Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 12:26, лекция
В лекции дается краткий исторический очерк применения психологических знаний в пенитенциарной системе, рассмотрены основные предпосылки создания психологической службы УИС, составные элементы психологической службы как структурного подразделения, направления деятельности практических психологов и перспективы дальнейшего совершенствования их работы.
Министерство юстиции Российской Федерации
Вологодский
институт права и экономики
М.Г.
Дебольский
Организация и функционирование
психологической службы
в
уголовно-исполнительной
системе
Лекция
Вологда – 2005
ББК 88.47.7
Д
11.
Дебольский
М.Г. Организация и функционирование
психологической службы в уголовно-исполнительной
системе: Лекция. – Вологда: ВИПЭ Минюста
России, 2005. – 40 с.
Рецензенты:
А.И. Ушатиков – доктор психологических наук, профессор;
А.И.
Папкин – доктор психологических наук,
профессор.
В лекции дается краткий исторический очерк применения психологических знаний в пенитенциарной системе, рассмотрены основные предпосылки создания психологической службы УИС, составные элементы психологической службы как структурного подразделения, направления деятельности практических психологов и перспективы дальнейшего совершенствования их работы.
Лекция
предназначена для слушателей психологических
факультетов образовательных
Ó Дебольский М.Г., 2005
Ó Вологодский институт права и экономики Минюста России, 2005
План
лекции
Основные нормативные акты,
регламентирующие
деятельность психологической
службы
Литература
Психология как наука изучает психические закономерности развития и поведения человека, особенности восприятия окружающего мира, возможности влияния на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики. Вот почему применение научно обоснованных форм и методов психологической работы с людьми позволяет повысить эффективность функционирования любой организации, в том числе учреждений уголовно-исполнительной системы.
Использование психологических знаний в уголовно-исполнительной системе имеет давнюю традицию. Понимание исторических тенденций дает возможность адекватно оценить и современное состояние психологического обеспечения уголовно-исполнительной системы и наметить перспективы развития психологической службы.
Как отмечают специалисты, лишь в XVIII веке, в эпоху Просвещения, как за рубежом, так и в России в трудах ученых стали появляться достаточно плодотворные пенитенциарно-психологические идеи1. В более ранний период своего развития уголовно-исполнительная система просто не нуждалась в психологических знаниях. Не случайно, наш соотечественник, всемирно известный писатель Ф.М. Достоевский, отбыв наказание в одном из сибирских острогов и описав все ужасы тюремной жизни, назвал его «мертвым домом». В последствии С.В. Позднышев писал: «Для несложных целей и примитивной грубости этого «мертвого дома» особых пенитенциарных знаний не требуется. Строгий и распорядительный начальник, крепкие замки и решетки, наружная дисциплина и отсутствие побегов – вот все, что, казалось, нужно у нас для хорошей постановки пенитенциарного дела». Но по мере того, как менялась цель наказания от возмездия к исправлению личности, менялось и отношение к преступнику, появлялась потребность в психологических знаниях. Так, один из сподвижников реформ Петра I, И.Т. Посошков отмечал необходимость учитывать при исполнении наказания психологию преступников, осуществлять их классификацию «во избежание вредного влияния худших, на менее испорченных»2. Историк и философ князь М.М. Щербатов в известной книге «История российская с давних времен», указывал о важности понимания законодателями «человеческого сердца» и создания законов с учетом психологии народа. Он одним из первых поднял вопрос о возможности досрочного освобождения исправившихся осужденных.
В период царствования Екатерины II была предпринята одна из первых попыток реформирования тюремной системы (1775). В составе комплекса мер она предполагала и создание условий для исправления осужденных. «Цель наказания – писала Екатерина II, – состоит не в том, чтобы мучить тварь, чувствами одаренную. Она на тот конец предписана, чтоб воспрепятствовать виноватому, дабы он впредь не мог вредить обществу, и чтобы отвратить граждан от содеяния преступлений» 3.
Необходимо отдать должное ученым-юристам, которые первыми осознали эту общественную потребность и активизировали научные поиски в этом направлении. Особо активно психологические идеи стали развиваться во второй половине XIX века. Так, юрист С.И. Баршев в работе «Взгляд на науку уголовного законоведения» (1858) указывал, что ни один вопрос уголовного права не может быть решен без помощи психологии, которая должна быть его составной частью; а, во-вторых, именно психология учит законодателя «видеть в преступнике не необузданного зверя, а человека, которого нужно перевоспитывать».
От описания важности учета психологического фактора в перевоспитании осужденных, во второй половине XIX и начале XX веков осуществляется переход к непосредственному изучению личности преступников, описанию особенностей их поведения в местах лишения свободы и разработке конкретных рекомендаций по дифференциации и индивидуализации процесса исполнения наказания.
Большой вклад в изучение данной проблемы внесли такие ученые, как психолог и невропатолог В.М. Бехтерев, психолог А.Л. Лазурский, юристы Л.В. Владимиров, С.П. Познышев, М.Н. Гернет и другие.
На становление и развитие пенитенциарной психологии на рубеже ХХ века существенное влияние оказали русские писатели: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М. Горький. Художественным, доступным для понимания большинства людей языком, они вскрыли механизмы преступного поведения, описали психологические портреты типичных преступников и глубинные мотивы их поступков, показали влияние наказания и социальной среды осужденных на психику человека, лишенного свободы.
Проблемам изучения личности осужденных и их социальной реабилитации достаточно большое внимание уделялось в первые годы советской власти. С целью изучения личности преступника, разработки рекомендаций по профилактике преступлений были созданы психологические и криминологические кабинеты во многих крупных городах: Петрограде, Москве, Самаре, Саратове, Минске, Ростове-на-Дону, Харькове, Одессе, Тифлисе, Баку и др. В 1925 году при НКВД РСФСР создан Государственный институт по изучению преступности и личности преступника4. В числе основных задач данного института значились: разработка системы методов изучения и воспитательного воздействия на осужденных.
В 20-е годы были опубликованы такие фундаментальные труды по пенитенциарной психологии, как монография С.В. Познышева «Криминальная психология: Преступные типы» (1926), книга М.Н. Гернета «В тюрьме. Очерки тюремной психологии» (1927), обобщающая методическая работа Ю.Ю. Бехтерева «Изучение личности заключенного» (1928) и ряд других.