Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2009 в 23:41, Не определен
Введение
Глава 1. Понятие о сознании
1.1.Происхождение сознания
1.2 Сознание и бессознательное
1.3 Сознание и активное бодрствование
Глава 2. Современный взгляд на проблему
4.1. Исследования Д.Л. Спивака
4.2. ИСС – теории А.Диттриха, К. Мартиндейла, Ч. Тарта
Глава 3. Внутренний мир и состояния сознания
2.1 Загадки сознания
2.3. Измененные состояния сознания
Глава 4. Разнообразие измененных состояний сознания
3.1. Сон
3.2. Медитация
3.3. Искусственно вызванные ИСС
3.4. Опыт психоделии
3.5. ИСС и дыхательные психотехники
3.6. Гипноз: ИСС или черта личности?
3.7. Память, связанная с определенным состоянием
сознания
Заключение
Литература
1.2.
Сознание и бессознательное
Вплоть до Нового времени сознание отождествляли с психикой в целом; Р. Декартом оно трактовалось как созерцание субъектом содержания собственного внутреннего мира. Такое понимание обусловило первые (конец XIX в.) собственно психологические определения сознания как потока феноменально данных переживаний и мыслей. (У. Джеймс, Э.Б. Титченер), а также метод его изучения – систематическое самонаблюдение (интроспекцию), направленное на выделение элементов сознания – ощущений, образов и аффектов.
Представление
о бессознательном как
Соотношение сознание и бессознательного было впервые рассмотрено Фрейдом, который ввел представление об уровнях строения психики; в современной терминологии их можно описать следующим образом:
-
бессознательное –
-
подсознательное – это
- досознательное – содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным, например подпороговое восприятие и схема реализации автоматических действий;
-
сознание – рефлексивное
В
современной психологической
- бессознательное состояние – экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции; проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют;
- сон – состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающихся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей; допускает подпороговое восприятие и частичное запоминание содержания сновидений;
- бодрствование – состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осознания – восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.
К
особой группе относятся так называемые
измененные состояния
сознания – гипноз и состояния, возникающие
под влиянием психоактивных веществ (алкоголя,
наркотиков, психоделиков и др.)
1.3.
Сознание и активное
бодрствование
Традиционно западная психология признает два состояния сознания, присущих всем индивидуумам: с одной стороны, сон, рассматриваемый как период отдыха, а с другой – состояние бодрствования, или активное состояние. Последнее соответствует активации всего организма, которая позволяет ему улавливать, отбирать и истолковывать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением, в зависимости от предшествующего опыта и навыков. Таким образом, бодрствование – это то состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешней действительности.
То, как мы осознаем внешний мир и одновременно наш внутренний мир, меняется на протяжении дня. Наше восприятие событий в значительной степени зависит от нашего состояния – от того, напряжены мы или нет, возбуждены или находимся в полудремоте. Таким образом, обработка информации меняется, подчас очень существенно, в зависимости от уровня бодрствования и от готовности к восприятию сигналов. По мере усиления активации организма уровень бодрствования возрастает, но при этом адаптация, возможная благодаря бодрствованию, начиная с какого-то момента, может ухудшиться, если активация чрезмерно возрастет. Это может произойти из-за чересчур сильной мотивации или же в результате серьезного расстройства чувств.
До самого недавнего времени это экстравертированное (или «поверхностное») сознание рассматривалось научной психологией как единственный нормальный аспект, достойный изучения. Согласно этой классической концепции, слабость активации приводит к дремоте и сну, а слишком сильная активация – к дезорганизации поведения, рассматриваемой уже как патологическое явление, если человек оказывается неспособным восстановить равновесие.
Однако каждый день приносит новые знания о функционировании мозга и его нейромедиаторов, а также о том, как постоянно изменяется электрическая активность мозга. Кроме того, некоторые ученые – психологи и физики – проявляют все больший интерес к восточной культуре, рассматривающей жизнь в ее полноте не как цепь явлений, которые нужно объяснить, а скорее как неотъемлемую часть Вселенной, к единству которой она причастна.
Внимание
западных ученых все чаще обращается
к тому, как это мистическое
глобальное единство постигается носителями
восточной философии через
С другой стороны, продвигается вперед изучение действия наркотических веществ, применяемых в лечебных или, иных целях; оно позволяет глубже познать механизмы мозга и понять, как эти механизмы могут быть изменены.
Даже действия, относимые обычно к аномальным и наблюдаемые, например, при шизофрении или депрессии, все чаще рассматриваются теперь, как способ найти внутреннее равновесие и избежать давления внешней реальности. Поэтому их следовало бы понимать скорее как «нормальное» выражение внутреннего мира, а не как аномалию экстравертированного сознания, которую любой ценной нужно устранить.
Однако и такое явление, как сон с сопровождающими его сновидениями, оказывается гораздо сложнее, чем думали раньше. Теперь известно, что в нашей жизни сон представляет собой состояние первостепенной важности – как по месту, которое он в ней занимает, так и по мозговой деятельности, лежащей в его основе.
Таким образом, сознание – это мозаика состояний, которая играет более или менее значительную роль, как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивидуума.
В
критических ситуациях человек
существует как бы на двух взаимоисключающих
уровнях. С одной стороны, он должен быть
частью объективного мира, в котором его
«Я» вынуждено приспосабливаться к
внешней реальности. Это уровень экстравертированного
сознания, перцептивных функций и принятия
решений. С другой стороны, он погружается
в субъективный мир измененных
состояний сознания, из которого исключена
всякая связь с внешней действительностью
и временем и где укореняется глубинное
«Свое», в котором, по мнению некоторых,
реализуется состояние «океанического
союза со Вселенной».2
Глава
2. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД
НА ПРОБЛЕМУ ИСС
4.1.
Исследования Д.Л.
Спивака
В отечественной литературе проблема ИСС как самостоятельная тема была впервые поставлена в работе Д.Л. Спивака «Лингвистика измененных состояний сознания» (1986 г.). Проведенное автором исследование убедительно показывает непосредственную связь изменений сознания с иерархической структурой сознания. Согласно Д.Л. Спиваку (1986 г.) каждому из составляющих сознание уровней соответствует свой «язык, - свои интонационные характеристики (мелодические контуры, спектры), параметры темпа речи (время чистой речи, длительность пауз, скорость артикуляции), то есть определенная система лексико-грамматических средств. Зная эти характерные признаки языковой упорядоченности соответствующего уровня, используя специфический «язык», возможно установить продуктивное речевое общение с человеком в ИСС.
Применение лингвистического теста в ходе последовательной диссолюции сознания позволило объективно реконструировать этапы, пройденные в развитии русского языка за последние столетия. Выделенные в ИСС архаичные аспекты языковой структуры позволили сопоставить язык измененных состояний сознания с бранной речью, с реликтовыми сакральными языками.
Собственные
оригинальные исследования Д.Л. Спивак
предваряет общей панорамой исследовательских
программ по проблеме ИСС. «Изучение ИСС,
проводимое большим количеством научных
коллективов, стало в последнее время
приоритетным направлением в исследовании
мышления».3 С 1973 г. издается международный
«Журнал измененных состояний сознания»,
библиографические перечни насчитывают
тысячи трудов по этой теме, получившей
особое развитие после международного
симпозиума по измененным состояниям
сознания (Торонто, 1978 г.)
4.2.
ИСС – теории
А.Диттриха, К. Мартиндейла,
Ч. Тарта
Современный уровень разработки проблемы ИСС представлен тремя наиболее известными теориями. Швейцарский психолог и психиатр А. Дитрих (1986 г.), выбрав самую непротиворечивую модель сознания – круг, вслед за В. Вундтом расположил весь спектр сознания таким образом, что в центре помещается нормальное бодрствующее сознание, а по окружности – бессознательное, сопоставимое с выключением сознания. Между ними на разных радиусах расположены переходные измененные состояния сознания, сопоставимые между собой при условии равной удаленности от центра – так называемые смежные состояния сознания. Это дает основание говорить, что ИСС имеют общие стабильные характеристики, независимые от вызывающей причины. Данная модель, или теория смежных состояний сознания, обладает определенной разрешающей способностью, проясняя феноменологическое сходство смежных состояний сознания, будь то фармакологически вызванные, возникшие в условиях сенсорной (социальной) изоляции или в психозе.
Динамика ИСС и направленность изменений сознания находят выражение в теории непрерывных состояний сознания К. Мартиндейла. Описывая основное измерение, вдоль которого изменяется сознание, он отстаивает традиционную для американской науки «одномерную» схему сознания. Она задается линией регрессии, вдоль которой происходит диссолюция сознания по направлению к его первичным древним состояниям. Другими словами, имеется континуум непрерывных состояний сознания, представимый в виде оси, пронизывающей структуру сознания. В нижней части этой оси находятся психозы, выше могут идти сны, еще выше – уровень, достигаемый психофармакологией, дальше – неврозы и т.д. Пожалуй, основное, что дает предложенная К. Мартиндейлом схема, во многом перекликающаяся с психоаналитическими конструктами, теорией единого психоза, - это самое общее представление об ИСС в контексте определенной стратификации. Вместе с тем, абсолютное отождествление разных по происхождению состояний сознания в соответствии с единственным критерием – положением на оси регрессии – вряд ли возможно. Представления Мартиндейла по этому вопросу во многом дополняются и корректируются другими вышеупомянутым американским исследователем – Ч. Тартом.
Ч. Тарт – представитель трансперсональной психологии разработал иерархическую структуру сознания. Особенность его теории в том, что выделение шкал, упорядочивающих состояние сознания, он проводит по аксиологическому принципу. Ч. Тарт отмечает, что определения «более высокого и более низкого» уровней сознания зависят от мировоззрения человека и ценностной ориентации культуры в целом. Так, например, в западной ценностной шкале высшим принято считать состояние полной рациональности. В соответствии с этой шкалой более низкими являются творческие состояния (обращения к внутренним импульсам личности), еще ниже - сон, интоксикация марихуаной, психопатические состояния, состояния, вызванные галлюциногенами, и токсикогенный психоз. «По-видимому, - пишет Ч. Тарт, - эта шкала молчаливо признается большинством западных интеллектуалов. Подчеркнем – именно молчаливо. Это значит, что оценки этой шкалы вплетены в общую ткань системы ценностей нашего общества… оценки по этой шкале чаще всего делаются неявным образом. Когда система ценностей или ее предпосылки имплицитны, человек не осознает их наличия и потому не подвергает их сомнению. Он просто автоматически воспринимает мир и мыслит, основываясь на этой системе с ее предпосылками. Например, что бы ни сказал человек, о котором известно, что он «психотик», это будет рассматриваться как свидетельство его безумия, а не оцениваться само по себе».