Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2009 в 16:23, Не определен
Курсовая работа
У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п.
Суицидальная
готовность возникает на фоне довольно
длительных ударов, психотравмирующих
переживаний. У подростка снижается
толерантность эмоциональной
§
4 Психологический смысл
подросткового суицида
Психологический
смысл подросткового
суицида – крик о помощи, стремление
привлечь внимание к своему страданию.
Настоящего желания нет, представление
о смерти крайне неотчетливо, инфантильно.
Смерть представляется в виде желательного
длительного сна, отдыха от невзгод, способа
попасть в иной мир, так же она видится
средством наказать обидчиков.
§
5 Характерные черты
подросткового суицида
Суицид подростков имеет следующие черты:
§ 6 Признаки
суицидального риска
Учитывая актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:
§
7 Синдромы поведения
подростков, указывающие
на готовность к суициду
§
8 Внешние обстоятельства
суицидального подростка
§
9 Источник негативных
переживаний подростка
Накапливание
негативных переживаний может создать
неблагоприятную сферу для
Согласно данным этого исследования главный источник негативных переживаний – семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек из группы «трудных» подростков. Среди «благополучных» подростков эти показатели 47% и 18% соответственно.
Важная причина подростковых переживаний – частые наказания детей. В группе «трудных» - эту причину указали 35% опрошенных, тогда как среди «благополучных» 21% мальчиков и 2% девочек.
Частые наказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок. На этот мотив лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек из группы «трудных» подростков.
Досаждает
подросткам и неумелое морализаторство
родителей. На эту причину указали 65% мальчиков
и 72% девочек.
§
10 Роль педагога в работе
с суицидальными детьми
Многие
будут правы, если скажут: такие дети
нуждаются в помощи специалистов.
Нагружать неискушенного
Начнем
с того, что отведем педагогу свою
роль в работе с такими подростками.
Эту роль можно обозначить так: помощь
в своевременном выявлении
Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что – часто общаясь с ребенком – он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.
Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.
ГЛАВА
3. На грани…
Если вовремя вызовут «скорую» самоубийцы попадают в больницу, где на них смотрят не как на обычных пациентов, которым нужно просто спасти жизнь, а как на одного из суицидентов, которому нужно помочь вернуться к нормальному существованию. Этим занимается психиатр. Он разделяет своих пациентов на совершивших истинное самоубийство и демонстративное.
Шантажный суицид – это что-то вроде самоубийства понарошку. Когда подросток точно знает, что его спасут и цель – не проститься с жизнью, а чего-либо добиться своей выходкой. К примеру вернуть парня, вызвав у него чувство вины. А если не вернется, то хоть окружающие пожалеют.
Итог
этой игры – реанимация. По счастью
для большинства «шантажистов»
достаточной эмоциональной
Самые
частые причины подростковых суицидов
– несчастная любовь и конфликты в семье.
Нет человека, который бы с этим не сталкивался.
Из-за этого к самоубийцам часто относятся
как к психам или слабакам.
§
1 Ромео без Джульетты
Ситуация «я его люблю, а он меня нет» набила оскомину не меньше, чем подписи на партах «Саша + Маша = Любовь». Надписи типа «Миша + Вася» выглядят куда смешнее, правда? Напрасно вы так думаете! Люди с нестандартной сексуальной ориентацией – наивысшая группа риска в плане разрешения личностных проблем.
Врачи-суицидологи утверждают: количество суицидов в их среде в последнее время резко увеличивается. Одна девочка-лесбиянка совершила пять попыток в течение года из-за несчастной любви – ее бросила подружка. Впрочем, такие ситуации все-таки встречаются редко.
Вернемся к обычной ситуации «он и она». «Обычной» не значит легкой. У подростков нет еще опыта взрослых, что все проходит, «один бросил, десять подберут». Нет и каких-то зацепок, удерживающих в жизни даже после серьезной эмоциональной встряски: дети, работа, мнение друзей, коллег. Какое все это может иметь значение, когда потерян самый близкий человек? Первый человек, который тебя понимал, был рядом, был тебе нужен. Брошюрки советуют: отвлекитесь, займитесь чем-то другим. А чем: учеба – тоска, предки достали, а у лучшего друга опять свидание. А у тебя ничего.
Здесь важно осознать одно – насильно мил не будешь. Нельзя заставить любить себя под страхом вскрытия вен. Очень трудно свыкнуться с мыслью, что ты перестал быть нужен и все кончено. Но толку от зацикливания на этой теме не будет никакого. Придется свыкнуться. Поверьте, любовь Ромео и Джульетты встречается в книжках значительно чаще, чем в жизни.
Зачастую наиболее сильную боль доставляет не сам уход человека, а его предательство. Иногда это заостренное, инфальтивное восприятие жизни доходит до нелепости. Парень был влюблен в девушку, пригласил ее к себе в гости на вечеринку. Вышел на кухню покурить, возвращается в комнату и видит – она с его другом обнимается. Он побежал вешаться. Хорошо, что гости вовремя из петли вынули.
Это
пример поступка импульсивного человека,
который сначала делает, потом
думает – то, что врачи называют
«подвижным типом нервной системы».
Впрочем, подростковому возрасту вообще
свойственно сначала делать, а
думать в лучшем случае потом. Мысли
о завтра приходят с возрастом. Нормально
плюнуть на домашнее задание и отправиться
в гости. Подумаешь, двойка – не первая
и не последняя. Но собственная жизнь-то,
наверное, более значимая вещь. Я не призываю
к рассудочному взвешиванию всех «за»
и «против». Сама так не умею. Но посчитать
до тридцати перед тем, как намыливать
веревку, – это не прагматизм. Это простой
способ принять правильное решение.
§
2 Дочки-матери (обращение
к родителям)
Эту главу я пишу специально для родителей. Вспомните, пожалуйста, кто кого чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас? Вот то-то. А между тем, именно вы, родители, – неизбежные участники самоубийства собственного ребенка. В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой?
Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка – это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить?
Один мальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец избивает мать. Как ей помочь, он не знал, а оставить все как есть, не мог. Для него самоубийство казалось единственным возможным выходом из создавшейся ситуации.
Одна девочка наглоталась таблеток во время очередной гулянки родителей. В течение нескольких дней она оставалась без помощи – родителям было не до дочки. В конце концов, ей удалось самой добраться до телефона и вызвать «Скорую».
Иногда
трагедией оборачивается ситуация,
которая внешне выглядит вполне нормально.
В больницу с острым отравлением доставили
девочку. Мать, воспитывающая ее без мужа,
хотела для дочери «лучшего будущего».
Оно, по ее мнению, целиком зависело от
учебы. Девочку отдали в спецшколу, все
время переводили из класса в класс повышенной
сложности. В итоге, ничего, кроме постоянной
зубрежки, у нее в жизни не было. Никаких
друзей, потому что только она успевала
приспособиться к одному коллективу, как
он тут же менялся. Постоянное напряжение,
дикая опека со стороны матери – и в результате
долгие беседы с психиатром. Ему пришлось
потратить не один час, чтобы убедить девочку,
что есть и другие способы объясниться
с матерью, чем подобный акт протеста.