Роль отцовства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:42, реферат

Описание работы

В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Эти исследования имеют самый широкий спектр направленности: от исследования беременности до исследования влияния принятия матерью ребенка и ее эмоционального отношения на развитие ребенка. Вопрос о роли отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации, различные аспекты роли отца мало изучены, хотя являются актуальными и практически значимыми при составлении программ психологического сопровождения семьи.

Содержание работы

Введение 3
1. Психологические аспекты влияния отца на развитие детей 4
1.1 Роль отца в развитии детей 4
1.2 Модели отцовства 7
1.3 Представление о роли отца в психическом развитии ребенка в различных психологических концепциях 11
1.4 Факторы, влияющие на формирование образа отца 15
1.5 Последствия невыраженной роли отца в семье 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ_Роль отцовства.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Такая модель отцовства соответствует  традиционной (гегемонной) модели маскулинности. Современным отцам сложно соответствовать  данному образу, так как, в большинстве  семей мужчины уже не являются единственными кормильцами; защита детей от угроз современной цивилизации является задачей, значительно превышающей возможности отдельного человека; дистанцированный стиль взаимодействия с детьми не принимается ими и приводит к отчуждению и конфликтам в семье. Как правило, логическим продолжением этой традиционной модели являются «отсутствующий» отец. Отцовство для таких мужчин означает лишь принадлежность к семье.

«Отсутствующий отец» - это отец, который практически не включен  в повседневную жизнь своего ребенка/детей, либо утратил контакт с детьми вследствие развода; другими словами отсутствующий отец - это мужчина, не имеющий психологического или физического контакта со своими детьми. Феномен отсутствующего отца наиболее широко был представлен в нашей стране в советское время. Гегемонная маскулинность обязывает мужчину быть первым везде и во всем, но соответствовать данному канону крайне тяжело. В советском обществе родительские права мужчин нарушались. Ж. Черновой в качестве причин дискриминации мужчин как родителей выделены следующие факторы: брачно-семейное законодательство; идеологическая и социальная поддержка родительства главным образом как материнства; государственная мобилизация мужчин, исключающая их из сферы приватности; распространенность традиционных гендерных стереотипов, усугубленных гендерной политикой советского государства. Государство рассматривало мужчину/мужа/отца в качестве проводника своей политики в семье и при этом значительно ограничивало возможности для самореализации мужчин в частной сфере, предоставляя им небольшой набор легитимных социальных ролей, главным образом связанных с «внешним», публичным миром. Сложившаяся практика нарушения прав отцовства наряду с невозможностью реализации мужчинами роли монопольного кормильца и доминированием женщин в приватной сфере явилась, по мнению исследователей, причиной кризиса маскулинности и отчуждением мужчин от отцовства [5].

Обусловленность реализуемой модели отцовского поведения традиционным каноном маскулинности подчеркивается и И.С. Коном: «Физическое отсутствие отца в патриархальной семье, его отстраненность от ухода за детьми - не только следствие его внесемейных обязанностей или его нежелания заниматься подобными делами, но и средство создания социальной дистанции между ним и детьми ради поддержания отцовской власти» [7,с.315].

«Ответственный отец». Ответственное  отцовство - это составная часть  явления «ответственное родительство», которое формируется на основе принятия новой парадигмы маскулинности. «Ответственный и заботливый отец - одна из главных ипостасей «нового мужчины»» [7]. Основными показателями такого отцовства являются: эмоциональная близость с детьми; вовлеченность в непосредственный уход, общение и игры с ребенком; забота о детях; ответственность за их физическое и личностное развитие.

Определенная группа мужчин, принадлежащих  к успешным и активным социальным слоям, достигнув определенного  уровня личного - материального и  духовного - развития, начинают менять свое отношение к семейной жизни  и проявляют активный интерес к воспитанию детей. Они становятся равноправными участниками процесса подготовки к рождению ребенка - во многом нового аспекта семейных отношений и поведения будущих отцов. Самим отцам становится важно и интересно находиться в «информационном пространстве» процесса беременности. Будущие отцы помогают женам готовиться к родам, присутствуют при рождении детей, что, по мнению специалистов, формирует их эмоциональную связь с детьми, осуществляют повседневный уход за маленькими детьми [8]. Отцы вместе с матерями ухаживают за маленькими детьми и активно включены в воспитание и развитие, как сыновей, так и дочерей.

Дети активно вовлеченных отцов отличаются повышенной когнитивной компетентностью, повышенной эмпатией, менее стереотипными взглядами и более интернальным локусом контроля. У детей заботливых отцов больше шансов на эмоциональное благополучие, они увереннее осваиваются в окружающем мире, а когда подрастают - имеют лучшие отношения со сверстниками.

Такие отцы пока не готовы отложить свои профессиональные дела и остаться дома на время болезни ребенка, оформив больничный лист; они также не готовы прервать свою карьеру, чтобы какое-то время вместо матери осуществлять уход за маленьким ребенком.

В случае развода такие отцы не прерывают контакты с детьми и сохраняют с ними психологическую связь.

«Новый отец». «Новый отец» - наименее распространенный тип поведения  по сравнению с предыдущими моделями, и в большей мере характерен для  западной, чем для отечественной  культуры. Всевозможные меры социальной политики, ориентированные на «активизацию» отцовства, активное конструирование образа «нового» - любящего, заботливого отца способствовало увеличению участия мужчин в новых для мужчин сферах родительского поведения [4]. Такие отцы осуществляют постоянный контакт со своими детьми, они включены в их дела и проблемы, проводят с детьми много времени, играют с ними и помогают в учебе. Особенно заметен вклад таких отцов в воспитание детей до трех лет; если у традиционных отцов этот вклад ничтожен, то у новых отцов он примерно равен материнскому вкладу.

Главная отличительная особенность  такой модели отцовского поведения  заключается в том, что отец признает, что домашняя работа может быть альтернативой  заработка, поэтому в определенные периоды жизни семьи он готов оставить свою профессиональную деятельность и быть так называемым домашним отцом, поскольку «...тепло, заботливость и близость одинаково благотворны для ребенка, независимо от того, практикует ли их отец или мать» [6, с. 402]. В случае нарушения супружеских отношений и развода таким отцом совместно с матерью осуществляется совместная опека над детьми. Мужчины этого типа сумели преодолеть представления о том, что активное и вовлеченное в жизнь детей отцовство несовместимо с маскулинностью.

«Новое отцовство» становится для мужчин одним из путей эмансипации, освобождения от зачастую навязанных социальных ролей. К тому же оно позволяет и внутренне изменить себя, преодолевая внешние барьеры социальных стереотипов.

Принятие новой модели маскулинности  позволяет более продуктивно решать вопросы влияния на детей, позволяет лучше справляться с кризисными проявления в структуре мужской идентичности и способствует личностной самореализации мужчин.

 

1.3 Представление о роли отца в психическом развитии ребенка в различных психологических концепциях

 

Вплоть до второй половины XX в. исследования в области детско-родительских отношений велись преимущественно в рамках диады «мать-ребенок». Лишь во второй половине 1970-х годов роль отца стала предметом изучения психологии. Причиной того, что фигура отца в воспитании ребенка до этого времени полностью игнорировалась, были стереотипы общества, согласно которым уход за ребенком и его воспитание являются исключительно женскими обязанностями. Однако, начиная со второй половины XX века, в обществах многих стран произошла ломка традиционной системы ценностей, повлекшая за собой свободу и равенство прав женщины в обществе и семье.

Первыми в психологии появились исследования, посвященные изучению ситуации развития детей, в семьях которых по той или иной причине отсутствовал отец. Сравнивались особенности психического развития детей из неполной (внебрачной, разведенной) и контрольной (полной) семей. Так лонгитюдное исследование И. Лангмейер и 3. Матейчек показало, что внебрачные дети так или иначе чаще характеризуются большим числом неблагоприятных признаков развития по сравнению с детьми, родившимися в браке. Установлено, что среди детей с ослабленным здоровьем больше тех. кто растет без отца, они чаше попадают в больницы, их заболевания в целом бывают более тяжелыми. Причину данного явления эти исследователи объясняют тем, что материнство без мужа приносит молодой женщине много ограничений и трудностей, которые постепенно отдаляют мать от ребенка. А дефицит образца маскулинности, в свою очередь, обрекает мальчика на трудности освоения поло-ролевого поведения.

Во многих разведенных семьях (а также в семьях с «аффективным разводом») дети растут психически здоровыми и общественно хорошо адаптированными, но все-таки к жизни они приспособлены хуже, чем дети из полной семьи. Значительно чаще они оказывались нелюдимыми, боязливыми, недисциплинированными, склонными к конфликтам. При этом недисциплинированность оценивается как результат потери авторитета, а склонность к дракам как компенсаторное проявление чувства неполноценности.

Достаточно глубоко изучена  проблема патернальной депривации, где  отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном или стимулирующем  отношениях либо бездействует, либо же действует искаженно. Среди детей пьющих отцов (алкоголиков) часто встречалась неуспеваемость в учебе, в группе сверстников они оказывались в числе «отвергаемых». В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей, имеющих компенсаторный характер - строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате этого нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает реальная опасность переноса внутренних условий психической депривацин на дальнейшее поколение.

По справедливому замечанию И.С. Кона [6] первые социологические и психологические исследования, посвященные не столько отцовству, сколько эффекту безотцовщины убедительно показали значение отца в психическом развитии ребенка. Оказалось, что «невидимый», «некомпетентный» и часто невнимательный родитель на самом деле очень важен.

Фактически вместе с поворотом исследователей в сторону фигуры отца психология детско-родительских отношений вышла на ранее игнорированную специалистами область - изучение здоровой личности, здоровой семьи (где так или иначе мать и отец вместе воспитывают ребенка). Это стало возможным благодаря привлечению отцов к психологическим обследованиям и активному участию с их стороны.

В психологической литературе набралось  множество красноречивых фактов, выделяющих специфику отцовского влияния на развитие личности и эмоциональной сферы ребенка. Рассмотрим некоторые из них.

Обычно в семье существует разделение обязанностей в вопросах, касающихся воспитания подрастающего поколения. Например, к матери младенец «склонен обращаться» в ситуациях, когда он чувствует дискомфорт или недовольство, если голоден, устал, испытывает легкое недомогание. Громкий крик ребенка при этом является призывом к матери, просьбой о помощи. Благодаря функции матери осуществлять уход за младенцем у последнего формируется базовое чувство привязанности, и именно от матери он вправе ожидать поддержки. Но когда у ребенка хорошее настроение, а его непосредственные потребности удовлетворены, он с удовольствием вступает в контакт с отцом. Сами отцы берут детей на руки чаще всего для того, чтобы поиграть с ними. Обычно они играют с детьми в более эмоциональные игры, требующие от ребенка больших затрат сил. В отличие от отцов матери предпочитают спокойные игры типа «пряток». Потому малыши при предоставлении возможности выбора партнера по играм, как правило, предпочитали отцов. Это предпочтение можно объяснить большей подвижностью, эмоциональностью игр с отцами. Подобное разделение функций объясняется тем, что в настоящее время мужчины склонны считать игру с малышом своей родительской обязанностью, когда как женщины полагают, что, прежде всего, они должны осуществлять уход за детьми [9].

Отец значительно влияет на половую  идентификацию как сына, так и  дочери. Для мальчика он является своеобразным примером, моделью для подражания и. следовательно, значительно влияет на процесс половой идентификации. В тех случаях, когда мать являлась главой семьи, маскулинность сыновей в возрасте трех лет была очень слабо выражена. Так пассивные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Таким образом, недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что неблагоприятно сказывается в дальнейшем на воспитании своих собственных детей.

Влияние отца на половую идентификацию  девочки наиболее значительно начинает проявляться в период юности [10].

Половая идентичность для девочки  есть одобрение себя самой как  достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте (13-15 лет) она должна получать признание своей значимости как будущей женщины, в основном, от отца. Так отец помогает дочери выработать о себе хорошее мнение тем, что сам одобряет ее. Для девочек же воспитываемых без отцов, в результате отсутствия реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистическое отношение к лицам мужского пола.

В эмоциональной сфере развития мальчика установлена связь между  отсутствием или слабостью отцовского начала и гипермаскулинным или агрессивным поведением мальчиков. Установлено, что чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении всего детского возраста, для которого в отсутствие отца нет мужской компенсации. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я». Мальчики, продолжающие быть односторонне привязанными к матери, также могут испытывать затруднения в общении со сверстниками.

Относительно влияния роли отца на развитие когнитивной сферы ребенка можно выделить несколько работ. Так установлено преимущественное развитие гуманитарных способностей у детей, растущих без отца. При сравнении влияния отцовского и материнского стилей воспитания было обнаружено, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на когнитивные характеристики детей, а авторитарность матери – отрицательное.

Интеллектуальные характеристики отца более тесно коррелируют  с когнитивным развитием детей  независимо от их пола. Также обнаружена положительная корреляция между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Один и тот же способ социального  контроля, осуществляемый матерью или  отцом, по-разному воспринимается подростками. Было установлено, что подростки, скорее, согласны принимать наказания со стороны отца, чем матери. В случае, когда мать наказывала ребенка, это воспринималось как эмоциональное отвержение, проявление нелюбви и враждебности.

Исходя из теоретического обзора экспериментальных и эмпирических данных, полученных исследованиями из различных областей наук (социологии, культурантропологии. социальной антропологии, этнографии), направлений психологии (бихевиоризма, психоанализа, когнитивной психологии), отраслей психологии (социальной психологии, психологии развития, психологии семьи, психотерапии семьи, психологии родительства), можно вывести следующие теоретические положения.

Информация о работе Роль отцовства