Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2010 в 19:43, Не определен
Символдрама. Описание метода.
Стандартные мотивы
Техника проведения психотерапии
Проведение психотерапии
Эффективность метода
Список   литературы
В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.
Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование. Например, ребенка можно спросить, знает ли он интересную “игру полета фантазии с закрытыми глазами”. Обычно ребенок отвечает: “Нет”. Таким образом у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы.
  В 
работе с более старшими детьми и 
подростками психотерапевт 
  Каждый 
сеанс символдрамы начинается с 
короткой предварительной 
беседы, длящейся от 5 
до 15 минут. В ходе этой беседы необходимо 
прежде всего обсудить актуальное состояние 
ребенка, его самочувствие и реальную 
ситуацию. Можно спросить о том, что происходит 
в школе (оценки, задания) или дома (например, 
если кто-нибудь заболел, приехали гости 
и т. п.) 
 
  Проведение 
психотерапии. 
Серёжа, 11 лет, единственный ребенок в семье, сильно привязан к матери. Родители обратились с жалобами на его неуравновешенность и повышенную подверженность страхам. Он постоянно “цеплялся за мамину юбку” и из-за своей сверхчувствительности не мог установить нормальные отношения со сверстниками.
В образе дерева у него явно отразилось стремление к матери, желание найти у нее защиту. Ветви спускаются вниз до самой земли так, что под ними можно спрятаться. О дереве Серёжа говорит в восторженно-благоговейных словах, что позволяет предположить, что, помимо стремления найти у дерева защиту и покровительство, оно символизирует для него также и эдипальные желания по отношению к матери.
Серёжа представляет себя стоящим внизу под ветвями дерева и говорит, что только отсюда можно увидеть, какая жизнь происходит в кроне дерева: птицы свили себе гнезда, бабочки порхают между веток, пчелы собирают пыльцу и т. д. К дереву приходят козы и коровы, которые обглодали внизу не только листья, но и кору, отчего на стволе дерева образовались раны. “Дереву от этого больно.” Приходит крестьянин и прогоняет животных. Овцы и коровы, очевидно, символизируют оральную зависимость и инфантильные желания симбиоза с матерью. Ребенок на уровне образного сознания понимает, что затянувшаяся оральная зависимость доставляет страдания матери. Крестьянин, символ интроецированной фигуры отца, помогает преодолеть оральные и эдипальные побуждения.
На вопрос: “Что можно было бы сделать, чтобы спасти дерево от коз и коров?” - Серёжа говорит, что лучше всего было бы переставить дерево куда-нибудь, где никого нет, где было бы красиво и где ему никто ничего плохого не сделает (идентификация с образом матери, нарциссические установки). Но так как дерево пересадить нельзя, он строит, опять же при помощи крестьянина, вокруг дерева забор. Настроение в образе после этого изменилось, “...птицы успокоились, дерево тоже”.
  Таким 
образом на символическом уровне 
ребенок нашел разрешение актуальной 
для него проблемы.  
Символдрама детей и подростков имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами психотерапии. Гюнтер Хорн выделяет следующие преимущества метода символдрамы:
3. Пожалуй, нет другого метода психотерапии детей и подростков, который столь же оптимально учитывал бы нарциссические переживания ребенка, огромную важность которых для процесса психотерапии показали последние исследования Х. Когута и О. Кернберга. Дети с психическими нарушениями часто испытывают нарциссическое страдание, когда при столь важном для них сравнении их ловкости и умений с достижениями других детей и взрослых они оказываются несостоятельными. В игровой терапии, тоже очень важной в этом возрасте форме психотерапии, терапевт постоянно сталкивается с вопросом: что делать, если ребенок не умеет проигрывать? Либо он должен почти в каждой соревновательной игре сверх всякой меры разочаровывать ребенка его поражением, либо он дает ребенку возможность победить и тем самым испытывает конфликт из-за собственного неестественного, фальшивого поведения. Эта проблема разрешается только в имагинативной психотерапии, в ходе которой ребенок может себе позволить представить на уровне фантазии нарциссически обусловленные переживания собственной “грандиозности”.
4. Благодаря особой пластичности метода символдрамы, с творческим использованием рисования, удается хорошо варьировать его применение, сочетая и дополняя им другие методы психотерапии. Символдрама может использоваться и как основная форма терапии, и в комбинации с другими формами, прежде всего с игровой психотерапией, что позволяет существенно динамизировать терапевтический процесс и сделать важные диагностические выводы о ходе лечения.
5. Символдрама может использоваться как в форме индивидуальной психотерапии, так и в форме психотерапии пар, когда психотерапевт одновременно работает с ребенком и одним из родителей. Хорошо себя зарекомендовала и семейная психотерапия по методу символдрамы.
6. Часто образы ребенка и особенно их отражение в рисунке в значительно большей мере раскрывают глаза родителям на процессы внутреннего развития и специфические проблемы их ребенка, чем другие формы беседы и убеждения.
  Высокоэффективными 
оказались результаты психотерапии 
и в случае невротических нарушений 
школьной успеваемости и утомляемости, 
при психосоматических 
  Обобщая, 
можно сказать, что, по данным проведенного 
исследования, эффективность Кататимно-
  Исследование 
Х. Шэфера выявило еще одну статистическую 
закономерность. В ходе Кататимно-имагинативной 
психотерапии с детьми и подростками между 
примерно 8 и 15 сеансом наблюдается сопротивление 
против психотерапии, а между 14 и 16 сеансами 
нередко происходят какие-то неприятные 
случаи или легкие соматические заболевания 
(не считая опоздания и пропуски сеансов 
психотерапии, в 3-4% случаев происходили 
ожоги, растяжение связок, появлялись 
ссадины на лице, был выбит зуб). Данный 
феномен можно объяснить сильными тенденциями 
зависимости ребенка от родителей, которые 
стремятся помешать процессам психологического 
отделения и становления самостоятельности 
ребенка, которым способствует психотерапия. 
На это следует обратить особое внимание 
и провести соответствующие  беседы с 
родителями, объясняя им происходящие 
с ребенком процессы. 
Список литературы
1. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., “Эйдос”, 1996.
2. Лёйнер Х. Основы глубинно-психологической символики. // Журнал практического психолога, 1996, ? 3, 4.
3. Обухов Я.Л. Детская агрессивность и проблемы анального характера в концепции Анны Фрейд. // Российский психоаналитический вестник, 1993-1994, ? 3-4.
4. Русских, Н.И. Интенсивная психотерапия острого ипохондрического невроза (использование метода символдрамы по Х. Лёйнеру). // Журнал практического психолога, 1996, ? 5.
   5. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., 
6. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. М., “Педагогика-Пресс”, 1993.
7. Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М., “Медицина”, 1991.
8. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. М., 1989.
9. Фрейд З. Я и Оно. // Фрейд З. Избранное. М., Внешторгиздат, 1989.
10.Юнг К. Психологические типы. М., 1923.
11.Юнг К. Психология бессознательного. // Собрание сочинений. М., “Канон”, 1994.
12.Обухов Я.Л./ Психотерапия 
детей и подростков. Символдрама . М. 1999г.