Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 16:07, реферат
На протяжении веков действовали факторы, направленные на усиление роли религии, религиозных организаций в общественно-политической жизни: переплетение, начиная с Крещения Руси, религиозных и государственных начал, значительная роль православия в собирании и защите российских земель, развитии ряда сфер отечественной культуры, медленное развертывание до XX в. – в отличие от Запада – процесса секуляризации и др
Введение
1. Исторические, правовые и догматические факторы
2. Формы переплетения политики и религии
Заключение
Список литературы
Получает распространение религиозный экстремизм в качестве составляющей политического экстремизма. Религиозно-экстремистское движение, нередко при зарубежной поддержке (например, ваххабиты на Северном Кавказе), используют религиозные идеи в сугубо политических целях — нарушения территориальной целостности России, свержения в отдельных регионах государственной власти, навязывания клерикальных порядков.
Значителен и политический резонанс от реальных или мнимых незаконных действий ряда новых религиозных культов и движений, преимущественно зарубежного происхождения. Вокруг них наблюдается неправомерный ажиотаж, вызываемый как незаконными действиями властей разного уровня, так и усилиями западной пропаганды, да и некоторых российских граждан.
Однако большинство верующих выступает за то, чтобы все здесь решалось в рамках законности, признающей в правовом плане равенство всех религий и одновременно необходимость пресечения антиобщественной деятельности членов любых религиозных объединений.
3. Взаимодействие политики и религии осуществляется и путем использования религии в своих интересах политическими деятелями различных ориентаций, но в первую очередь, стоящими у власти.
При этом применяются различные средства:
предоставление материальных привилегий,
определенное давление со стороны власть имущих,
апелляция к общим интересам[10].
Эта форма переплетения политики и религии имеет в России давнюю традицию, проявлявшуюся и при царизме, и при советской власти.
Следуют ей и современные российские политики. Политические и государственные деятели стремятся получить (и нередко получают) благословение многих своих социально-политических начинаний, обращаются к религии в демонстративных, показных целях, добиваясь подобным образом повышения своего авторитета.
Националистические экстремистские группировки в Центре и на местах, местные элиты в своей борьбе за власть и материальные привилегии нередко прибегают к религии, усугубляя тем самым межнациональную и межконфессиональную напряженность.
Используется авторитет религии и при военных столкновениях.
Сепаратисты в Чечне и Дагестане в целях легитимизации и освящения своих действий постоянно взывают к Аллаху, ратуя «за возврат к исламскому обществу в соответствии с учением Корана», введение законов шариата.
Современная российская политическая оппозиция также стремится опираться на общественно-политический авторитет церкви, открыто провозгласив курс на стратегическое сотрудничество с ней. В Манифесте, принятом в ноябре 1998 г. II съездом Народно-патриотического союза России, сказано: «Возрождающаяся Церковь станет в нашем растерзанном смутой обществе одним из главных гарантов национального единства, защитником народных святынь и традиций, хранителем и проповедником вечных ценностей православной духовности и христианского па-триотизма…»[11].
Лидеры оппозиции выступают за то, чтобы Русская Православная Церковь с ее огромным нравственным авторитетом активнее участвовала в общественной жизни, разоблачая алчность и похоть, обличая безнравственность, вдохновляя россиян на борьбу со злом, насилием, растлением народной души.
4. Религиозный фактор присутствует в политике и в тех случаях, когда в силу конкретных обстоятельств сами верующие, участники массовых движений, обращаются к религии для оправдания своих собственных действий, для идеологического обоснования своих интересов, надежд, чаяний. При этом используется та же система аргументации, но уже в социальных и политических целях, определяемых политическими установками участников данного движения, задачами, которые они стремятся решить.
Религиозными лозунгами (христианскими, мусульманскими, буддистскими и др.) вдохновлялись широкие народные (социальные и национально-освободительные) движения от начального периода формирования Российского государства до наших дней во многих ее регионах.
В современной России обращение значительных слоев населения к религии обусловлено – среди прочих причин – недоверием (в обстановке ухудшения экономического и экологического положения, политической нестабильности, духовного, нравственного кризиса, распространения коррупции, порнографии, межэтнической напряженности и т.д.) к проводимой властями политике, к заявлениям государственных деятелей[12].
В гуманистических общечеловеческих ценностях, идеях духовности и душевной чистоты, проповедуемых религией, они видят заслон от циничной политики, от нравственного упадка, поразившего общество, видят в религии опору исконных национальных ценностей.
В этих сферах, как и в области благотворительности, милосердия, сохранения исторических памятников, воспитательной, культурной деятельности они выступают за сотрудничество общества, государства и религиозных организаций.
Заключение
Политика и религия неизменно связаны между собой многими нитями, хотя в принципе призваны разными средствами способствовать личному и общественному благу людей. Имеющийся в России солидный негативный исторический опыт смешения этих средств свидетельствует, что это обычно приводит к превращению церкви в придаток государства или внегосударственных политических организаций.
В то же время бывали случаи, когда и государство шло на поводу у интересов церкви (например, участие российского правительства в гонениях на старообрядцев). От подобного использования государства для решения собственно религиозных вопросов страдают общенациональные интересы.
И так было не только в XVII в. при патриархе Никоне, когда возникли раскол и религиозная война, в хо-де которой заживо сжигали своих же православных соотечественников, отправляли их в кандалах в Сибирь, лишали гражданских прав. Унижения и гонения имели место и в Синодальный период, и при советской власти.
Много страданий принесли России также продолжительные периоды цезарепапизма, то есть узурпации государством прав религиозных организаций. Преодолеть подобную практику «симфонии» может лишь соблюдение конституционных норм и гражданских прав, последовательное отделение государственных вопросов от религиозных, осуществление принципов светскости государства и духовной миссии религиозных организаций. В конечном счете, от этого выигрывают и государство, и религиозные организации, и все общество в целом.
Список литературы
1. Баталина В.В. Краткий курс по истории политических и правовых учений. – М.: Окей-книга, 2010. – 257с.
2. Верховский Александр. Власть и религия в современной России // Свободная мысль - XXI. 2011. №4. С.143-155.
3. Гаврилов Ю., Кофанова Е., Мчедлов М., Шевченко А. Вероисповедные различия в социальных ориентациях // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. Москва, 2010. № 1- С. 4-11.
4. Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. – М.: Норма, 2010. – 304с.
5. Мчедлов М. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. Москва, 2009. № 1 – С.15-18.
6. Митрофанова Анастасия. Политизация "православного мира". М.: Наука, 2010. С.16-20.
[1] Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. – М.: Норма, 2010.
[2] Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. – М.: Норма, 2010.
[3] Гаврилов Ю., Кофанова Е., Мчедлов М., Шевченко А. Вероисповедные различия в социальных ориентациях // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. Москва, 2010. № 1- С. 4-11.
[4] Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. – М.: Норма, 2010.
[5] Гаврилов Ю., Кофанова Е., Мчедлов М., Шевченко А. Вероисповедные различия в социальных ориентациях // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. Москва, 2010. № 1- С. 4-11.
[6] Митрофанова Анастасия. Политизация "православного мира". М.: Наука, 2010. С.16-20.
[7] Верховский Александр. Власть и религия в современной России // Свободная мысль - XXI. 2011. №4. С.143-155.
[8] Гаврилов Ю., Кофанова Е., Мчедлов М., Шевченко А. Вероисповедные различия в социальных ориентациях // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. Москва, 2010. № 1- С. 4-11.
[9] Мчедлов М. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. Москва, 2009. № 1 – С.15-18.
[10] Митрофанова Анастасия. Политизация "православного мира". М.: Наука, 2010. С.16-20.
[11] Верховский Александр. Власть и религия в современной России // Свободная мысль - XXI. 2011. №4. С.143-155.
[12] Мчедлов М. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. Москва, 2009. № 1 – С.15-18.