Виды эмоциональных переживаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 17:17, доклад

Описание работы

ВИДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ В многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности можно различать три основных уровня. Первый - это уровень органической аффективно - эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования - удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями.

Файлы: 1 файл

ВИДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ.docx

— 32.47 Кб (Скачать файл)

Страсть - это сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает  его и владеет им. Характерным  для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей  направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может  давать вспышки, но сама не является вспышкой. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким  образом, ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой  единство эмоциональных и волевых  моментов; стремление в нем преобладает  над чувствованием. Вместе с тем  характерным для страсти является своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть полонит, захватывает человека; испытывая  страсть, человек является как бы страдающим, пассивным существом, находящимся  во власти какой - то силы, но эта сила, которая им владеет, вместе с тем от него же и исходит.

Это объективное  раздвоение, заключающееся в природе  страсти, служит отправной точкой для  двух различных и даже диаметрально противоположных ее трактовок; притом в трактовке этой частной проблемы находят себе яркое выражение  две различные общефилософские, мировоззренческие установки. Было даже время, время Р. Декарта и  Б. Спинозы, когда эта проблема - вопрос о природе страстей - стала одной  из основных философских, мировоззренческих  проблем. На ней стоические тенденции  столкнулись с христианскими  традициями.

Для христианской концепции  всякая страсть является темной фатальной  силой, которая ослепляет и полонит  человека. В ней сказывается роковая  власть низшей телесной природы человека над ее высшими духовными проявлениями. Она поэтому в своей основе всегда зло. "Страсти души" ("Passions de l'ame") Декарта и "Этика" Спинозы, половину которой составляет трактат о страстях, противопоставили этой трактовке, которая и после них продолжает держаться (на ней построены, в частности, классицистские трагедии Ж. Расина), принципиально от нее отличную (нашедшую себе отражение у П. Корнеля).

В противоположность  христианской традиции, для которой  страсть - это всегда злые влечения чувственной природы, проявление низших инстинктов, для Декарта разум  и страсть перестают быть исключающими друг друга противоположностями. Его  идеал - это человек большой страсти. Страсть, любовь не может быть для  Декарта слишком большой: в великой  душе все велико; с ростом разума растет и страсть, которая, требуя деятельной жизни, воплощается в делах и  подвигах.

Сохраняя исходную тенденцию Декарта, Спиноза, однако, острее чувствует двойственную природу  страсти. Он выделяет в качестве положительного ее ядра стремление, желание, самоутверждение  как основу, как сущность индивидуальности. Эта активность души для Спинозы, как и для Декарта, никогда  не может быть чрезмерной; она всегда благо, всегда источник самоутверждающейся радостной действенности. Но собственно страсти, как состояния страдательные, означают все же пленение души чуждой силой, рабство ее, и задача разума - в освобождении человека от этого рабства страстей. Таким образом, в "Этике" Спинозы отчасти снова восстанавливается противопоставление, антагонизм разума и страсти. Французские материалисты - просветители воспринимают и поддерживают этот нехристианский взгляд на страсть. К. А. Гельвеций в своей книге "Об уме" посвящает особую главу вопросу о "превосходстве ума у людей страстных сравнительно с людьми рассудочными". Эта точка зрения получает отражение во французском романе. О. Бальзак, в частности, начинающий с открыто декларируемых им традиционных взглядов на страсть, затем радикально меняет позицию. "Я изображаю действительность, - пишет он, - какова она есть, со страстью, которая является основной составной ее частью" (из предисловия к "Человеческой комедии"). И в другом месте: "Страсть - это все человечество". К. Маркс и Ф. Энгельс в ряде высказываний сформулировали точку зрения, преодолевающую противопоставление страсти и разума как внешних, друг друга исключающих противоположностей. "Страсть, - пишет Маркс, - это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека"2. Страсть - большая сила, поэтому так важно, на что она направляется. Увлечение страсти может исходить из неосознанных телесных влечений, и оно может быть проникнуто величайшей сознательностью и идейностью. Страсть означает, по существу, порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что - то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтому же она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти.

Говоря о различных  видах эмоциональных образований  и состояний, нужно выделить настроение.

Настроения. Под настроением  разумеют общее эмоциональное состояние  личности, выражающееся в "строе" всех ее проявлений. Две основные черты  характеризуют настроение в отличие  от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким - нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему - то, огорчаемся чем то, тревожимся из - за чего - то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему - то, а ему радостно - иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, аличностно - это во - первых, и, во - вторых, оно не специальное переживание, приуроченное к какому - то частному событию, а разлитое общее состояние.

Порождаясь как  бы диффузной иррадиацией или "обобщением" какого - нибудь эмоционального впечатления, настроение часто характеризуется как радостное или грустное, унылое или бодрое, насмешливое или ироническое - по тому эмоциональному состоянию, которое является в нем господствующим. Но настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато - многообразно и по большей части расплывчато, более богато малоуловимыми оттенками, чем более четко очерченное чувство. Оно поэтому иногда характеризуется, например, как праздничное или будничное - своим соответствием определенной ситуации, или как поэтическое - своим соответствием определенной области творчества. В настроении отражаются также интеллектуальные, волевые проявления: мы говорим, например, о задумчивом и о решительном настроении. Вследствие своей "беспредметности", настроение возникает часто вне сознательного контроля: мы далеко не всегда в состоянии сказать, отчего у нас то или иное настроение.

В возникновении  настроения участвует обычно множество  факторов. Чувственную основу его  часто образуют органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма  и те разлитые, слаболокализованные органические ощущения (интроцептивной чувствительности), которые исходят от внутренних органов. Однако это лишь чувственный фон, который у человека редко имеет самодовлеющее значение. Скорее, даже и само органическое, физическое самочувствие человека зависит, за исключением резко выраженных патологических случаев, в значительной мере от того, как складываются взаимоотношения человека с окружающим, как он осознает и расценивает происходящее в его личной и общественной жизни. Поэтому то положение, что настроение часто возникает вне контроля сознания - бессознательно, не означает, конечно, что настроение человека не зависит от его сознательной деятельности, от того, что и как он осознает; оно означает лишь, что он часто не осознает этой зависимости, она как раз не попадает в поле его сознания. Настроение - в этом смысле бессознательная, эмоциональная "оценка" личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства.

То или иное настроение может как будто иногда возникнуть у человека под влиянием отдельного впечатления (от яркого солнечного дня, унылого пейзажа и т. д. ); его может вызвать неожиданно всплывшее из прошлого воспоминание, внезапно мелькнувшая мысль. Но все это обычно лишь повод, лишь толчок. Для того чтобы это единичное впечатление, воспоминание, мысль определили настроение, нужно, чтобы их эмоциональный эффект нашел подготовленную почву и созвучные мотивы и распространился, чтобы он "обобщился".

Мотивация настроения, ее характер и глубина у разных людей бывает весьма различной. "Обобщение" эмоционального впечатления в настроении приобретает различный и даже почти противоположный характер в зависимости от общего строения личности. У маленьких детей и у некоторых взрослых - больших детей - чуть ли не каждое эмоциональное впечатление, не встречая собственно никакой устойчивой организации и иерархии мотивов, никаких барьеров, беспрепятственно иррадиирует и диффузно распространяется, порождая чрезвычайно неустойчивые, переменчивые, капризные настроения, которые быстро сменяют друг друга; и каждый раз субъект легко поддается этой смене настроения, не способный совладать с первым падающим на него впечатлением и как бы локализовать его эмоциональный эффект.

По мере того как  складываются и оформляются взаимоотношения  личности с окружающими и в  связи с этим, в самой личности выделяются определенные сферы особой значимости и устойчивости. Уже не всякое впечатление оказывается  властным изменить общее настроение личности; оно должно для этого  иметь отношение к особо значимой для личности сфере. Проникая в личность, впечатление подвергается как бы определенной фильтровке; область, в  которой происходит формирование настроения, таким образом ограничивается; человек становится менее зависимым от случайных впечатлений; вследствие этого настроение его становится значительно более устойчивым.

Настроение в конечном счете оказывается теснейшим образом связанным с тем, как складываются для личности жизненно важные отношения с окружающими и с ходом собственной деятельности. Проявляясь в "строе" этой деятельности, вплетенной в действенные взаимоотношения с окружающими, настроение в ней же и формируется. При этом существенным для настроения является, конечно, не сам по себе объективный ход событий независимо от отношения к нему личности, а также и то, как человек расценивает происходящее и относится к нему. Поэтому настроение человека существенно зависит от его индивидуальных характерологических особенностей, в частности от того, как он относится к трудностям - склонен ли он их переоценивать и падать духом, легко демобилизуясь, либо перед лицом трудностей он, не предаваясь беспечности, умеет сохранить уверенность в том, что с ними справится.

Информация о работе Виды эмоциональных переживаний