Социальная идентичность личности. Личность и современная информационная среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Начиная с 70-х годов нашего столетия понятие идентичности становится все более популярным в психологии, дополняя, уточняя, а нередко и заменяя собой более традиционные понятия Я-концепции, образа Я, самости и т.д. Особенно эта замена заметна при обращении к методикам ее изучения – в подавляющем большинстве случаев они остались теми же, что и при изучении личности вообще и Я-концепции в частности.
Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась сравнительно недавно, в 60-е годы нашего столетия, хотя само понятие идентичности имеет довольно длительную историю и использовалось многими теориями.

Содержание работы

Социальная идентичность личности. Личность и современная информационная среда ……………...(с.3-14)

Стратегии самопрезентации в Интернете и их связи с реальной идентичностью…………………………. (с.15-24)

Эмпирическое исследование особенности идентичности и поведения…………………………………………..(с. 25-34)

Список литературы………………………………...(с.35-36)

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ(2015) 36с..docx

— 140.32 Кб (Скачать файл)

Таким  образом,  классификация  Марсиа  основана  на  двух критериях: 1) наличие/отсутствие исследования альтернатив и 2) наличие/отсутствие выбора в результате этого исследования. Ряд дальнейших исследований идентичности с использованием схемы Дж. Марсиа добавили в нее третий параметр: открытость/закрытость альтернативам, «умножив» тем самым возможные виды идентичности.

Что же касается изучения подросткового этапа социализации, то модель Дж. Марсиа вызвала целую серию исследований, посвященных установлению взаимосвязи между теми или иными видами идентичности и различными личностными характеристиками подростков, такими, как тревожность, самоуважение, структура ценностей, локус контроля. В частности, многие исследования подтвердили взаимосвязь между уровнем тревожности и видом идентичности: вне зависимости от половых  различий  подростки  в  ситуации  «моратория»  обладали максимальной тревожностью, а подростки, которым была свойственна «предрешенная» идентичность, — минимальной, что, как правило, интерпретировалось как актуализация защитных механизмов.

Результаты исследований, посвященных изучению взаимосвязи видов идентичности с уровнем самоуважения, были более противоречивыми: если для юношей «мораторий» и «реализованная идентичность» коррелировали с высоким уровнем самоуважения, то для девушек, особенно в ситуации «моратория», подобный вид идентичности оказался связан с низким уровнем самоуважения, а также с наличием большого количества конфликтов в межличностных отношениях, что, как отмечается, несомненно связано с воздействием социокультурных факторов.

 Попытки установить  зависимость между особенностями  локуса контроля и видами идентичности  в подростковом возрасте показали, что подростки, находящиеся в  ситуации «диффузии», были бóльшими  экстерналами по сравнению с  теми, кто обладал «реализованной  идентичностью» и «мораторием», но эта тенденция опять же  была более выражена для юношей, нежели для девушек.

Подводя некоторый итог ко всему сказанному выше, стоит вернуться к проблеме, которая была затронута в самом начале, а именно гносеологическая перспективность понятие идентичности. Считается, что именно благодаря рассмотрению социальной и персональной идентичности открылись новые перспективы в социально-психологическом анализе личности: обращение  к  концепции  социальной  идентичности стимулировало изучение проблемы устойчивости/изменчивости структур самосознания, исследования которой отошли от узкогенетического аспекта анализа к постановке гораздо более многообразного спектра проблем: временных и средовых аспектов социальной идентичности, множественности Я-структур, потенциальности самоидентификационных характеристик. 

 

 

 

Личность и современная информационная среда.

Социализационное  влияние  новых  информационных

технологий.

Ведущей особенностью  современных информационных технологий, во многом определившей возможность перехода от индустриального к информационному обществу, является их интерактивный характер. В наше время информация определяется не как ценность общества нового типа своей массовостью и общедоступностью, а как возможность для персонализации, определяя для ее обладателя новые грани самоидентификации. Наиболее полно эта возможность представлена в компьютерно-сетевой коммуникации посредством сети Интернет.

 С помощью определенных  технологических особенностей (анонимности, дистантности),  коммуникации посредством  виртуального мира создает лучшее  место для самоопределения и  непосредственном самоконструировании.

Представляется,  что  проблема  социализации  личности  в условиях новой информационной среды предполагает как минимум, две основные логические линии анализа:

- во-первых, изучение виртуальной среды как нового ресурса социального развития личности (т.е. влияния новых информационных технологий на процессы социализации в целом);

- во-вторых, изучение трансформаций основных социализационных процессов при условии их протекания в виртуальной среде (т.е. изменений параметров социального развития личности, взятых исключительно в своей виртуальной представленности).

При объединении этих двух связей анализа, они начинают представлять тезис о том, что информационная среда является одновременно и средством и средой для социального развития личности.

Исследования по поводу социально-психологических проблем компьютерно-опосредованной коммуникации еще только набирают силу. И зарубежные, и тем более отечественные исследователи  отмечают  недостаточную  разработанность  в гуманитарном  знании  проблем,  связанных  с  влиянием  новых информационных  технологий  на  процессы  социального  развития личности. Однако  уже  очевидны  «выгоды»  их  эмпирического исследования:  помимо  прямого  накопления  опыта  анализа специфической  для  виртуальной  коммуникации  фактологии,  они определяются возможностью дополнения уже имеющихся в социальной психологии  данных  о  закономерностях  протекания  процессов социализации  (рефлексивных  механизмах,  формирования  моделей поведения в неопределенных социальных ситуациях, конструирования элементов образа социального мира, стратегиях самопрезентации и др.).

 

Социокультурный подход к исследованиям Интернет-

коммуникации.

 

Многократно отмечаемая анонимность виртуальности (Интернет  никому  не  принадлежит  и  не  контролируется, следовательно,  не  управляется;  не  случайно  основа  всех социальных конфликтов вокруг Интернета — неподконтрольность и уход от надзора социальных институтов) соответствует общему кризису  рационализма  сегодня,  утверждению  иррациональности социального  бытия,  утрате  социальной  реальностью  своей определенности и устойчивости.

Построенное по принципу гипертекста виртуальное пространство, возможность  «игры»  с  ролями  и  построением множественного  «Я»  в  Интернете,  постоянно требует от человека переключений в различные социальные ситуации.

К тому же, нередко социально необходимой остается лишь инсценировка своей индивидуальности, в результате личность проявляет себя лишь через «фасад» Я.

Виртуальная реальность предлагает человеку максимум возможностей для любого рода конструирования: как СМИ — в конструировании новостей, как средство коммуникации — в конструировании образа партнера по коммуникации, как сообщество —  в  конструировании  норм  взаимодействия.

Что  касается  изучения  виртуальности  с  точки  зрения отражения в ней общих социальных закономерностей, то для социальных психологов это выражается в анализе двух основных проблем  — социальных  норм  коммуникации  и  социальной идентичности. Так, достаточно большое количество исследований Интернета посвящается изучению особенностей виртуальной коммуникации с точки зрения наличия/отсутствия девиантных способов поведения; норм взаимопомощи/агрессии; жесткости/пермиссивности тех или иных  виртуальных  сообществ  и  т.д.  Заметим,  что  данная проблематика вообще «активно играет» сегодня, а не только при изучении Интернета: анализ факторов ситуативной изменчивости социального поведения человека и особенностей интерпретации им окружающего микросоциального контекста  является одной из ведущих тем современной социальной психологии.

Исследования  Интернет-коммуникации имеют ряд характерных особенностей:

- во-первых,  в  большинстве  случаев  они  носят  сугубо описательный характер. С одной стороны, это, несомненно, связано с тем, что исследование деятельности человека в Интернете является относительно новой областью гуманитарного знания, с другой - достаточно яркая феноменология поведения человека заставляет исследователей обращаться именно к такому способу анализа;

- во-вторых, определить дисциплинарную принадлежность большей части работ по Интернет-коммуникации достаточно затруднительно: «социальная  виртуальная  реальность»  привлекает  сегодня культурологов, экономистов, социологов, психологов, педагогов, лингвистов, специалистов в области рекламы и маркетинга и многих-многих других, не говоря уже о журналистах;

- в-третьих, работы психологического профиля, посвященные Интернет-коммуникации, как правило, центрированы вокруг проблемы воздействия опыта компьютерно-опосредованной коммуникации на личность пользователя, причем в рамках преимущественно игровой деятельности.

Вот основные результаты исследований, посвященных анализу Интернет-коммуникации, полученных в рамках в основном, от зарубежных исследователей, и отчасти от отечественных:

- многократно  отмечающиеся  исследователями  большая «дружелюбность» Интернет-коммуникации, большая толерантность к межгрупповым различиям у ее участников и преобладание у них ориентации  на  сотрудничество  не  сопровождаются  наличием установок на конструктивное разрешение конфликтных ситуаций;

- отмечающаяся в ряде работ большая раскрепощенность человека и уменьшение социальной дистанции в Интернет-коммуникации по сравнению с реальным общением не коррелируют с личностной открытостью в этом типе взаимодействия.

Эти результаты отражают реально существующую многофакторную зависимость особенностей Интернет-коммуникации, причем ядром данной зависимости являются личностные  особенности  самого  пользователя  (его  мотивация, ценностные ориентации, Я-концепция, идентичность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Стратегии самопрезентации  в Интернете и их связи с реальной идентичностью.

Исследования  социальной  идентичности  в  условиях компьютерно-опосредованной коммуникации сконцентрированы сегодня на решении двух основных вопросов:

1)  влияние  опыта  Интернет-коммуникации  на  социальную идентичность пользователя;

2) закономерности построения  пользователем своего образа  в виртуальном пространстве («виртуальная  личность»).

Остановимся кратко на каждом из них. Два основных способа, которыми использование Интернета вносит вклад в содержание социальной идентичности, определяются тем, что социальная природа Интернета в целом и отдельных сетевых сообществ делают возможным социальную идентификацию с пользователями Сети в целом или с отдельным сетевым сообществом. В целом эти исследования показывают, что степень влияния Интернет-коммуникации на самоидентификационные структуры  пользователя  связана  не  с  параметрами  опыта виртуального  общения  (его  продолжительностью,  «технической» компетентностью пользователя и т.п.), а с характером личных целей, которым удовлетворяет Интернет-общение.

На основе анализа литературы можно выделить две группы причин создания виртуальных личностей: собственно мотивационные (удовлетворение уже имеющихся желаний) и поисковые (желание испытать новый опыт как некоторая самостоятельная ценность). В первом случае создание виртуальной личности выступает как компенсация недостатков реальной социализации. Во втором случае виртуальная личность создается для того, чтобы расширить уже имеющиеся возможности реальной социализации.

Структура идентичности развивается на протяжении всей жизни человека в соответствии c изменениями социального контекста. Основываясь на последних работах Белинской Е.П., можно сказать, что в личностной идентичности абсолютизируется уникальность, самотождественность личности, предполагающая стабильность составляющих ее компонентов, а социальная идентичность представляет собой в значительной степени «отклик» социальных взаимодействий и/или влияний на человека. Иными словами, в теоретическом плане можно выделить социальный и личностный аспекты идентичности, при этом нами признается социальная природа идентичности. Социальный аспект представляет собой отражение социальных взаимодействий, а личностный аспект – «внутренне переработанные» представления о себе, чувство непрерывности и уникальности собственного Я.

В рамках данного исследования мы выделяем следующие структурны компоненты идентичности:

– содержательный (когнитивный) компонент;

– ценностно-мотивационный компонент;

– оценочный компонент.

Отметим, что содержательный и оценочный компоненты достаточно часто выделяются современными авторами. Ценностно-мотивационный компонент мы выделили на основе анализа работ Ивановой Н.Л.  Социальная идентичность понимается автором как динамическое прижизненное конструирующееся в ходе взаимодействия, социального сравнения и активного построения социальной реальности целостное когнитивно-мотивационное образование, выступающее как система ключевых социальных конструктов субъекта. Таким образом, социальная идентичность в работах Н.Л. Ивановой представляет собой социально и культурно обусловленный компонент личности, при этом активно преобразуемый. Социальная идентичность позволяет эффективно ориентироваться в социальном окружении и создавать перспективы для саморазвития. При этом она является системой взаимосвязанных конструктов, имеющей различную структуру в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта. Стоит также обратить внимание на наличие устойчивых связей между компонентами идентичности, которые обеспечивают ее целостность и тождественность самой себе. В структуру идентичности включаются когнитивные и ценностно-мотивационные компоненты.

Формирование когнитивного компонента сопровождается актуализацией определенной мотивации, которая поддерживает личность в определенных идентификационных рамках и придает направленность поиску своего места в социальной среде.

Разрабатывая интеграционную модель идентичности, которая будет эффективна в исследованиях влияния на личность интернет-коммуникации и, возможно, массовой коммуникации в целом, мы опирались на известные психологические концепции идентичности, современные исследования по данной проблематике и экспериментальные данные об интернет-общении. В рамках данной модели было введено следующее определение идентичности. Идентичность – сложный психологический феномен, который интегрирует совокупность частных представлений о себе, ценностных ориентаций и мотивационных компонентов, обеспечивает целостность и согласованность представлений о себе, включает оценку всех этих представлений и структурных элементов.

Помимо новых возможностей принадлежности к социальным категориям, сетевая коммуникация, благодаря таким своим особенностям, как анонимность, невидимость и безопасность, порождает другое следствие — она дает пользователям возможность создавать сетевую идентичность полностью по своему выбору. Невидимость означает возможность изменения внешнего облика, полностью редуцировать невербальные проявления и, в конечном итоге, почти абсолютного управления впечатлением о себе. Отсюда основная особенность виртуальной самопрезентации, которая признается большинством исследователей — это возможность почти абсолютного управления впечатлением о себе (Becker, 1997, Reid, 1994). Если относительно принадлежности к определенным сетевым сообществам можно достаточно уверенно сказать, что аналогичный механизм формирования социальной идентичности имеет место и в реальности, то создание практически любых сетевых идентичностей — это уникальная особенность Сети. Наиболее яркие проявления экспериментирования с идентичностью — виртуальная «смена пола» и девиантное поведение в Сети; оба эти явления очень широко распространены в Интернете. Кроме того, некоторые пользователи Сети выдвигают на первый план одни свои признаки, а другие признаки намеренно скрывают. Некоторые представляют такие «факты» относительно себя, которые являются скорее желаемыми, чем действительными. Некоторые презентируются в Сети просто непосредственно. Другие предпочитают, чтобы о них не было известно вообще ничего. Феномен существования нескольких сетевых идентичностей был зарегистрирован многими исследователями (Reid, 1994; Donath, 1997; Turkle, 1997; Кelly, 1997; Shields, 1996). Очевидно, что выбор способа самопрезентации в Сети зависит от типа личности (Suler , 1996).

Информация о работе Социальная идентичность личности. Личность и современная информационная среда