Специфика капиталистического предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 08:51, реферат

Описание работы

На Западе сложилась уникальная система духовного производства, которую М. Вебер назвал «духом капитализма». Она включает не только рациональную производственную этику, но и рациональный строй жизненного поведения в целом. Ее основой является органичная духовно-нравственная ориентация на повседневную активность, понимаемую как служение Богу в миру. Эту установку М. Вебер связывает с этикой аскетического протестантизма и сформированной им картиной мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
СПЕЦИФИКА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 6
ПРОТЕСТАНТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПАСЕНИЯ КАК ОСНОВА «КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ДУХА» 7
ЛЮТЕРАНСТВО И КАЛЬВИНИЗМ КАК ФОРМЫ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЭТИКИ 10
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ БУРЖУАЗНОЙ ЭТИКИ 11
ОСОБЕННОСТИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 14
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ДОЛГ 14
ПРОТЕСТАНТИЗМ И ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА 14
НРАВСТВЕННАЯ ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 15
ОТНОШЕНИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЭТИКИ К БОГАТСТВУ И УСПЕХУ 16
ДУХОВНЫЕ УСТАНОВКИ НА РАСШИРЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА 17
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО КАПИТАЛИЗМА 17
БУДУЩЕЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЭТИКИ ГЛАЗАМИ М. ВЕБЕРА 17
ЛИТЕРАТУРА 19

Файлы: 1 файл

!реферат.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Отношение протестантской этики  к богатству и  успеху

     Мы  уже говорили о значении успеха как  знака Божьего благословения. Неудачи  и особенно бедность являются, напротив, знаком обреченности на погибель. Однако это не означает, что верующий в  случае неудачи может предаваться отчаянию и бросить свои труды – напротив, он все равно должен прилагать все усилия, чтобы служить Богу как можно более прилежно и рационально, ибо внезапно пришедший успех может пробудить надежды на лучшую участь.

     Свидетельством  успеха является доход, выраженный в деньгах, ибо такое его измерение лучше всего свидетельствует о Рациональности деятельности и служит абстрактной мерой для оценки богоугодности разных видов труда. Хотя все профессии равны перед Богом, как подчеркивает М. Вебер, престиж и желательность того или иного рода деятельности определяются его полезностью (как формой служения Богу) и доходностью, поскольку именно уровень дохода говорит об избранности.

     Бедность  и нищета в протестантской культуре не только не несут позитивных моральных ценностей (как в традиционном христианстве и некоторых других религиях), но и не могут быть поводом для сострадания и тем более – благотворительности. Бедный неудачник отвержен Богом, и поэтому от него отворачиваются и люди. Нищие получают не сочувствие и помощь, а презрение, подвергаются преследованиям и гонениям – хорошо известны примеры из книг Ч. Диккенса.15

     Нравственное  и духовное значение дохода в протестантской хозяйственной этике не ограничивается тем, что он является знаком избранности. Доход создает также условия, материальные предпосылки для дальнейшего служения Богу. Протестантская этика предписывает суровую аскезу в быту, отказ от роскоши и развлечений во имя дальнейшего расширения дела. Она не одобряет потребительского использования дохода – то, что нажито, должно быть не растрачено, а, напротив, преумножено во славу Божью. Историческая уникальность протестантской этики, благодаря которой она стала духовной предпосылкой капиталистического предпринимательства, состоит в том, что здесь создаются специфические ценностные ориентации на бесконечное инвестирование, бесконечное развитие производства.

Духовные  установки на расширение производства

     Как обращение к Богу в молитве  не может иметь конец, так и  служение Ему в миру не знает предела. Верующий не может перестать быть орудием Бога. Поэтому профессиональная деятельность протестанта, предпринимательская в том числе, не может прекратиться. Протестант-предприниматель не может остановиться на достигнутом, удовлетвориться накопленным капиталом, он должен распоряжаться данным Богом богатством исключительно для преумножения славы Божьей, а не для удовлетворения собственных потребностей.

     Таким образом, протестантизм создает  уникальные духовны стимулы для  расширенного воспроизводства, для  постоянного наращивания капитала, но не ради богатства самого по себе, ради умножения славы Божьей и собственной уверенности спасении.

    Социокультурные особенности развитого  индустриального  капитализма

Будущее протестантской этики  глазами М. Вебера

     М. Вебер в «Протестантской этике» описал духовные факторы становления первичного капитализма на Западе. В этот период именно духовная, религиозная мотивация предпринимательской деятельности, ее восприятие с точки зрения религиозного спасения души доминировала над стремлением к наживе, рационализировала его и наделяла религиозным смыслом. В современном западном обществе положение изменилось: страсть к наживе вырвалась из религиозной «обертки» и превратилась в самодовлеющий мотив, в базовую ценность:

     «В настоящее время дух аскезы - кто знает, навсегда ли? - ушел из этой мирской оболочки. Во всяком случае, победивший капитализм не нуждается более в подобной опоре... В настоящее время стремление к наживе, лишенное своего религиозно-этического содержания, принимает там, где оно достигает наивысшей своей свободы, а именно в США, характер безудержной страсти, подчас близкой к спортивной»16.

     Из  протестантских этических ценностей  лишь «представление о "профессиональном долге" бродит по миру, как призрак  прежних религиозных идей»17. Протестантская этика, заложив духовные основания высокой профессиональной культуры, утратила непосредственное влияние на нее. Как свидетельствуют современные социологические исследования, прямого соответствия между высоким уровнем протестантской религиозности и трудовой этикой не наблюдается, но в целом она выше там, где была более сильная протестантская традиция.

     Капитализм  уже развивается не на основе религиозной  культуры, а на своем собственном  базисе. Если первоначально человек  со своими целями, ценностями, стремлениями создавал капиталистическое хозяйство, то теперь оно превратилось в колоссальный самостоятельный механизм, формирующий образ мысли и стиль жизни каждого члена общества, навязывающий ему свои нормы и «правила игры». М. Вебер пишет: «Пуританин хотел быть профессионалом, мы должны быть таковыми».

 

Литература

    1. Зарубина  Н.Н., Социально-культурные основы хозяйства  и предпринимательства. – М.: ИЧП  «Издательство Магистр», 1998
    2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990

Информация о работе Специфика капиталистического предпринимательства