покорности или, напротив, к проявлению враждебности положительно коррелирует с фактическим одиночеством человека среди людей.

    Одинокие люди часто чувствуют  себя никчемными, некомпетентными, нелюбимыми, и усилению этих самоуничижительных  чувств способствует их повышенная самокритичность.

    Связь, существующая между низкой  самооценкой и одиночеством, объясняется  двояким образом. Во-первых, ссылками  на то, что низкая самооценка  порождает внутреннее самоотчуждение  человека; во-вторых, исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе существенно затрудняют межличностное общение.

    Есть и другие гипотезы, объясняющие  феномен одиночества ссылками  на межличностные факторы. Одна из них - несоответствие между тремя "Я" индивида: тем, каким он в настоящее время видит себя (актуальное "Я"); тем, каким он хотел бы стать (идеальное "Я"), и тем, каким его воспринимают другие (отраженное "Я"). Экспериментально подтвердилась гипотеза, утверждающая, что субъективные причины одиночества имеют больший вес в его возникновении, чем объективные. Оказалось, например, что многие люди не в состоянии правильно оценить  отношение окружающих к ним, так как их самовосприятие не вполне соответствует тому, как их же самих в действительности воспринимают люди.

    Индивиды, невысоко оценивающие  себя, ожидают, что, и другие так  же к ним относятся. Такие люди  острее многих других реагируют  на предложения и отказы в  установлении личных контактов  с окружающими. Вместе с тем люди с низкой самооценкой особенно отзывчивы к обращениям и просьбам со стороны, реагируя повышенно враждебно на тех, кто лично их отвергает. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике и рассматривают ее как подтверждение собственной неполноценности. Они же, как выяснилось, с трудом воспринимают комплименты в свой адрес, более неуверенно ведут себя в обращении и повышенно осторожны.

    В целом же низкая самооценка  порождает взаимосвязанный комплекс  психологически неблагоприятных  факторов, препятствующих установлению хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми: самоуничижительное сознание и поведение, ощущение собственной некомпетентности и многое другое. Следует иметь виду и то обстоятельство, что длительны опыт одиночества, со своей стороны, может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более уязвимой. Неудачи в общении могут усиливать чувства одиночества и, как следствие, снижать самооценку. В низкой самооценке потенциально заложен больший риск одиночества, чем в нормальной, так как низкая самооценка, в конечном счете, подрывает чувство собственного достоинства у человека.

    Одним из факторов, способствующих  одиночеству, является нежелание  человека оказаться в такой  ситуации межличностного общения, при которой он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждебность и пассивность, как возможные причины и одновременно следствия одиночества, часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных результатов проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится все труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливает чувство одиночества.

    Нередко одиночество возникает  по независящим от человека  причинам. Вдовство, развод или разрыв  личных отношений - наиболее распространенные  социальные причины, ведущие к  одиночеству. В подобных случаях  оно зарождается вследствие внезапно  возникающей полной или частичной эмоционально-психологической изоляции человека от людей, составляющих привычный круг общения.

    Есть смысл различать три типа  отношений одиночества: хронический, ситуативный и переходящий. Хроническое  одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми. Ситуативное одиночество обычно появляется, как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например, брачных. После короткого времени дистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества. Переходящее одиночество выражает в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.

    Потеря одного из родителей  в результате развода или недостаток  эмоционально близких, доверительных  отношений, родительской поддержки в детстве могут сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характерологическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течение длительного времени, иногда всю жизнь, заставляя таких людей острее, чем другие, реагировать на разлуку и социальную изолированность.

 

1.1. Одиночество - психическое заболевание.

 

    Один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние  человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества, обуславливаемого экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, то сразу же все непосредственные ("живые") связи с другими людьми прерываются ("отрубаются"), что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества. Актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности люди персонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей), создают силой воображения партнеров (в ряде случаев в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), с которыми начинают разговаривать вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы. На этапе неустойчивости психической деятельности при наблюдении за испытуемым в экспериментах с помощью специальной аппаратуры или за заключенными через "глазки" ("публичность одиночества" - О.Н. Кузнецов) у ряда лиц появляются необычные психические состояния, проявляющиеся в тягостных переживаниях телесной обнаженности или "открытости мыслей". На этом этапе также появляются доминирующие  идеи и отмечаются случаи, когда испытуемые путают сновидения с реальностью (реализованные сновидения). По мере увеличения времени нахождения в жестких условиях О. На этапе глубоких психических изменений появляются сверхценные идеи, идеи отношения, деперсонализационные переживания (раздвоение личности) и реактивные галлюцинации.

    

 

1.2. Одиночество - отсутствие общения.

 

Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической и медицинской психологии индивидуальных различий.

    Во время общения у его участников  наблюдаются различные состояния, у каждой из них проявляются те или иные психические свойства личности. Таким образом, стоя на позициях общей психологии, мы вправе не только исследовать типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, но и выявлять трудности общения, т.е. те характеристики психических процессов, состояний и свойств личности, которые, объединяясь, имеют своим следствием взаимодействие людей, не отвечающие критериям психологически оптимального общения.

    А какое же общение считается  психологически оптимальным? По  нашему мнению, психологически оптимальное  общение имеет место тогда, когда  в нем осуществляются цели  участвующих в нем людей в  соответствии с мотивами, обуславливающими  эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения.

    При этом было бы ошибочно  полагать, что психологически оптимальное  общение - это непременно своеобразное  слияние умов, чувств, воли его  участников. Психологически оптимальным  может быть и общение, в котором партнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъективную дистанцию.

    Поскольку общение - это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то  трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива, или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

    Конкретными психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

    И.П. Шкуратова обоснованно отмечает, что при изучении трудностей  общения существует опасность  сведения их многообразия только  к неудобствам, связанным с плохим  владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перцептивных функций. В действительности же эта проблема приобретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения.

    По данным И.П. Шкуратовой, роль  системообразующего фактора для всех проявлений интересующих нас трудностей выполняют цели общения, поскольку эти трудности это тоже помехи на пути к достижению поставленных человеком целей.

    Среди личностных образований, детерминирующих  постановку целей, она специально  выделяет мотивацию общения, которая обусловливает трудности межлюдского взаимодействия. Характер рассматриваемых нами трудностей во многом зависит от содержания или направленности мотивации; ее влияние проявляется в нарушении какой-либо из функций общения (перцептивной, коммуникативной и т.п.). Существует также особый вид трудностей, который состоит в невозможности реализации значимых для личности мотивов с людьми из своего окружения. Эта категория трудностей не всеми осознается, так как требует достаточно развитой рефлексии, но переживается, выражаясь в жалобах на отсутствие понимания со стороны партнеров.

    Вместе с тем Е.В. Улыбина совершенно  обоснованно утверждает, что структура  межличностного общения должна  рассматриваться со стороны внутренней (побуждения к действию) и внешней (средства, способы) коммуникации. В реальных актах общения эти стороны взаимосвязаны. Можно также достаточно обоснованно различать трудности, имеющие мотивационную детерминированность, и трудности, возникающие из-за несовершенства средств общения. Человек может из-за различных личностных особенностей вызвать у партнера отрицательную эмоциональную реакцию, общение с ним может препятствовать удовлетворению значимых для этого человека потребностей. В этом случае трудности будут иметь внутреннюю природу, а инструментальные аспекты общения будут играть вторичную, служебную роль и обеспечивать психологическую защиту.

    Будучи тесно связанным, мотивационные  и инструментальные аспекты общения  относятся, однако, к различным уровням, а это предполагает однонаправленную детерминированность низшего уровня высшим (инструментального мотивационным). Так, Л.А. Петровская, разводя внешние, операциональные аспекты коммуникативной компетентности и внутренние, глубинные, затрагивающие личностно-смысловые образования, подчеркивает, что именно последние играют определяющую роль по отношению к внешним, поведенческим.

    Бесспорно, мотивационно-смысловые  характеристики личности влияют  на обращение участников общения  друг с другом. Слабее исследовано  влияние когнитивных особенностей восприятия на эмоционально-аффективную оценку объекта восприятия.

    Как и всякое действие, коммуникативной  акт включает в себя, прежде  всего, анализ ситуации общения, построение адекватного представления  о партнере. Эффективность этой части коммуникативного акта определяет и эффективность действия в целом.

Информация о работе Возникновение и преодоление одиночества