Символдрама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2010 в 19:43, Не определен

Описание работы

Символдрама. Описание метода.
Стандартные мотивы
Техника проведения психотерапии
Проведение психотерапии
Эффективность метода
Список литературы

Файлы: 1 файл

11.docx

— 44.46 Кб (Скачать файл)
Проблематика Соответствующие мотивы
Актуально-насущные конфликты, актуальное настроение Мотив луга, ландшафтные мотивы, “фигуры” в облаках
Оральная  тематика Мотив луга, ручья, коровы, кухни в доме
Агрессивно-экспансивная тематика:

а) анально-агрессивная [3]

б) орально-агрессивная

в) экспансивное раскрытие и развитие

 
Мотив окна (отверстия) на болоте, вулкана

Мотив льва

Мотив следования вдоль ручья, путешествие на поезде, корабле, верхом на лошади, полета на ковре-самолете, в самолете или в образе птицы

Эдипальная  тематика: Мотив горы
Тематика  достижения и конкуренции (идентификация со стремящимся к достижению интроектом): Мотив подъема в гору и открывающейся с ее вершины панорамы
Оценка  собственной личности:

а) в плане  готовности к общению и социальным контактам, общего фона настроения, раскрытия  генетического материала

б) в плане  вытесненных инстинктивных и  поведенческих тенденций, в том  числе на интроектном уровне

 
Мотив дома, в который нужно зайти и тщательно обследовать 
 
 

Мотив символического существа, выходящего из темноты леса, из пещеры, из отверстия на болоте или моря.

в)  оценка способности целиком чему-то отдаться Мотив ручья или реки, когда предлагается отправиться вниз по течению на лодке без весел, мотив купания и плавания в воде вообще
Проблема  идентичности и идеала Я: Мотив выбора какого-нибудь имени того же пола и представление этого человека
Отношение с человеком, имеющим  особо важное эмоциональное  значение из прошлого (интроект) 
или настоящего:
а) в символическом  облачении во всех ландшафтных мотивах (гора, деревья и группы деревьев, растения); животные (или семья животных) и символические существа, возникающие на лугу, выходящие из темноты леса или из упомянутых отверстий в земле (из пещеры, окна/отверстия на болоте, из глубин моря)

б) как реальные люди (родители, братья и сестры, бабушка, дедушка, дети, учитель, начальник, конкурент и т. п.); представление регрессивных драматических сцен из детства (например, сцена за обеденным столом в кругу семьи)

Сексуальная и эдипальная тематика: Мотив спальни в доме, окна (отверстия) на болоте, плодового дерева, плод которого съедается, куста розы, когда нужно сорвать один цветок (для мужчин), поездки на попутной машине, телеге или коляске (для женщин), дискотеки, похода на пляж или в баню
Представление либидонозного заполнения органов тела при психогенных и психосоматических заболеваниях: Интроспекция  внутренностей тела, рассматривая их через прозрачную оболочку тела, выполненную  как бы из стекла, или уменьшившись до размеров маленького человечка и, проникнув сквозь отверстия в  теле, отправляясь на их обследование
 
 

  Все мотивы имеют, как правило, широкий  диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой  проблематикой. Можно говорить об отнесенности конкретных мотивов к определенной проблематике и стадии детского развития (см. Таблицу), а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.

Мотив “цветок”

  Мотив цветка больше подходит для девочек  на латентной стадии [8], чем для мальчиков, которым предпочтительнее давать более динамичные мотивы.

  В работе со старшими подростками и  со взрослыми пациентами мотив цветка служит для введения в Кататимно-имагинативную  психотерапию. Так называемый “тест цветок” дается, как правило, по окончании сбора данных глубинно-психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Тест должен показать, способен ли и насколько способен пациент образовывать полноценные кататимные образы. Действительно, потрясает тот факт, что почти все пациенты (даже с относительно тяжелыми нарушениями) легко справляются с этим тестом и представляют себе цветок, хотя у нетренированных пациентов достигаемое в положении сидя состояние расслабления может быть и не очень глубоким.

  Цветок  следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть  в чашечку цветка и т. п. Важно описать также эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Далее следует попросить пациента попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения. Некоторые дети переживают эту сцену столь реалистично, что поднимают руку и выставляют указательный палец.

  Из  наиболее часто представляемых цветов можно упомянуть красный или  желтый тюльпан, красную розу, подсолнух, ромашку, маргаритку. Лишь в самых  редких случаях невротическая проблематика проявляется в том, что уже  при первом представлении цветка появляется экстремальный или ненормальный образ. Ярко выраженным признаком нарушения  считаются случаи, когда  возникает  черная роза или цветок из стали, или  если цветок через короткое время  уже увядает, а листья обвисают.

  Об  особо ярко выраженной способности  к воображению говорят фантастические цветы, которых не бывает в природе, или слияние двух цветочных мотивов  в один. Истерическую структуру личности также характеризуют нереальные или искусственные цветы с  яркой, вызывающей окраской.

  Своеобразная, не так уж редко встречающаяся  форма нарушения заключается  в том, что вместо одного цветка их одновременно появляется несколько. Они  могут сменять друг друга в  поле зрения, так что трудно решить, на каком из цветков остановиться. Часто предложение дотронуться  в образе кончиком пальца до стебля цветка помогает сосредоточиться на одном из цветов. Если и после  этого не удается остановится  на одном цветке, можно предположить, что и в реальной жизни пациенту бывает сложно сделать выбор и  на чем-то сосредоточиться, что, в свою очередь, может быть следствием нарушения по типу невротического развития личности с преобладанием полевого поведения.

  Важно предложить пациенту проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растет ли он в земле, стоит ли в  вазе или предстает в срезанной  форме, “зависшим” на каком-то неопределенном фоне.* Отсутствие “почвы под ногами” может говорить о некоторой оторванности, недостаточной основательности, проблемах с осознанием своих корней, своего места и положения в жизни.

  Далее следует спросить, что находится  вокруг, какое небо, какая погода, какое время года, сколько сейчас времени в образе, как пациент  себя чувствует и в каком возрасте себя ощущает. Символическое значение этих критериев разбирается в  разделе о мотиве луга .

  После окончания представления “цветка” рекомендуется тактично выразить пациенту поддержку и похвалу. Например, можно сказать: “У меня сложилось впечатление, что у Вас хорошее воображение” - или - “У Вас живая фантазия. Это мы могли бы хорошо использовать для применения одного психотерапевтического метода. Я предлагаю и далее проводить лечение в форме сновидений наяву”. Если образы были выражены менее ярко, можно похвалить пациента, сказав о его “хорошей предрасположенности к представлениям” или что-то в этом роде. Затем можно сказать, что через несколько сеансов пациент разовьет у себя еще более четкие представления. Важно, чтобы пациент получил положительную обратную связь и поддержку на уровне эмпатии.

Мотив “дерево”

  Гюнтер  Хорн отмечает, что образы, которые  ребенок представляет после задания  мотива дерева, можно анализировать одновременно в двух планах - на субъектном уровне и на объектном уровне.

  На  объектном уровне образ дерева символизирует родителей ребенка или других значимых для него лиц. Дерево может как подавлять своими размерами, так и представлять собой защиту и укрытие. Ребенок может прятаться под ветвями дерева, с его верхушки он может оглядеть панораму ландшафта, его плодами ребенок может питаться, в его ветвях он может играть, построить в них для себя жилище и многое, многое другое.

  На  субъектном уровне дерево может отражать представление ребенка о том, каким ему хотелось бы быть: большим, сильным, могущественным. Здесь важны все детали: представляет ли ребенок вечнозеленое дерево или это лиственное дерево, стоит ли дерево одиноко или окруженное другими деревьями, здорово ли дерево, не опали ли его листья, или же оно засыхает, либо уже засохло.

  В ходе сеанса у ребенка могут сложиться  определенные отношения с его  деревом. Возникающие у ребенка  образы характеризуют актуальную для  него бессознательную проблематику.

Мотив “три дерева”

  Этот  мотив можно рассматривать как  хороший проективный тест внутрисемейных взаимоотношений. Детский психотерапевт  Эдда Клессманн, рекомендует сначала  предложить ребенку нарисовать на одном  горизонтально расположенном листе  бумаги три любых дерева и сравнить их затем с близкими ребенку людьми - членами его семьи. В случае отягощенности  рисунка конфликтной символикой Э. Клессманн предлагает ребенку вновь представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символдрамы и установить с ними какие-то отношения. Зачастую это удается легче, чем образное представление родителей в реальном или даже в символическом виде в образе животных. Ребенок, в основном, без труда и особых комментариев понимает свою роль в созданном им динамическом поле и может самостоятельно найти какую-то возможность разрешения или преодоления сложившейся конфликтной ситуации, как это показывает приводимый далее пример “кататимной семейной психотерапии”.

Мотив “семья животных”

  Гюнтер  Хорн отмечает, что этот мотив возникает  у детей часто спонтанно. Это  связано с тем, что дети, с одной  стороны, еще более тесно связаны  с родительской семьей, чем взрослые, а с другой стороны, у них еще  не полностью сформировалось сильное  и зрелое Я [6, 9], чтобы они были в состоянии непосредственно противостоять в образах своим родителям, братьям и сестрам. Представление семьи животных дается ребенку в целом даже легче, чем представление отдельного животного, так как в последнем случае он в большей степени подвержен отягощенной конфликтами конфронтации между внутренними структурами Я и Ты.

  Сначала ребенок наблюдает семью животных - часто с некоторого придающего уверенность отдаления. Очень часто в образах таким образом проявляется стремление ребенка к защищенности, ощущению безопасности, укрытости.

  Происходящее  в семье животных отражает в символической форме события в собственной семье ребенка и связанные с ними желания. Иногда ребенок может быть настолько эмоционально захвачен происходящим, что сам становится в образах членом семьи животных, как показывает приводимый пример. 
 

  Техника проведения психотерапии. 

  Прежде  всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается  беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки. Поэтому сеанс символдрамы  желательно проводить в другой комнате, а не в той, где проводится игровая  психотерапия.

  Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено, шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это может вызвать  у ребенка тревогу). Делать это  нужно заранее, до прихода ребенка, так как в его присутствии  это может вызвать у него беспокойство. Обстановка должна казаться ребенку  вполне нормальной.

  Существенное  отличие психотерапии детей и  подростков от работы со взрослыми  пациентами заключается также в  принципиально иной эмоциональной установке психотерапевта. Она характеризуется тем, что требует от психотерапевта

    1) большей активности, жизненности и бодрости чувств;

    2) полного доброжелательности и радости отношения к ребенку, которое он очень хорошо чувствует;

    3) готовности и способности воспринимать позитивные чувства, которые может вызывать в психотерапевте ребенок;

    4) психотерапевт ведет себя так, как будто он уже хорошо знает ребенка, но долго не видел его и поэтому теперь очень рад его приходу .

        Работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет), предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать “на растерзание” психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа.

Информация о работе Символдрама