Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2012 в 22:10, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы познакомиться с основой бихевиоризма и понять её, а так же рассмотреть точки зрения ученых, которые изучали бихевиоризм.
Задачи:
Определить понятие бихевиоризма;
Рассмотреть схему принципа работы бихевиоризма;
Сделать выводы о проделанной работе.
Введение 3
1. Появление и развитие Бихевиоризма 5
2. Представители 10
3. Бихевиоризм и агрессия 23
3.1. О психологических экспериментах 24
3.2. Теория фрустрационной агрессивности 26
4. Суть бихевиоризма 28
5. Плюсы и минусы бихевиоризма 30
6. Методы и развитие бихевиоризма 31
Заключение 32
Список используемой литературы: 33
Вместо условных рефлексов павловской модели Скиннер говорит о модели «стимул – реакция». Иными словами, это означает, что безусловно-рефлекторное поведение приветствуется и вознаграждается, поскольку оно желательно для экспериментатора. (Скиннер считает, что похвала, вознаграждение являются более сильным и действенным стимулом, чем наказание.) В результате такое поведение закрепляется и становится привычным для объекта манипулирования. Например, Джонни не любит шпинат, но он все же ест его, а мать его за это вознаграждает (хвалит его, одаривает взглядом, дружеской улыбкой, куском любимого пирога и т.д.), т. е., по Скиннеру, применяет позитивные «стимулы». Если стимулы работают последовательно и планомерно, то дело доходит до того, что Джонни начинает с удовольствием есть шпинат. Скиннер и его единомышленники разработали и проверили целый набор операциональных приемов в сотнях экспериментов. Скиннер доказал, что путем правильного применения позитивных «стимулов» можно в невероятной степени менять поведение как животного, так и человека – и это даже вопреки тому, что некоторые слишком смело называют «врожденными склонностями».
Доказав это экспериментально, Скиннер,
без сомнения, заслужил признание
и известность. Одновременно он подтвердил
мнение тех американских антропологов,
которые на первое место в формировании
человека выдвигали социокультурные
факторы. При этом важно добавить,
что Скиннер не отбрасывает полностью
генетические предпосылки. И все
же, чтобы точно охарактеризовать
его позицию, следует подчеркнуть:
Скиннер считает, что, невзирая на генетические
предпосылки, поведение полностью
определяется наборов «стимулов». Стимул
может создаваться двумя
Эксперименты Скиннера не занимаются выяснением целей воспитания. Подопытному животному или человеку в эксперименте создаются такие условия, что они ведут себя вполне определенным образом. А зачем их ставят в такие условия - -это зависит от руководителя проекта, который выдвигает цели исследования. Практика-экспериментатора в лаборатории в общем и целом мало занимает вопрос, зачем он тренирует, воспитывает, дрессирует подопытное животное (или человека), его скорее интересует сам процесс доказательства своего умения и выбора методов, адекватных поставленной цели. Когда же мы от лабораторных условий переходим к условиям реальной жизни индивида и общества, то возникают серьезные трудности, связанные как раз с вопросами: зачем человека подвергают манипуляции и кто является заказчиком (кто ставит, преследует подобные цели)?
Создается впечатление, что Скиннер, говоря о культуре, все еще имеет в виду свою лабораторию, в которой психолог действует без учета ценностных суждений и не испытывает трудностей, ибо цель эксперимента для него не имеет значения.
Это можно объяснить по меньшей мере тем, что Скиннер просто не в ладах с проблемой целей, смыслов и ценностей. Подобное рассуждение движется в порочном кругу: мы удивляемся оригинальности, ибо единственное, что мы в состоянии зафиксировать, - так это то, что мы удивляемся.
Однако зачем мы вообще обращаем
внимание на то, что не является достойной
целью? Скиннер не ставит этого вопроса,
хотя минимальный социологический
анализ способен дать на него ответ. Известно,
что в различных социальных и
профессиональных группах наблюдается
различный уровень
С точки зрения психологии многое свидетельствует о том, что творческое начало, а также стремление к оригинальности имеют глубокие корни в природе человека, и нейрофизиологи подтверждают гипотезу, что это стремление «вмонтировано» в структуру мозга. Скиннер попадает в сложное положение со своей концепцией потому, что не придает никакого значения поискам и находкам психоаналитической социологии, считая, что если бихевиоризм не знает ответа на какой-либо вопрос, то ответа не существует.
Главный тезис Скиннера сводится к следующему. Не вызывает сомнения тот факт, что ценностные суждения отсутствуют как при решении построить атомную бомбу, так и при техническом решении этой проблемы. Разница состоит лишь в том, что мотивы построения бомбы не совсем «ясны».
Ценностные суждения Скиннера проявляются
и в других его высказываниях.
Например, он утверждает: «Если мы достойны
нашего демократического наследия, то,
естественно, мы будем готовы оказать
противодействие использованию
науки в любых деспотических
или просто эгоистических целях.
И если мы еще ценим демократические
достижения и цели, то мы не имеем
права медлить и должны немедленно
использовать науку в деле разработки
моделей культуры, при этом нас
не должно смущать даже то обстоятельство,
что мы в известном смысле можем
оказаться в положении
Ответ находим у самого Скиннера: «Все люди осуществляют контроль и сами находятся под контролем». Это звучит почти как успокоение для человека демократически настроенного, но вскоре выясняется, что речь идет всего лишь о робкой и почти ничего не значащей формулировке:
Когда мы выясняем, каким образом
господин контролирует раба, а работодатель
– рабочего, мы упускаем из виду обратные
воздействия и потому судим о
проблеме контроля односторонне. Отсюда
возникает привычка понимать под
словом «контроль» эксплуатацию или, по
меньшей мере, состояние одностороннего
преимущества; а на самом деле контроль
осуществляется обоюдно. Раб контролирует
своего господина в такой же мере,
как и господин своего раба, - в
том смысле, что методы наказания,
применяемые господином, как бы определяются
поведением раба. Это не означает, что
понятие эксплуатации утрачивает всякий
смысл или что мы не имеем права
спросить кому это выгодно? Но когда
мы задаем такой вопрос, то мы абстрагируемся
от самого конкретного социального
эпизода и оцениваем
Для Скиннера эксплуатация не является частью самого социального эпизода, этой частью являются лишь методы контроля. Это позиция человека, для которого социальная жизнь ничем не отличается от эпизода в лаборатории, где экспериментатора интересуют только его методы, а вовсе не сам по себе «Эпизод», ибо в этом искусственном мирке совершенно не имеет значения, какова крыса – миролюбива она или агрессивна. И, словно этого еще было мало, Скиннер окончательно констатирует, что за понятием эксплуатации «легко просматриваются» ценностные суждения. Это должно означать следующее: любые психологические и социальные феномены утрачивают характер фактов, доступных научному исследованию, как только их можно охарактеризовать с точки зрения их ценностного содержания.
Идею Скиннера о взаимности отношений
раба и рабовладельца можно
Поскольку бихевиоризм не владеет теорией личности, он видит только поведение и не в состоянии увидеть действующую личность. Для необихевиориста нет никакой разницы между улыбкой друга и улыбкой врага, улыбкой хорошо обученной продавщицы и улыбкой человека, скрывающего свою враждебность. Однако трудно поверить, что профессору Скиннеру в его личной жизни это также безразлично. Если же в реальной жизни эта разница для него все же имеет значение, то как могла возникнуть теория, полностью игнорирующая эту реальность?
Необихевиоризм не может объяснить,
почему многие люди, которых обучили
преследовать и мучить других людей,
становятся душевнобольными, хотя «положительный
стимулы» продолжают свое действие. Очевидно,
существуют в человеке какие-то влечения,
которые сильнее, чем воспитание;
и очень важно с точки зрения
науки рассматривать факты
По сути дела, Скиннер является
наивным рационалистом, который
игнорирует человеческие страсти. В
противоположность Фрейду, Скиннера
не волнует проблема страстей, ибо
он считает, что человек всегда ведет
себя так, как ему полезно. И на
самом деле общий принцип необихевиоризма
состоит в том, что идея полезности
считается самой могущественной
детерминантой человеческого
Невероятную популярность Скиннера можно объяснить тем, что ему удалось соединить элементы традиционного либерально-оптимистического мышления с духовной и социальной реальностью
Скиннер считает, что человек формируется
под влиянием социума и что
в «природе» человека нет ничего,
что могло бы решительно помешать
становлению мирного и
Американский психолог, один из представителей
методологического
Американский психолог, основатель бихевиоризма3. Известен своей критикой субъективного метода в психологии. Разработал основы классической психологии поведения, не предполагавшей явлений сознания как научного факта.
Основателем этого направления
был американский психолог Джон Уотсон
(Watson, 1878—1958). Дж. Уотсон считал, что
необходимо отказаться от изучения сознания
и исследовать поведение
Свою программу Дж. Уотсон изложил в статье «Психология с точки зрения бихевиориста»). В ней он определил поведение как совокупность всех «внешне наблюдаемых» реакций организма на внешние воздействия (стимулы). Единицей анализа поведения выступает поэтому простейшая схема «стимул — реакция» (S — R). Под эту схему подпадают как простейшие реакции организма на стимул из внешней среды (распыление в воздухе молотого перца вызывает чихание), так и сложные поведенческие структуры (таково, например, поведение человека при выборе президента), которые, тем не менее, могут быть объективно изучены. Целью бихевиоризма является не только собственно исследование, но и предсказание, и изменение поведения. Кстати сказать, термин «внешне наблюдаемое» не следует понимать слишком упрощенно: наблюдать поведение, с точки зрения бихевиориста, можно не только невооруженным глазом, но и с помощью «тонко чувствующих приборов». Так, например, исследователь с помощью определенных датчиков может обнаружить, что при решении мыслительной задачи испытуемым совершается определенная мускульная работа.
Несмотря на отказ от изучения сознания
как такового, бихевиористы использовали
многие психологические термины, вкладывая
в них другое содержание. Так, например,
эмоция в бихевиоризме рассматривается
не как подлежащее интроспективному
изучению внутреннее переживание, а
как внешне наблюдаемая (иногда невооруженным
глазом, а иногда и с помощью
соответствующих приборов) совокупность
разнообразных поведенческих