Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 12:26, лекция
В лекции дается краткий исторический очерк применения психологических знаний в пенитенциарной системе, рассмотрены основные предпосылки создания психологической службы УИС, составные элементы психологической службы как структурного подразделения, направления деятельности практических психологов и перспективы дальнейшего совершенствования их работы.
По достигнутым успехам в развитии пенитенциарной психологии, этот период порой образно называют «серебряным веком» 5.
Однако
изменение идеологии
Лишь
в конце 50-х начале 60-х годов
изменение государственной
В первой половине 70-х годов проблемы психологии личности и социальной среды осужденных начинают активно изучаться во вновь созданных: научно-исследовательской лаборатории Рязанской высшей школы МВД, на кафедре психологии управления Академии МВД, в секторе судебной психологии ВНИИ Прокуратуры, ВНИИ МВД и других учебных и научно-исследовательских заведениях.
Несмотря на прикладную направленность исправительно-трудовой психологии как отрасли науки, основными потребителями ее знаний были слушатели, курсанты, студенты учебных заведений. Степень реализации этих знаний на практике зависела от уровня психологической подготовленности персонала, его убежденности в необходимости терпеливого индивидуально-воспитательного воздействия на личность. По-прежнему работало много сотрудников, воспитанных на традициях 30-50-х годов, считавших, что гораздо эффективнее, а главное – проще, добиться нужного поведения от осужденного, если водворить его в штрафной изолятор, надеть наручники, смирительную рубашку, нежели осуществлять кропотливую воспитательную работу.
Вместе с тем, уже в конце 60-х годов один из наиболее авторитетных специалистов по уголовно-исправительному праву Б.С. Утевский поставил вопрос о необходимости введения должностей психолога и педагога в штаты исправительно-трудовых колоний. «Для повседневного научно обоснованного управления исправительно-трудовой колонией и тюрьмой, безусловно, необходима в каждой из них штатная должность специалиста-психолога и, по возможности, специалиста-педагога. Введение в штат этих двух специалистов с лихвой окупится благодаря повышению качества и сокращению сроков исправления, которое, несомненно, последует после усиления аппарата указанными работниками» 7.
Введение должности психолога – это принципиально новый подход к проблеме психологического обеспечения деятельности исправительно-трудовых учреждений. Он позволяет более квалифицированно и полно использовать возможности психологической науки в функционировании УИС. И эти возможности постепенно стали реализовываться.
В 1974 году для работы с несовершеннолетними правонарушителями введены должности психологов в штаты воспитательных колоний, а затем и следственных изоляторов. Первый опыт этой работы нашел отражение в научно-методической литературе8. Однако, в последующее десятилетие активного развития психологической службы не наблюдалось. Имела место высокая текучесть специалистов. Это обусловлено несколькими причинами: должность психолога была неаттестованной, а заработная плата уступала другим специалистам; количество выпускников психологических факультетов было очень незначительное; психологическая наука еще не имела отчетливо выраженной практической направленности, психотехнологии диагностики и коррекции были очень ограничены; в работе с осужденными, да и с персоналом, основная ставка делалась на политико-воспитательные методы воздействия, а социально-психологические недооценивались. Лишь в конце 80-х годов, в период так называемой «перестройки», вновь предпринимаются активные меры по дальнейшему развитию психологической службы. В 1988-1990 гг. по инициативе управления исполнения наказаний Саратовской области в порядке эксперимента создается психологическая лаборатория численностью до 4 человек на базе одной из колоний. На нее возлагалась задача отработки методов психологической диагностики осужденных. Аналогичная лаборатория была создана в Пермской области. Она в большей степени специализировалась на апробации методов психокоррекционного воздействия (педагогического аутотренинга).
Начиная
с 1992 года, психологические лаборатории
постепенно создаются и в других территориальных
органах УИС России. На момент передачи
уголовно-исполнительной системы из МВД
в Минюст России (1998 год) в штатах территориальных
органов и подразделений насчитывалось
около 800 психологов. А через три года их
численность увеличилась более чем в два
раза (см. приложение 1). Таким образом,
на рубеже XXI века основным субъектом психологического
обеспечения деятельности УИС становится
психологическая служба.
Психологическая служба – это централизованно управляемая система структурных подразделений (отделов, отделений, психологических лабораторий) и должностей специалистов-психологов, осуществляющих целенаправленную работу по психологическому обеспечению деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Создание и развитие психологической службы – это прогрессивная инновация, обусловленная рядом объективных обстоятельств: повышением роли человеческого фактора в жизни общества в целом и правоохранительной сфере в частности; принимаемыми мерами по реформированию уголовно-исполнительной системы, ее ориентации на принципы гуманизма, дифференциации и индивидуализации процесса исполнения наказаний; потребностью практики в широком использовании возможностей психологической науки в работе как с персоналом, так и спецконтингентом; состоянием развития самой науки, наличием в ее арсенале современных методов изучения личности осужденных и управления их поведением. Применительно к организации, основываясь на системных представлениях, можно утверждать, что для успешного функционирования психологической службы как структурного подразделения УИС должны быть созданы следующие условия: определена цель деятельности; регламентированы нормативно-правовые и этические основы деятельности психологов; создана организационная структура на всех уровнях системы управления; регламентированы функции и основные направления деятельности; созданы необходимые материально-технические предпосылки (см. приложение 2).
Цель психологической службы – обеспечить максимально полное использование достижений психологической науки и практики для повышения эффективности процесса исполнения уголовных наказаний. Деятельность сотрудников данной службы позволяет оказать психологическую помощь нуждающимся, осуществлять психологическую коррекцию и развитие личности. В этой связи можно утверждать, что психологическая служба выполняет особую миссию – повышение профессиональной культуры исполнения наказаний, интеллектуализацию и гуманизацию уголовно-исполнительной системы.
Поскольку
исполняют наказание
Психологическая служба, как и другие подразделения, функционирует в четких рамках правового поля, ибо деятельность пенитенциарного психолога связана с правами человека, его интересами, конфиденциальной информацией. Введение должности специалиста-психолога рекомендовано Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955 г. статья 49 (1)). Основные направления и порядок работы пенитенциарных психологов за рубежом регламентированы как в федеральных законах, так и ведомственных нормативных актах9. Среди стран СНГ порядок функционирования психологической службы регламентирован в уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь. В уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации длительное время новеллы о статусе психологов в исправительных учреждениях не были закреплены. В статьях 8, 9, 110 уголовно-исполнительного кодекса отмечалась лишь важность реализации принципа индивидуализации исполнения наказания, необходимости изучения личности осужденных и использования в воспитательной работе психолого-педагогических методов. Только в Федеральном законе от 8 декабря 2003 года № 161 предусмотрено право осужденных на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. В Законе также отмечается: «Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия» (См.: УИК РФ, статья 12, пункт 61).
Деятельность психологической службы имеет и этические аспекты. Главной профессиональной ценностью для психолога выступает личность, ее уникальность, способность к саморазвитию. Практический психолог, как и врач, не вправе отказать осужденному в психологической помощи исходя из тяжести совершенного преступления по политическим, идеологическим, религиозным, национальным, а также каким-либо иным мотивам. Психолог несет личную ответственность за объективность и достоверность выводов по результатам проводимых им исследований и диагностических процедур, за качество составленных характеристик, выданных рекомендаций, а также сохранность конфиденциальной психологической информации. Сведения, полученные психологом в ходе его профессиональной деятельности, не должны использоваться им для достижения каких-либо личных целей, а также в частных интересах других лиц. Психолог вправе отказаться от выполнения поручений, которые не соответствуют возможностям науки, либо могут отрицательно сказаться на психическом здоровье клиента и морально-психологическом климате коллектива. Учитывая важность морально-этических аспектов деятельности психологической службы в правоохранительных органах, в том числе в УИС, профессиональная этика психолога регламентирована ведомственными приказами.
Как скелет живого существа определяет его форму, особенности движения, так и организационная структура задает целостность психологической службы, ее место в организации и ведомстве.
Рассмотрим организационную структуру психологической службы на всех уровнях управленческой пирамиды: на исполнительском (исправительные учреждения, тюрьмы, следственные изоляторы), на уровне аппарата управления территориальных органов (ГУИН, УИН, УЛИУ), на уровне федеральных округов и на уровне ГУИН Минюста России (см. приложение 3).
Основная работа психологов выполняется на исполнительском или низовом уровне: в следственных изоляторах, тюрьмах, исправительных учреждениях. Естественно, что эффективность функционирования психологической службы зависит от численности психологов в этих подразделениях и уровня их квалификации. В настоящее время на низовом уровне работает большинство психологов (87 % от общей численности). Качественные характеристики представлены в приложениях 4-8.
В соответствии с существующей нормативной базой, в данных подразделениях создаются психологические лаборатории, в штаты которых входят: начальник лаборатории, предельное звание – майор внутренней службы; старший психолог – капитан внутренней службы; психолог – старший лейтенант внутренней службы. При определении численности сотрудников лаборатории учитывают следующие факторы: установленные нормативы нагрузки на одного психолога (300-350 человек как осужденных, так и персонала в обычных колониях, а воспитательных – 100 осужденных); установленные штаты для учреждения, наличие вакантных должностей и кандидатов на их замещение; состояние оперативной обстановки и психологического климата в учреждении. В исправительных колониях ряда территориальных органов УИС (Республика Хакасия, Еврейская автономная область, Курская и Ульяновская области и др.) численность психологов в лаборатории составляет 4-7 человек. Крупные психологические лаборатории созданы в большинстве воспитательных колоний. В основном, штатная численность психологических лабораторий – 2 человека. Это тот минимум, который хотя и не позволяет осуществлять психологическое обеспечение работы с осужденными и персоналом в полном объеме, но дает возможность решать наиболее актуальные психологические проблемы, осложняющие оперативную обстановку в учреждении.
В соответствии с Положением о психологических лабораториях УИС, они являются самостоятельным структурным подразделением, приравниваемым к отделу, а ее начальник подчиняется непосредственно начальнику исправительного учреждения (СИЗО). Последние нередко делегируют эти функции заместителю по воспитательной работе и кадрам.
В УЛИУ и территориальных органах, имеющих отдаленные или малочисленные колонии, целесообразно создавать психологические лаборатории при базовых («кустовых») учреждениях и осуществлять периодические выезды в колонии, где должность психолога не укомплектована для оказания массированной психологической помощи.
Сотрудники психологической лаборатории осуществляют партнерское взаимодействие со всеми службами исправительного учреждения и СИЗО.
В аппарате управления территориальных органов УИС введена должность начальника психологической службы. На него возлагаются следующие основные функции: методическое обеспечение деятельности психологов ИУ, СИЗО; подбор и комплектование психологов; организация системы переподготовки и повышения квалификации специалистов; стратегическое планирование развития психологической службы территориального органа; текущий контроль за результатами деятельности психологических лабораторий; изучение, обобщение и распространение положительного опыта; подготовка отчетов о деятельности психологической службы территориального органа.
Учитывая, что психологическая служба обеспечивает два направления деятельности (с осужденными и личным составом), начальник службы выведен из штатов этих отделов и подчиняется непосредственно заместителю начальника ГУИН (УИН), курирующему воспитательную работу с осужденными и персоналом. Это повышает статус начальника психологической службы, он приравнивается к должности начальника отдела, но это предъявляет и более высокие требования к его профессиональным и личностным качествам при взаимодействии с другими структурными подразделениями. По отношению к начальникам ИУ, СИЗО, начальник психологической службы выступает функциональным руководителем. Он не имеет права им приказывать, арсенал средств его управленческого воздействия – советы, рекомендации, убеждение или рапорта, докладные, служебные записки на имя вышестоящего руководителя. Начальник психологической службы – это специалист, который должен стремиться выполнять скорее функции наставника, консультанта и супервизора, чем администратора. Однако, в ситуациях, когда выявленные недостатки по линии психологической службы не устраняются, а начальник учреждения не создает необходимых кадровых, организационных и материально-технических предпосылок для нормального функционирования психологической лаборатории, то начальник психологической службы территориального органа должен не только проявлять твердость и настойчивость в реализации своих требований, но и информировать о сложившейся обстановке вышестоящего функционального руководителя (начальника психологической службы ГУИН Минюста России). Другими словами, стиль деятельности начальника психологической службы территориальных органов УИС должен быть мягким, демократичным, доброжелательным в обычной текущей деятельности и твердым, даже жестким в принципиальных ситуациях.