Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:57, реферат
Известное изречение гласит, что великие эпохи рождают великих людей. Всякий раз, когда в жизни какого-либо общества или государства назревают серьезные перемены, на первый план выходит особая порода людей. Они заметно отличаются от остальных исключительным честолюбием и ярко выраженными лидерскими качествами. Они, собственно, и несут на своих плечах нелегкое бремя принятия решений и ответственности в эти критические периоды. Воспоминания современников, учебники истории доносят до благодарных (а чаще — до проклинающих их) потомков память об этих незаурядных персонажах, причем почти всегда эти воспоминания в существенных чертах обнаруживают явное сходство.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Сущность понятия харизмы………………………………………………….3-5
2. Роль харизмы в политике…………………………………………………….6-8
Заключение……………………………………………………………………….9
Список литературы………………………………………………………………10
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная
сельскохозяйственная академия им В.Р. Филиппова»
Реферат по дисциплине «Политология»
На тему: «Роль харизмы в политике»
Проверил: Любовникова А.В.
Улан-Удэ
2012 год.
Введение…………………………………………………………
1. Сущность понятия харизмы………………
2. Роль харизмы в политике…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Известное изречение гласит,
что великие эпохи рождают
великих людей. Всякий раз, когда
в жизни какого-либо общества или
государства назревают
2.
Слово греч. χάρισμα употреблялось в древнегреческой мифологии для обозначения способности притягивать к себе внимание. Харитами назывались древнегреческие богини красоты, грации и изящества.
В христианстве обозначает «дар Бога». В церковнославянских и русских переводах новозаветных и иных текстов обычно передаётся словом «благодать»; в английском — «grace».
Определение харизмы, которое предлагает известный автор фенотипологии — Марк Лучин. По его мнению, харизма — это яркие генетические черты, явно проявляемые в фенотипе (внешнем виде). При этом осознанные владельцем и сознательно доведенные до «гротескового» состояния. А затем сознательно и обязательно с актёрским мастерством сыгранные на публику1.
В социологию термин ввёл Э. Трельч. Понятие харизматического авторитета занимало важное значение в рамках анализа немецким социологом М. Вебером идеальных типов государств. По его классическому определению: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одарённая сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям»2. Власть харизматического лидера основана на эмоциональном и безусловном доверии людей к нему.
Феномен харизмы имеет место в малых и особенно больших группах, где наблюдается персонификация идеалов в процессе сплочения. Харизма чаще всего возникает в экстремальных исторических условиях, когда формируется соответствующая социально-психологическая потребность. Качества харизматического лидера, действующего на религиозной или политической арене, иногда мистифицируются. Его считают пророком, гигантской исторической фигурой, избавителем, полубогом, осуществляющим «великую миссию» приписываются все успехи его сторонников. Даже явные неудачи оборачиваются его прославлением (бегство воспринимается как спасение, любые потери — как необходимые жертвы или происки врагов, абсурдные утверждения — как непостижимая мудрость).
Среди известных истории
харизматических личностей — Ии
В XX веке среди таких деятелей — Гитлер и Муссолини, Ленин, Сталин и Троцкий, но также Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг. Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и её морально-этическому содержанию: харизматическим лидером с равным успехом может быть и святой, и преступник.
Обиходное выражение «У него есть харизма» означает, что человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его влиянию и готовы следовать за ним.
Вопреки распространённому заблуждению, этот термин не должен применяться для описания или упоминания характеристик неодушевлённых предметов. Например: «харизматичный дизайн».
В числе характеристик харизматической личности называются такие:
- личное обаяние;
- способность к трансляции
энергии, заражению энергией
- уверенная манера, способность
владеть собой и ситуацией;
- независимость и самостоятельность в
решениях и поступках;
- позитивное восприятие
восхищения других людей;
- хорошие риторические способности, умение
говорить точно и лаконично по типу всем
понятных лозунгов;
- впечатляющая внешность
или отдельная черта внешности.
Характеристики людей, подпадающих под
влияние харизматического лидера, состоят
в следующем (по З. Фрейду):
- наличие у людей чувства общности, консолидированности, родства, братства;
- ощущение людьми серьезной
трудности или опасности,
- способность людей
4.
- признание за лидером неких экстраординарных, выдающихся способностей, которых нет у них;
- когда необходимо за
короткое время эмоционально, по
внутреннему состоянию
5.
Харизма политического деятеля,
претендующего на общенациональное влияние,
должна содержать в себе ответ на большой
вызов времени.
Однако, если мы окинем беглым взором новейший
период нашей истории и попытаемся в нем
разобраться на предмет такого соответствия,
то станет совершенно ясно, что ничего
такого (или почти ничего) в нашем критически-переходном
периоде (еще, увы, далеко не завершившемся)
не наблюдается. Все прекрасно понимают,
что никакого лидера, мало-мальски адекватного
ответственному историческому моменту,
среди наших политиков нет или почти нет.
Беда эта стала заметной
еще с 1985 года. Для того, чтобы привлечь
симпатии масс отцу перестройки оказалось
достаточно набора самых заурядных качеств.
Вполне хватало выглядеть доступным, обаятельным,
способным связать несколько слов без
шпаргалки, ну и самое главное — не быть
беспомощным, разваливающимся на глазах
старцем. Было ясно, что круглолицый косноязычный
добряк (артистическое амплуа — «благородный
отец») по своим внешним данным, ораторским
способностям, никак не соответствует
масштабу задач, перед ним стоявших. Ведь
речь шла о том, чтобы (выражаясь подзабытым
уже высоким стилем) «сломать бездушную
коммунистически-
Таким задачам соответствовал
бы хоть какой-нибудь пафос в образе
человека, взявшегося их решить, что-нибудь
серьезно-героическое. В любом случае
было ясно, что публичную политику
не следовало бы вести в примирительно-
Ясно, что недооценка харизматического фактора — очевидный просчет в сфере публичной политики, к сожалению, присущий большинству политиков, относящихся к демократическому спектру политической элиты. Здесь дело видимо в том, что любая демонстративность может показаться неприемлемой для традиционного интеллигентского
сознания. Любой интеллигентский поведенческий кодекс, — писаный или неписаный, — конечно же, предписывает неброскую внешность и неприметное поведение в сочетании с подчеркнутой деликатностью, рефлективностью, жертвенным самоотречением, а главное — демонстративным отсутствием властных устремлений.
Собственно, у всех персонажей отечественной политической элиты очень плохо получается быть харизматическими. Хотя у некоторых политиков с этим делом обстоит немного лучше — и здесь мы видим одну за другой грубые ошибки в смысле недостаточно внимательного отношения к харизматической составляющей политического имиджа.
Например, в России, наиболее ярким хоризматичеким политиком является В. Жириновский, который строит свою публичную политику на демонстративно-вызывающих актерски-театральных принципах, даже не пытаясь скрывать то обстоятельство, что делает это сознательно и целенаправленно.
Журналисты и политологи, склонные поговорить о харизматическом факторе, в качестве примера приводят чаще всего именно его. Однако, если приглядеться пристальнее к тому, что он делает, то станет ясно, что катастрофическое снижение его рейтинга за последнее время, связано с тем, что он постоянно допускает явные просчеты в том, что касается конкретных параметров, обеспечивающих размеры и качество харизмы. Без сомнения, один из таких просчетов — исключительное однообразие публичных жестов и ораторских интонаций. Если все время кричать во весь голос, то, в конце концов, крик перестают слышать и он превращается в шепот.
Еще одна проблема заключается
в полном неумении придать своим
демонстративным выходкам характер
поступка «большого стиля», некий
глубинный смысл, обращающий заурядное
хулиганство в масштабное патриотическое
дело. Крайне невыигрышными являются,
безусловно, провалы в том, что
касается его бойцовской позиции. Никак
нельзя оппозиционному деятелю хоть
в чем-то спускать враждебной ему
власти. Крайне вредно малейшее проявление
соглашательства с людьми, которых
по всякому удобному поводу честишь
шпионами и предателями. Все эти
факторы сводят на нет более чем
очевидный артистически-
7.
Широко распространено мнение, будто харизма — это что-то врожденное, что-то такое, что дано человеку от природы раз и навсегда. Как говорится, или это есть, или
этого нет. Такая постановка вопроса, конечно нелепа. Ясно только одно, харизматическая одаренность, как и всякая другая одаренность, может проявляться в разной степени. Нетрудно построить шкалу, фиксирующую различные степени выраженности этого свойства. Существуют параметры, ее определяющие, есть, конечно, границы, внутри которых харизматические свойства надежно функционируют. Их нельзя нарушать без того, чтобы не нанести непоправимого ущерба своему имиджу, чем, однако, упорно занимаются все нам известные российские публичные политики.
В некоторых случаях происходит так, что политику везет. Будучи уже избран, он сталкивается с новыми драматическими трудностями, для преодоления которых требуются некие героические усилия. Задача разумного политика и его команды — рассчитать так, чтобы пик восприятия его как харизматической личности пришелся как раз на момент выборов.