Становление понятий «интеллект» и «способности» в отечественной и зарубежной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 08:56, реферат

Описание работы

В отечественной психологии общепринято определение способностей как таких индивидуально-психологических особенностей личности, от которых зависит успешность выполнения той или иной деятельности. Содержание понятия способностей обычно раскрывается в нескольких также общепринятых положениях:
1) способности не сводятся к приобретенным индивидом знаниям, умениям, навыкам, т. е. это не знания, не умения и не навыки;
2) от способностей зависит легкость и быстрота приобретения знаний, умений, навыков;

Содержание работы

Понятие способности в зарубежной и отечественной психологии 2
Понятие интеллекта в зарубежной и отечественной психологии 5
Заключение 9
Список литературы. 10

Файлы: 1 файл

интеллект и способности.docx

— 41.98 Кб (Скачать файл)

Американский  психолог Дж. Гилфорд представляет интеллект как кубическую модель. Он выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским). 

У Бине и Векслера интеллект - это одноуровневая модель с двумя блоками показателей вербального и невербального (действенного и образного) характера.

По мнению Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

Б.Г. Ананьев  рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую процессы, состояния и свойства личности. В свою очередь, эта структура связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками. Они определяют меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности или вредности для здоровья человека. При таком подходе интеллект рассматривается как интегральное образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в любом виде деятельности.

Подструктурами  общего интеллекта являются образования  невербального и вербального  интеллекта. Вербальный интеллект показывает особенности вербально-логической формы общего интеллекта с преимущественной опорой на знания, которые, в свою очередь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида. Невербальный интеллект зависит не столько от знаний, сколько от умений индивида и его психофизиологических особенностей, отражающихся в сенсомоторных показателях. Общая оценка интеллекта осуществляется после суммирования отдельных показателей успешности выполнения каждого из заданий, причем полученная сумма соотносится с возрастом испытуемого. Следует отметить, что если в заданиях по определению вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, умение строить умозаключения, самостоятельность и социальная зрелость мышления, то в заданиях по определению невербального интеллекта оценивается развитие других психических процессов и свойств - внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования навыков. В целом интеллект предстает как структура способностей, среди которых мыслительные играют самую важную роль, но не единственную, поскольку очень большое значение для общего интеллекта имеют свойства внимания, памяти, восприятия. Однако в современной психологической литературе достаточно часто два понятия - интеллект и мышление - рассматриваются как синонимичные, что вызывает терминологическую путаницу. 

Теории  интеллекта.

Интеллект традиционно  исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического.

Разрабатываемые в рамках экспериментально-психологического направления теории интеллекта ориентировались  на выявление механизмов интеллектуальной активности. Остановимся лишь на некоторых  из них. 

В первую очередь  следует выделить теории, отстаивающие идею генетического объяснения интеллекта на основе учета как закономерностей  его онтогенетического развития, связанных с освоением систем логических операций (Ж. Пиаже), так  и влияния социально-культурных факторов (Л. С. Выготский, М. Коул и С. Скрибнер и др.). 

Широкое распространение  в последние годы получили неотестологические теории интеллекта X. Айзенка, Э. Ханта и Р. Стернберга. Для теорий этого типа характерно признание IQ-концепции интеллекта, однако экспериментально-психологическому анализу подвергаются внутренние когнитивные процессы, которые стоят за IQ и позволяют объяснить индивидуальные различия в тестовом исполнении. Так, Айзенк настаивает на том, что базой и источником развития интеллекта являются проявления «ментальной скорости», которые, в свою очередь, обусловлены биологическими особенностями нервной системы, отвечающими за точность передачи нервных импульсов. Только при таком типе объяснения, по его мнению, проблема интеллекта будет выведена из «болота ментализма», и сам интеллект получит доказательства реальности своего существования.

Хант является сторонником когнитивного корреляционного  подхода, суть которого заключается  в исследовании того, как отдельные  элементарные познавательные функции (например, скорость переработки лексической  информации) соотносятся с успешностью  исполнения определенного теста.

Стернберг свои экспериментальные разработки проводит в рамках когнитивного компонентного подхода, ориентированного на тщательный анализ основных компонентов процесса выполнения какого-либо традиционного интеллектуального теста (например, теста аналогий) для решения вопроса о том, как различия в степени выраженности каждого компонента сказываются на итоговых индивидуальных оценках по этому же тесту. 

В советской  психологии в рамках теории деятельности О. К. Тихомировым и его сотрудниками был предложен свой вариант объяснения механизмов интеллектуальной активности, в качестве которых рассматривались  личностные факторы, в частности  изучалось влияние на развертывание  интеллектуального процесса мотивов, эмоции, целеполагания и т. д. 

Перечисленные выше экспериментально-психологические  подходы являются мощными теоретическими направлениями с чрезвычайно  богатой и филигранно разработанной  эмпирической базой. Однако нельзя не заметить, что для этих теорий характерной  оказывается тенденция искать объяснения природы интеллекта «вне» интеллекта за счет обращения к тем или  иным неинтеллектуальным факторам. Так, генетическое объяснение Пиаже обернулось логическим редукционизмом. Айзенк пришел к заключению, что интеллект следует объяснять некогнитивными процессами. Хант и Стернберг тяготеют к представлению об аналогичности элементарных информационных процессов, лежащих в основе интеллектуальных способностей и характеризующих работу компьютера. Что касается роли личностных факторов, то тезис о пристрастности познавательного отражения человека, безусловно, верен. 

Тем не менее существуют, видимо, границы этой пристрастности, и задаются они в первую очередь уровнем интеллектуальной зрелости личности. В этом как раз и заключается один из парадоксов психологии интеллекта: на познавательную деятельность на любом ее уровне (восприятия, памяти, мышления и т. д.) действительно оказывают влияние разнообразные личностные факторы. Специфическая же роль интеллекта заключается в том, что интеллект «производит» такие субъективные состояния, которые не зависят от характеристик познающего субъекта и являются условием объективации всех аспектов его познавательной активности. В этой связи весьма актуальным представляется высказанное в свое время Л. М. Веккером замечание о том, что задача психологии сейчас — показать не только то, в какой мере познавательный образ зависит от субъекта, но и то, в какой мере он от него не зависит. Субъективные состояния, не зависящие от характеристик познающего субъекта, — звучит действительно парадоксально, но суть проблемы интеллекта, по его мнению, именно в этом.  [5]

Вопрос о природе  интеллекта требует принципиальной переформулировки. Отвечать нужно не на вопрос: «Что такое интеллект?» (с последующим перечислением его свойств), а на вопрос: «Что представляет собой интеллект как носитель своих свойств?» В итоге закономерным представляется обращение к анализу структурной организации интеллекта, которая, в свою очередь, определяется особенностями состава и строения когнитивных психических структур, обеспечивающих специфический тип репрезентации происходящего в индивидуальном сознании и в конечном счете предопределяющих эмпирически констатируемые интеллектуальные свойства. 
 
 
 

Заключение 

Этим мы бы хотели закончить наше сообщение. В заключение, скажем, что знание практических психологов (включая в себя руководителей  разного уровня, учителей и пр.) об уровне интеллектуального развития и умение применять и использовать это знание в продуктивном направлении - это одно из основных требований целостного развития общества. Руководитель, желающий стать действительно профессионалом своего дела не должен забывать о том, что психология не стоит на месте, ее осведомленность в вопросах развития личности действительно велика, поэтому  хороший менеджер - это, прежде всего  хороший психолог не только на обывательском  уровне, но и психолог-ученый. 
 
 
 
 
 

Список литературы:

1) С. Л. Рубинштейн, «Проблемы общей психологии» 1973, с. 221

2) А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, 2003, с. 24

3) Т. И. Артемьева, Методологический аспект проблемы способностей, 1977

4) Пиаже Ж.  Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1969. – 380 с.

5) Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 3. - Л.: Мысль, 1981. - 326 с. 

Информация о работе Становление понятий «интеллект» и «способности» в отечественной и зарубежной психологии