«Образ – Я», «Я – концепция»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

Личность – это интегративное образование имеющие социально-психологическую природу. При этом важной характеристикой каждой личности является обладание сознанием.
Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Критерием для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным.

Файлы: 1 файл

Образ Я, Я-концепция.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

«Я-концепция» включает в себя не только убеждения человека о самом себе, но и о том, кем бы он мог стать в будущем, то есть убеждения о его возможностях.

 

 

 

3 ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ»

 

Из многочисленных источников формирования «Я-концепции» человека, по-видимому, наиболее жизненно важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:

  • представление о своем теле (телесное «Я»).
  • язык – как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях.
  • субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе.
  • идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина–женщина).
  • практика воспитания детей в семье [9].

Рассмотрим телесное «Я» и образ тела. Рост, вес, телосложение, пропорции тела, цвет глаз и т.п. тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, аналогично другим компонентам «Я-концепции», субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека.

Исследования дают совершенно убедительные свидетельства тому, как различные телосложения человека вызывают совершенно различные и совершенно согласованные реакции других лиц.

В целом исследования подобного плана выявляют общую тенденцию: чувства и эмоциональные оценки, которые испытывает индивид в отношении своего тела, совпадают с чувствами, которые он испытывает к самому себе в целом, как к личности; общий уровень удовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с общим уровнем принятия себя. Таким образом, высокая самооценка личности сильно коррелирует с удовлетворенностью своим телом.

Другими словами, так же, как для каждого из нас существует идеальная «Я-концепция» себя, имеется, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ сформирован в процессе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой «Я-концепции» в целом. Эти идеальные представления имеют тенденцию к изменению со временем и между культурами. Из этого следует и практический вывод: нельзя судить о других людях только по их внешности при взаимодействии с ними, чтобы уменьшить отрицательные эффекты стереотипного восприятия внешности и эффекта получения неодобряемых «образов-Я» тела.

Язык и развитие «Я–концепции». Важность языка для развития «Я–концепции» очевидна, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое» и т. д.) и дает первый толчок к развитию «Я-концепции». Иными словами, «Я-концепция» пониматься человеком в языковых терминах и ее развитие осуществляется посредством языковых средств.

Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т. п.) – другой важный источник формирования «Я-концепции». Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшей социальной средой) жизненно важны для развития у подростка «Я-концепции». С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают.

Многочисленные исследования этого вопроса выделить общую закономерность. Если индивид принимается, одобряется, признается другими людьми, пользуется их уважением (т. е. получает больше положительные подкрепления) и осознает это, то у него, вероятнее всего, развивается положительная «Я-концепция». Если другие – родители, сверстники, учителя – отвергают его, выставляют на посмешите, принижают, больше критикуют (т. е. он получает больше негативных подкреплений), то, вероятнее всего, у него будет развиваться отрицательная «Я-концепция». Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников (школьные группы и др.) имеет огромное значение для формирования и «оформления» центральных Я-установок в подростковом возрасте [4].

Полоролевая идентификация. Принадлежность личности к мужскому или женскому полу является одним из краеугольных оснований «Я-концепции» человека, все другие функции и характеристики покоятся именно на этих представлениях – Я существо мужского или женского пола.

Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида – половая идентификация и половая типизация. Идентификация – это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другою человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, – более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Определение и усвоение половой роли – важнейший и универсальный компонент «Я-концепции». Для описания процесса половой типизации исследователями введено понятие «стандарта половой роли» (или полоролевого стандарта) как приобретенных в процессе социального научения форм поведения и личностных характеристик, типичных для данного пола в данной конкретной культуре. И в каждом обществе (культуре) существуют социально одобряемые нормы, стандарты, формы поведения и психологические характеристики, приписываемые ролям мужчины и женщины.

Многочисленными исследованиями доказано, что, несмотря на формальное юридическое провозглашение равноправия, в большинстве культур больше свободы, власти и ценности приписывается мужской роли.

И поскольку характеристики, связанные с традиционными представлениями о половых ролях (полоролевыми стандартами) в обществе проявляют наибольшее сопротивление к изменениям, то неудивительно, что «Я-концепции» женщин имеют в целом тенденцию быть менее положительными, чем «Я-концепции» мужчин, так как женский стереотип содержит меньше социально одобряемых характеристик.

Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие «Я-концепции» личности. Большинство психологов разделяют ту точку зрения, что первые 5 лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и «Я-концепции» человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми [5].

Психологами предпринимались многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном опыте. Вместе с тем, как показали исследования, определенные корреляции и тенденции в формировании типов личности вполне очевидны в отношении таких установок воспитания как:

    • авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность;
    • теплота, забота, уважение детей, разумный контроль, проявляемые родителями в воспитании детей.

Исследования этой проблемы весьма обширны и многочисленны, но имеющаяся литература на эту тему в основном опубликована на английском языке. Сразу необходимо подчеркнуть, что выявленные в исследованиях тенденции исключительно репрезентативны, поскольку их согласованность у разных исследователей очень высока.

Некоторые из основных результатов подобных исследований кратко можно свести к следующему. Родители детей с высокими Я-оценками постоянно проявляют искреннюю заинтересованность в благополучии ребенка, теплоту и заботу о нем. Они проявляют меньше снисходительности, вседозволенности, опираются на высокие стандарты поведения и подкрепляют их соответствующими правилами. В практике воспитания больше применяются поощрения, чем наказания. Четко устанавливаемые ребенку границы поведения допускают применение родителями менее жестких форм наказания. Существование ограничений обеспечивает ребенку тот социальный мир, в ко- тором он может достигать успеха.

Наоборот, родители детей с низкими Я-оценками, как правило, проявляют такие качества, как применение жестких наказаний, безусловность подчинения ребенка требованиям родителей в сочетании с элементами вседозволенности. Они чаще бывают холодны, безразличны и малообщительны, противоречивы во взаимоотношениях с детьми. Несогласованные реакции родителей такой ребенок воспринимает как подтверждение отвержения, враждебности и отсутствие принятия его со стороны родителей.

В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет какого-то золотого правила или обшей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку. Но, по-видимому, положительная самооценка с большей вероятностью возникает тогда, когда к детям относятся с уважением, одобрением, определяют им четко определенные стандарты и границы поведения, а также разумные притязания и ожидание успеха вместе с постоянным и согласованным подкреплением со стороны родителей выбранной линии поведения. Следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:

    • уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в этих установленных пределах;
    • положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей;
    • минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми;
    • четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями [11].

Социальная психология признает межличностно-детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу «Я-концепции», в то же время во многом игнорирует стабилизационные и объединяющие качества, приписываемые ей в гуманистических формулировках. Такой взгляд во многом обязан школе символического интеракционизма в социальной психологии, где предложена концепция зеркального «Я», в которой «Я-концепция» формируется на основе субъективна интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами. Главным предусловием развития «Я-концепции» можно считать способность индивида принимать роль другого, с тем чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оценочных представлений «обобщенного другого» и есть главный источник формирования «Я-концепции» и внутренней регуляции поведения индивида. Однако представление о «Я-концепции» как о преимущественно интерпсихическом феномене может привести к экстремальному ситуационизму. Хотя есть много свидетельств тому, что «Я-концепция» индивида подвержена изменениям при целенаправленных воздействиях извне (например, психотерапии), нельзя игнорировать также многократно эмпирически подтвержденный факт о трансситуациональной согласованности «Я-концепции» здоровой личности.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги выявлено несколько основных тенденций к определению «образа-Я» которые можно рассматривать как:

  • понятие тождественное «Я-концепции»;
  • образование тождественное «Я» представляющее «Я-процессы»;
  • набор отдельных модальностей, которые рассматриваются в рамках взаимодействия человека как биологического существа и социума в различных плоскостях;
  • множество автономных позиций представленных субмодальностями «Я»;
  • составляющую «Я-концепции», которая включает когнитивный, конативный, аффективный компоненты;
  • динамически организованную когнитивно-аффективно-исполнительную подсистему, в которой ментально репрезентируются межличностные отношения;
  • часть многоуровневой системы «Я-концепции», включающей ее функционирование на различных ее «планах»;
  • элемент «Я-концепции» включающий ее когнитивный компонент.

«Образ-Я» рассматривается как интегративная личностная характеристика, которая обеспечивает акты целеполагания и активной деятельности субъекта. «Образ-Я» включает четыре компонента:

    • ведущие жизненные смыслы;
    • когнитивный.
    • аффективный.
    • конативный - обеспечивающие его «существование».

Когнитивный компонент «образа-Я» включает следующие модальности:

    • социально-ролевые (Я-личность, Я-семьянин, Я-профессионал);
    • «развития» («Я» реальный, «Я» идеальный);
    • временные – темпоральные («Я» в прошлом, «Я» в настоящем, «Я» в будущем), которые обеспечивают его внутреннюю и внешнюю адаптацию.

Обеспечивая как внешнюю так и внутреннюю адаптацию личности «образ-Я» функционирует как система с эталонными представлениями личности относительно себя и системой внешних требований к себе.

В системе взаимосвязей человека с окружающими людьми и миром ему приходится выступать в разных качествах, разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. Из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего «Я». В процессе самоанализа, расчленения отдельных конкретных образов своего «Я» на составляющие их образования происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа образ своего «Я» включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях.

Информация о работе «Образ – Я», «Я – концепция»