Функции Self.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2009 в 15:19, Не определен

Описание работы

1.Введение.
2. Виды контактов Self.
3. Примеры функционирования Self.
4.Заключение.
5.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Функции Self.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

3. Примеры функционирования Self.

   Давайте рассмотрим, как функционирует Self одного из авторов книги сейчас.

    Я, Наталья Лебедева, сижу перед экраном компьютера, редактируя данную главу (позже мы "пройдемся по ней" вместе с Еленой). Поверьте, я вижу текст на экране, ощущаю сиденье кресла, мне прохладно (центральное отопление еще не включили, а на улице - плюс десять), хочется чашечку кофе. Я так же осознаю потребность написать эту главу понятным языком, это меня возбуждает... Все вышесказанное относится к режиму Id. Что касается моей функции Personality, то я имею довольно обширные знания о себе. Знаю то, о чем уже написано ранее в этой главе, и многое другое, о чем речь не шла. В доминанте сейчас: "Я - один из авторов будущей книги". Исходя из функций Id и Personality, я принимаю решение продолжать редактировать. Это - мой выбор в "здесь и теперь", осуществленный посредством функции Ego. Все мои функции Self представлены на границе/контакт с окружающей средой, и самым важным элементом этой среды для меня сейчас выступаете вы, уважаемые будущие читатели. Я осознаю потребность быть понятой вами, я пишу книгу (которую, надеюсь, вы прочтете), я выбираю - продолжать редактировать текст - это тоже событие между мной и вами...

Продолжим.

Функции Id и Personality могут быть нарушены. Если человек не ощущает холода, даже когда он покрылся гусиной кожей; если на многочисленные вопросы терапевта: "Что ты сейчас чувствуешь (переживаешь, хочешь)?", он искренне отвечает: "Не знаю"... то мы имеем дело с нарушениями функции Id. Хрестоматийный пример того же нарушения - булимия. Человек не в состоянии дифференцировать сигналы собственного тела. Он не осознает, что в разное время ощущения внизу живота являются то сигналами его сексуального возбуждения, то тревоги, то голода... Он принимает их все за признаки голода, и в результате: ему хочется заняться любовью - а он ест, ему хочется в туалет - он ест, он волнуется - и опять ест.

Нарушения функции Personality могут быть двух видов. Во-первых, эти нарушения относятся к людям, которые имеют неадекватные представления о себе. Вспомните, нет ли среди ваших знакомых тех женщин, которые считают себя уродинами, будучи достаточно привлекательными, или, наоборот, тех, кто, обладая заурядной внешностью, ведут себя как неотразимые красавицы, уверенные, что они чрезвычайно похожи на Джину Лоллобриджиду или Ким Бессенджер.

Конкретный  случай данного нарушения функции Personality любит приводить Жан-Мари Робин на своих дидактических  ворк-шопах, и мы слышали его из первых уст. Короткое описание того же примера можно найти и в книге Ж.-М. Робина, вышедшей на русском языке в 1996 году (Ж.-М. Робин, 1996).

Идет  терапевтическая группа. В самом  ее начале одна из участниц, которой  за сорок, говорит: "Я боюсь мужчин". Очевидно, что данная фраза словесно выражает ее представления о себе и произносится, исходя из функции Personality. Во второй день занятий Ж.-М. Робин случайно садится недалеко от этой женщины. Она громко восклицает: "О, я боюсь, я боюсь, я боюсь...". Ведущий предлагает ей неспеша прочувствовать, что происходит сейчас в ее теле. Она начинает описывать, как у нее забилось сердце, участилось дыхание, повлажнели руки, и вскоре с недоумением говорит о том, что все это связано не со страхом, а с интересом и возбуждением. Постепенно эта женщина начинает осознавать, что долгие годы живет с представлением о себе: "Я - та, которая боится мужчин", не обращая внимания на функцию Id текущего момента. Конечно, в своей речи она не прибегает к гештальтистским терминам, но смысл ее осознания состоит в том, что сигналы актуального Id игнорируются. Как же данная участница строила свои отношения с людьми? Исходя из представления о себе, она либо не вступалав контакт с мужчинами, либо общалась с ними таким образом, что контакты не приносили удовлетворения, прерывались, и женщина подтверждала сама себе, что имеет все основания бояться представителей мужского пола. Иными словами, фиксированное представление о себе или нарушенная функция Personality позволяла женщине осуществлять лишь так называемые псевдовыборы в конкретных ситуациях. В действительности же она не выбирала, но только воспроизводила сходную линию поведения.

В целом  рассматриваемое нарушение режима Personality проявляется через искаженное представление о себе, связанное  часто с фиксацией травматичного опыта прошлого, а так же в случаях, когда люди путают то, кем они являются, с тем, какими они хотели бы быть.

Второй  вид нарушения функции Personality касается примеров, когда в конкретной ситуации актуализируется адекватное знание о себе, несоответствующее данной ситуации, не имея к ней прямого отношения. Если мы (авторы настоящей книги) начнем вести себя с нашими дочерьми как обучающие психотеапевты, а с нашими клиентами и учениками - с позиции любящих матерей, то проявим нарушение своих функций Personality. Надеемся, что в действительности этого не происходит, во всяком случае мы стараемся, чтобы этого не случалось.

Итак, один вид нарушений функции Personality связан с общей неадекватной интеграцией  прошлого опыта, а второй предполагает доминирование неадекватных конкретной ситуации аспектов собственной идентичности - тех представлений о себе, которые в ином контексте были бы уместны и не идентифицировались бы как нарушения режима Personality.

Стоит отметить, что разнообразные нарушения функции Personality обычно имеют место при неврозах, в то время как для психозов характерными являются нарушения функции Id. Например, невротик, вышедший на мороз в легкой одежде, может сделать это, исходя из представления о себе типа: "Я - человек, которым восхищаются". Психотик же может оказаться на улице в футболке и шортах, когда термометр опустился до минус двадцати, просто в силу того, что ощущение холода у него потеряно. При психозах функция Personality может быть так же нарушена (когла человек считает себя Наполеоном или, скажем, марсианином). Кроме того, как при неврозах, так и при психозах имеет место потеря функции Ego.

Гештальт-терапия  создавалась для "условно здоровых" людей и людей с невротической  симптоматикой. С психотиками гештальтисты начали серьезно работать лишь в последние годы. Поэтому в большей степени в Гештальте развиты способы работы с нарушениями фукции Personality, чем функции Id. Кстати, в Гештальте обычно не используются нозологические понятия, в том числе "невротик" или "психотик". Мы прибегли к ним лишь для того, чтобы быть ясно понятыми представителями других психотерапевтических школ или смежных профессий.

Любое нарушение функции Id или Personality будет  вторгаться в выбор, который человек  осуществляет посредством функции Ego. При этом функция Ego "обречена" базироваться на источниках неадекватной информации, и человек в действительности будет делать нечто, похожее на выбор, что на самом деле им не является. В данном случае человек как бы "вынужден" поступать тем или иным образом, он не в состоянии принять во внимание всю полноту информации в "здесь и теперь", оптимально соотнося ее с индивидуальной историей. Его ответ в новой ситуации явяется устаревшим. Возможно, он был успешным когда-то или был бы таковым в ином контексте, но не сейчас. Это ответ не тому адресату. Истинную свободу выбора человек потерял. Поэтому статус функции Ego отличен от других функций Self. Если функции Id и Personality могут быть "здоровыми" или нарушенными, то функция Ego может быть сохранена или потеряна (утрачена).

   Допустим, что человек считает себя гомосексуалистом. Допустим также, что данное представление о себе ошибочно и является нарушением его функции Personality. Такому человеку может казаться, что, инициируя отношения с определенным мужчиной, он делает выбор. Однако, согласитесь, что истинный выбор из всего поля возможностей он не производит. Из потенциальной для него палитры выборов женщины им исключены. Можно сказать, что каждый раз он осуществляет лишь псевдовыбор, будучи зашоренным собственным "диагнозом". Функция Ego здесь потеряна.

   Другой пример. На сеансе клиент, недовольный тем, как складывается его личная жизнь. Он меняет женщин "как перчатки", стремясь ко все новым "завоеваниям". Тем не менее очередная "победа" приносит не столько удовлетворение и удовольствие, сколько разочарование, а то и отчаяние. В ходе пролонгированной психотерапииобнаруживается, что, испытывая оргазм с новой женщиной, он всякий раз представляет других женщин - знакомых и придуманных им самим. Вступая в интимные отношения, наш Дон Жуан не производит истинного выбора: говоря "да" одной женщине, он остальным не говорит при этом "нет". Присваивая, он не отчуждает; начиная отношения с одной женщиной, другие одновременно им не отвергнуты. Здесь так же речь идет о потере функции Ego.

   Обратим внимание на то, что, говоря о потере функции Ego, мы имеем ввиду ее потерю в определенный момент, в конкретной ситуации. Некорректно утверждать: у данного человека вообще утрачена функция Ego. Молодой человек поступает в вуз, следуя семейным традициям, возможно, не совершая истинного собственного выбора (с потерей функции Ego), но он легко выбирает, делая заказ в кафе; проводя время в определенной компании и отказываясь пойти в это время в другую; посещая лекции, которые ему интересны, и пропуская те, которые скучны ил непонятны.

    Возвращаясь к собственно Гештальту, отметим, что при потере функции Ego работа гештальт-терапевта или гештальт-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту восстановить утраченную способность к выбору и, соответственно, способность вновь осуществлять творческое приспособление. Работая над возвратом птерянной функции Ego, терапевту важно понимать, с нарушением какой из других функций Self (а может быть и обеих) связана данная потеря. Выявляя эти нарушения, он будет помогать клиенту осознать их и далее восстановить адекватность режимов Id и Personality.

    Например, идет терапевтическая сессия с клиентом, у которого совсем недавно умер отец. Этот клиент говорит о том, что "старается держать себя в руках", что "как будто окаменел, хотя сейчас хочется плакать". У него опущены плечи, тихий голос, лицевые мышцы напряжены. Он рассказывает так же о себе, как о человеке, который плакать не может, и не в состоянии вспомнить, когда он это себе позволял в последний раз ("может быть, классе во втором"). Рефреном звучит: "Я не могу (не умею) плакать". Очевидно, имеет место нарушения функции Personality. В то же время у клиента нет нарушения функции Id: у него подрагивает подбородок, порой срывается голос и перехватывает дыхание, он осознает, что действительно хочет плакать. В данном случае имеет смысл адресовать терапевтические интервенции именно к функции Id, помогая максимально ее актуализировать (усилить желание плакать). Клиенту предлагается дышать, как можно свободнее, дать дыханию звук... И через некоторое время у него появляются слезы. Важно, чтобы при этом человек ощущал поддержку со стороны своего терапевта; осознавал, что его слезы не вызывают осуждения или отвержения. Только тогда у него реконструируется выбор для будущего: плакать или не плакть в той или иной ситуации. До этого функция Ego была потеряна, выбор отсутствовал - десятки лет он не плакал ни в присутствии близких или незнакомых людей, ни находясь один дома, ни бродя по лесу или безлюдным улицам по ночному городу. Никогда и Нигде.

    Гештальт-терапевт в приведенном примере помогает клиенту приобрести опыт, который рождается, исходя из функции Id. Основываясь на информации, идущей от функции Id, начинает "работать" функция Ego, входя в контакт с окружением. Затем опыт клиента "записывается" в функции Personality, которая в данный момент "растет", ассимилируя новое.

    В процессе терапии важно понять, как функционирует Self клиента: есть ли нарушения функций Id и Personality, имеется ли потеря функции Ego. Существенно так же "диагностировать", строится ли гештальт клиента с помощью функции Id или Personality. При этом будем помнить, что функция Personality всегда оттягивает в область известного, а функция Id - это функция, проявляющаяся в настоящий момент.

    Тераевт может начать сеанс с "широкой" интервенции: "Что для вас сейчас важно?". У клиента есть возможность ответить, как исходя из функции Id ("у меня болит голова, и я в тевоге после разговора с сыном"), так и исходя из функции Personality ("я не знаю, как строить свои отношения с сыном"). Во втором случае имеет смысл проверить, есть ли затруднения в доступе к функции Id, например задав простой вопрос, адресованный к ней: "А как вы сейчас переживаете то, что вы этого не знаете?" ("Что вы чувствуете по этому поводу?"). Если в ответ клиент остается в режиме Personality, рассказывая об отношениях с сыном: о том, что тот ничем не делится, говорить с ним стало не о чем; о том, что "современная молодежь...ну, вы же понимаете...", то это лишь подтверждает подозрение о трудности доступа к функции Id клиента. Стратегия терапевта может заключаться в актуализации именно данной функции, настойчиво возвращая клиента в "здесь и теперь" и скрупулезно работая на его осознание того, что с ним сейчас происходит, и далее - чего же в этой связи он хочет.

     Выскажем еще несколько принципиальных положений о функциях Self и работе с ними.

    Во-первых, гештальтисты не обучают клиентов своему языку, коду своей профессиональной практики, как это делают, например, представители транзактного анализа. Человек, проходящий пролонгированную терапию у специалиста по транзактному анализу, через какое-то время способен идентифицировать свои так называемые эго-состояния: "Ага, это говоит мой внутренний ребенок (родитель, взрослый)". В гештальт-терапии не ставится задача, чтобы клиент идентифицировал, из какой модальности Self он отвечает терапевту, или осознавал, что в определенной ситуации у него утрачена функция Ego. Важно, чтобы все три функции Self клиента были ясны терапевту.

Информация о работе Функции Self.