Ф.Энгельс о происхождении человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 17:04, доклад

Описание работы

«Труд – источник всякого богатства, утверждают политико-экономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.»

Файлы: 1 файл

Энгельс.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Доклад  по антропологии по теме:

«Ф.Энгельс о происхождении человека»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 1-го курса

ППФ

группа 10-40/1

Кольцова  Татьяна 

Преподаватель:

Безгодова Светлана Александровна

к. пс. н. каф. психологии человека 
 
 
 
 
 
 

Многие философы затрагивали в своих работах  тему происхождения человека. Не был  исключением и Энгельс. Первоначально  он задумал книгу под названием  «Три основные формы порабощения», где данная тема должна была рассматриваться  во введении. Но затем введение стало отдельной статьей «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».   

«Труд – источник всякого богатства, утверждают политико-экономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.»

«Много  сотен тысячелетий тому назад, предположительно к концу периода, жила где-то в жарком поясе необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Дарвин дал нам приблизительное описание этих наших предков. Они были сплошь покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях.!

«Под влиянием в первую очередь, своего образа жизни,<…> обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку. » 

«Уже и у обезьян существует известное разделение функций между руками  и ногами.<…> Рука  служит преимущественно для целей собирания и удерживания пищи, как это уже делают некоторые низшие млекопитающие при помощи своих передних лап. <…>Строят себе гнезда<…>. Рукой они схватывают дубины для защиты от врагов или бомбардируют последних плодами и камнями.»

«Но именно тут-то и обнаруживается, как велико расстояние между неразвитой рукой даже самых высших человекообразных обезьян и усовершенствованной трудом сотен тысячелетий человеческой рукой. Число и общее расположение костей и мускулов одинаково у обеих, и тем не менее рука даже самого первобытного дикаря способна выполнять сотни операций, не доступных никакой обезьяне.»

«Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной

«Рука становится «не только органом труда, она также и продукт его.»

«Рука была только одним из членов целого, в высшей степени сложного организма. И то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она служила, и шло на пользу в двояком отношении.»

Далее Энгельс  ссылается на закон Дарвина. «Согласно этому закону известные формы отдельных частей органического существа всегда связаны с определенными формами других частей, которые казалось бы, ни в какой связи с первыми не находятся.». (Например, раздельные копыта, как правило, связаны с наличием сложного желудка, приспособленного к процессу жвачки. Изменения определенных форм влекут за собой изменение формы других частей тела.)

«Значительно важнее непосредственное, поддающееся доказательству обратное воздействие развития руки на остальной организм.<…> Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства. С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу

«<…>возникновение языка из процесса труда и вместе с трудом является единственно правильным, доказывает сравнение с животными.» Далее Энгельс приводит в пример способность собаки и лошади к восприятию человеческой речи.

«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг.<…> А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий – органов чувств. Подобно тому как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием  органа слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности.»

«Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию.

Дальнейшее развитие с момента окончательного отделения  человека от обезьяны отнюдь не закончилось, а, наоборот, продолжалось и после этого. С появлением готового человека возник вдобавок еще новый элемент – общество

«И в чем же опять мы находим характерный признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян? В труде

«Труд начинается с изготовления орудий. Эти орудия представляют собой орудия охоты и рыболовства: первые являются одновременно и оружием. Но охота и рыболовство предполагают переход от исключительного употребления растительной пищи к потреблению наряду с ней и мяса, а это знаменует собой новый важный шаг на пути к превращению в человека.»

«Употребление мясной пищи привело к двум новым достижениям, имеющим решающее значение: к пользованию огнем и к приручению животных.»

«Подобно тому как человек научился есть все съедобное, он также научился и жить во всяком климате.»

«Благодаря совместной деятельности руки, органов речи и мозга не только у каждого в отдельности, но также и в обществе, люди приобрели способность выполнять все более высокие цели и достигать их.»

«К охоте и скотоводству прибавилось земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство. Появилось искусство и наука; из племен развились нации и государства. <…>Всю заслугу быстрого развития цивилизации стали приписывать голове, развитию и деятельности мозга. Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются).»

«А чем более люди отдаляются от животных, тем более их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направленных на достижение определенных, заранее известных целей. Животное уничтожает растительность какой-нибудь местности, не ведая, что творит.»

«Животное только пользуется внешней природой и производит  в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. И это является последним существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду.» 

Таким образом, мы видим работу яркого представителя  материализма, утверждавшего первенство бытия над сознанием. Энгельс  выстраивает стройную логическую цепочку: изменение кисти – способность к труду – развитие мозга - изменение сознания – появление человека. Делая эти выводы, он основывался на учении Дарвина и наблюдениях за природой.

Информация о работе Ф.Энгельс о происхождении человека