Мальцевы как предприниматели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 01:03, реферат

Описание работы

Мальцевы – одна из древнейших русских династий, ведущая родословную с начала XVII столетия. Крупнейшие российские предприниматели, основатели Гусь-Хрустального и Дятьковского заводов по производству стекла, хрусталя и изделий из них, хозяева металлургических и машиностроительных фабрик, производивших самый широкий ассортимент продукции, владельцы огромных земельных угодий, виноградников и винокурен в Крыму (Симеиз, Массандра). Они известны своей благотворительной и меценатской деятельностью.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………3 с
2. История династии Мальцевых.
2.1 Начало пути……………………………………..4 с
2.2 Крупнейшие представители династии. Две ветви
знаменитого рода…………………….………. 9 с
3. Заключение…………………………………………….23 с
4. Список использованных источников………………...24 с

Файлы: 1 файл

Среди славной плеяды российских предпринимателей династия Мальцевых.doc

— 901.50 Кб (Скачать файл)

     Официальные круги приняли это объяснение весьма благосклонно и наградили его орденом св. Владимира 4-й степени «во внимание к примерному усердию и благоразумию, оказанным Мальцевым во время возмущения в Тегеране». Однако, несмотря ни на что, многие современники обвиняли дипломата в трусости, а то и в предательстве. Эти подозрения отравляли ему жизнь до самых последних дней, заставляя сторониться общества и, возможно, во многом обусловили его замкнутость и желчность.

     И.С. Мальцеву принадлежали 9 самых больших  хрустальных заводов Владимирской губернии, которые ежегодно производили изделий на 1 млн. рублей.11 1833 году фабрикант стал торговать с Персией и Закавказьем. В этом ему помогли практический склад ума, дар бизнесмена и умение соединять в своей деятельности решение задач торгово-промышленных и дипломатических. Следует заметить, что предпринимательская деятельность Мальцева благополучно сочеталась со службой во внешнеполитическом ведомстве. За 40 лет безупречной службы в Министерстве иностранных дел он дослужился до высокого чина действительного тайного советника.

     В то время на принадлежавшем ему Гусевском  заводе удалось получить гранатное  малиновое стекло, секрет изготовления которого был давно утерян. Это открытие дало заводу новый толчок к развитию. Затем удалось наладить «производство рубинового стекла, выкрашенного медью, равным образом и уранового стекла, зеленовато-желтого», пользующегося особым спросом. В 1838 году Иван Сергеевич основал в пригороде Петербурга Сампсониевскую бумагопрядильную (т.е. хлопчатобумажную) фабрику, делам которой уделял немало времени. Уже через два года она заработала на полную мощность, начав давать доход.

     Мальцев быстро справился с кризисом, возникшим вследствие отмены крепостного права, успешно перестроив управление своими предприятиями на капиталистический лад. И кроме того, освоил новые отрасли. Так, в 1876 году в селе Никулине на базе закрытого стеклянного завода начало действовать кирпично-черепичное производство. К концу 1870-х гг. на Гусевском хрустальном заводе работало уже свыше 500 человек, а годовой оборот составлял 900 тыс. рублей.12

     Иван  Сергеевич был к тому же членом Российско-Американской компании, имея, правда, весьма скромные денежные интересы – 2 акции по 2,5 тыс. рублей. Тем не менее, он энергично выступал против ее ликвидации, утверждая, что это приведет «к полному упадку края Американских колоний России». Этот факт свидетельствует о том, что при решении финансовых проблем предприниматель зачастую проявлял государственный подход.

     Вместе  с тем многие, близко знавшие этого  богатейшего заводчика, нередко  отмечали его низменную черту  – скупость. Так, один из дальних  родственников фабриканта П.А. Муханов  писал о нем в своих записках: «Считаясь весьма искусным дипломатом и лучшим советником Несельроде, И.С. Мальцев в то же время славился своей скупостью. Он имел в избытке капиталы, но подчас урезывал себя даже в питании».13 Такое же мнение высказывал и другой его родственник – князь В.П. Мещерский: «Это был скупейший из скупых людей».14

     Иван  Сергеевич прожил долгую жизнь. Окружающие не раз замечали его тяготение  к финансовым вопросам и глубокую осведомленность во всех тонкостях  этого дела. Царь прочил его на должность  министра просвещения или министра финансов. Но Мальцев никогда ничего не просил и не искал для себя и от всех должностей высшего ранга отказывался, ссылаясь на старость. В силу своего корыстолюбия, эгоизма и скупости Мальцев не испытывал большого стремления к благотворительной или меценатской деятельности. Он неохотно оказывал помощь даже близким друзьям и компаньонам. Единственными крупными его благотворительными акциями были пожертвования, включенные в завещание: 500 тысяч рублей на учреждение технической школы во Владимире и 80 тысяч – гусевским рабочим на «помин его души».15

     Скончался И.С. Мальцев в Ницце в 1880 году. Прямого потомства он не имел, поэтому  сделал своим наследником родного  племянника Юрия Степановича Нечаева, указав, что раз среди других родственников  «нет никого, кто мог бы дело сохранить и вести дальше, то он оставляет свои богатства человеку простому, зато дельному».16 Таким образом, Ю.С. Нечаеву-Мальцеву (1835-1913) в 46 лет суждено было стать продолжателем знаменитой фамилии и обладателем принадлежащего ей огромного состояния, двенадцати заводов и  190 тыс. десятин земли.

     Получив огромное наследство, племянник проявил  себя неплохим организатором и предпринимателем. Первым делом он во многих городах  России развернул сеть магазинов  по продаже изделий своих заводов, а затем решил добиться признания за границей. Уже в 1893 году руководимая им Гусевская фабрика участвовала в международной выставке в Чикаго и получила за свою продукцию бронзовую медаль, а через 7 лет на Всемирной Парижской выставке – «Гран-при». Среди изделий завода преобладали дорогие сервизы, люстры хорошей отделки и разные «диковинные» вещи, к примеру, часы, все детали которых были выдуты и выточены из хрусталя, миниатюрный бокал размером с грецкий орех с изображением Георгия Победоносца и др.

     Став миллионером, Нечаев-Мальцев в противоположность своему дяде предпочитал жить на широкую ногу. Он переехал в Петербург, «в богатейший особняк на Сергеевской, с зимним садом, каскадами и фонтанами», стены и потолок в котором расписывали знаменитые художники – Г.И. Семирадский и И.К. Айвазовский.

     Кроме того, Юрий Степанович проявил себя как знаток и любитель русской  старины, ценитель искусства и филантроп. Он построил в Гусь-Хрустальном величественный Георгиевский храм, мозаики для которого делал В.М. Васнецов, финансировал издание журнала «Художественные сокровища России» - его редактором был художник А.Н. Бенуа. Нечаев-Мальцев оказывал материальную помощь многим представителям культуры и был избран вице-президентом императорского общества поощрения художников. На его деньги были построены дворянский приют и больница в Москве, ремесленное училище во Владимире, целый городок типовых кирпичных домов для рабочих и многое другое.

     Однако  вершиной его меценатской деятельности, крупнейшим делом, которому он отдал  немало сил и времени, было строительство Музея изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). Из 3,5 млн. рублей, затраченных на постройку музея и приобретение коллекций, фабрикант внес 2,5 миллиона. Вскоре после торжественного открытия музея в 1913 году, когда дело последних лет жизни было завершено, Нечаев-Мальцев скончался. Своим рабочим он оставил 1 млн. рублей, в том числе гусевским рабочим – 100 тысяч.17 Еще одним сюрпризом завещания было то, что, не имея детей, он все свои заводы и земли (кроме родового Полибинского имения) отписал дальнему родственнику графу Павлу Николаевичу Игнатьеву (1870-1926), ставшему вскоре министром народного просвещения.

       Последний хозяин Гусь-Хрустального не оставил производство без присмотра. В 1913 году под влиянием своих «парижских» вкусов он дал указание перейти в Гусе на выпуск парфюмерной посуды. А в июле 1917 года успел создать акционерное общество для управления предприятиями. Дальнейшие его преобразования были прерваны революцией.

      Династия  Мальцевых, крупнейших российских заводчиков, - типичный пример того, насколько грандиозными были планы тогдашних предпринимателей, насколько широко размахивались они в своей деятельности. За несколько десятилетий им удалось создать свою «Америку в России», промышленный район, в котором каждый завод, каждое производство работали на общий результат - процветание региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Заключение. 
 

           История семейства  Мальцевых, насыщенная богатыми событиями  и многочисленными прогрессивными начинаниями в столь разных отраслях: от сахарной до машиностроительной, от металлургической до хрустальной, была неотделима от судьбы Российской империи. На примере династии Мальцевых можно отследить историю становления российской промышленности со времен Петра Великого. Представители знаменитой фамилии задолго до реформы 1861 года понимали, что будущее родины не только в развитом и крепком сельском хозяйстве, а прежде всего в хорошо организованном и сильном промышленном производстве. Потому так много сил и энергии эти талантливые люди отдавали укреплению промышленного потенциала страны. Именно они подарили миру городок Гусь Хрустальный и устроили «Америку» в самом сердце России. За это им по праву воздают честь и хвалу потомки – сегодняшние стеклодувы и хрустальщики России, продолжающие славные традиции, заложенные Мальцевыми.

     Формула успеха Мальцевых заключалась в  умении чутко реагировать на перемены и, шагая в ногу с промышленным переворотом, вовремя входить в тот или иной сегмент. Большинство представителей известной фамилии обладали поразительным деловым чутьем и чувством экономической перспективы, умея находить высокорентабельные отрасли.

     Известный промышленник и меценат Павел Третьяков признавался в письме к дочери: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях».18

     Любой из Мальцевых подписался бы под этими словами. 
 

4. Список использованных источников. 
 

  1. Васильева, Е.К. Пернатьев, Ю.С. 50 знаменитых бизнесменов  XIX-начала XX в. / Е.К. Васильева, Ю.С. Пернатьев ; М., 2004 г.- с. 201-214
  2. Гавлин, М.Н. Мальцевы / М.Н. Гавлин ; М.: Терра, 1996. – с. 215

3.         Гавлин, М.Н. Российские предприниматели и меценаты / М.Н. Гавлин; М., 2004. – с. 231-289

4.       История и настоящее экономическое положение // Экономический журнал. - СПб, 1892. - № 7. – с. 14-17

5.   Немирович-Данченко, В.И. Америка в России / В.И. Немирович-Данченко ; М.: Русская мысль, 1882. – с. 193

6.      Сергей Иванович Мальцов и Мальцовское промышленно-торговое товарищество // Правительственный вестник. - СПб, 1880. - № 253—255, 257, 258

7.     Хорькова, Е.П. История предпринимательства и меценатства в России : учеб. пособие для вузов / Е.П. Хорькова ; М.: ПРИОР, 1998. – с. 439-491

8.    Чинарова, К. Мальцевы: хрусталь и паровозы / К. Чинарова // Босс. – 2004. -  №04. – с. 10-14

 

5. Приложения 

 
 
 
 
 
 

                        1. Дом Мальцевых в Людинове. Не сохранился. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Новый Симеиз. Вид дома И.С. Мальцева со стороны моря. 

          

   
 
 
 

               3. С.И. Мальцев. 
 
 
 

 
 

      4. Памятник Акиму Мальцеву. Скульптор Черноглазов, архитектор Торопов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

5. Мальцев на ступеньке собственного вагона, 1882 год. 
 
 
 
 
 

 
 
 

6. Вагон конструкции  Мальцева, 1882 год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Тягач-локомобиль производства людиновского завода. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

8. Людиново начала XX века. 

 

 
 

      
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9. Георгиевский собор – музей хрусталя им. Мальцевых.

 
 
 
 
 
 
 

                  10. В музее хрусталя.

                                                                     
 
 

Информация о работе Мальцевы как предприниматели