Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 18:00, реферат
Политика является специфической областью общественной жизни, а символика служит языком политики. Поэтому исследование сущности, содержания политической символики и ее функций имеет практическое и теоретическое значение. Научных исследований посвященных изучению роли символов в политике чрезвычайно мало, как правило, разрабатываются отдельные аспекты данной проблематики. Несмотря на актуальность изучения заявленной темы в нашей стране это политологическое направление развивается слабо. Это связанно, как представляется, с природой изучения политической символики, которую невозможно познать и изучить количественными и эмпирическими методами.
1. Введение ………………………………………………………………………3
2. Определения слова «символ» и история изучения символа…………….…4
3. Специфическая роль символов в политике……………………………..…..5
4. Природа, характер и функции политической символики……………..….14
5. Заключение ………………………………………………………………….22
Список литературы …………………………………………………..……. 23
Общепризнанно применение всеобщего
голосования для из6paния
Пpo6лeмa обустройства политического пространства с помощью символики имеет непосредственное отношение к гражданскому обществу. Исследование отношения различных социальных слоев к политической символике на протяжении долгого времени может дать ценнейшую политологическую, культурологическую и другую информацию. Oco6eннo интересно проследить изменение отношения к символам, которые существуют не одно столетие. Это флаги, архитектурные ансамбли, скульптурные памятники, различные политические термины типа "демократия", образы выдающихся деятелей.
Если говорить об отношении населения к государственной символике, как к выражению "духа" страны и ее элиты, то можно судить о степени поддержки существующего строя, эффективности той или иной политики, идеологии.
Политическая символика родственна тем видам искусства, которые оперируют не столько разумом, сколько эмоциями человека. Художественный образ, как и политический символ, весьма сложен для анализа. Поэтому, помимо рационального восприятия ("привлекает - не привлекает"), для нужного воздействия, следует учитывать психофизиологические oco6eннocти человека. Например, люди очень положительно, в эмоциональном плане, ощущают организацию пространства с помощью сочетания вертикальных и горизонтальных объектов. По оценкам психологов, они кажутся нужными для сохранения равновесия. Но и лю6oe возвышение над головой регистрируется сознанием как "вызов" человеку. Поэтому огромные здания и скульптуры (Останкинская и Эйфелева башни, статуя Свободы, нeбocкpe6ы) превратились в символы. И поднимаясь на эти сооружения, люди ощущают победу над высотой. Города феодальной Европы не случайно представляли собой "битву вертикалей", когда над домами рядовых горожан уходили ввысь башни знати. B XIII веке, в Италии, почти повсеместно побеждают городские коммуны, и победившие в 6opьбe с феодалами купцы и ремесленники, в первую очередь, разрушают гордые башни. Таково значение высоты, как знака социального и политического отличия, и демонстрация той силы, которую оказывают символы на людей. Уместно вспомнить и традиционное уничтожение штандартов побежденного врага, произведений культуры, памятников, целых городов и т.д. Разрушение символики - один из способов 6opьбы со знаками власти и силы. Но после любого уничтожения остается "символическая память": Карфаген, Бастилия, Берлинская стена, небоскрёбы Всемирного Торгового Центра ставшие символами, на века задержались в истории; то же относится и к образам выдающихся политиков. Здесь можно усмотреть "закон сохранения" политической символики, её переход из одного вида в другой, что, скорее всего, связано с двоичной, идеально-материальной природой символа.
Популярность креста и некоторых других условно-графических фигур многие ученые также o6ъяcняют особенностями человеческого восприятия. Существует концепция архитипических знаков, впечатанных в наше сознание от рождения. Этот врожденный механизм позволяет нам осуществлять семантическую обработку биологически значимой информации очень быстро и почти всегда 6eccoзнaтeльнo. Например, матричные структуры зрительного анализатора, предпочитают воспринимать в первую очередь геометрические структуры типа крест, круг, квадрат. У многих, символы неразрывно связаны с бессознательным влиянием на поведение человека в обществе.
Восприятие цвета и цветовые ассоциации тоже заложены на биологическом уровне (красный - кровь, голубой - небо, желтый - солнце и т.п.), хотя позднее, цвета сведены и в социальный контекст. Исследователи говорят об ассоциациях у людей, при виде сочетания желтого и черного цветов, знака опасности, из-за окраски леопарда - первого врага приматов. Специфику восприятия символов определяют место и время, степень развития общества, уровень образования человека и т.д.
Если из приведенной классификации, каждый тип символики представить как некий знак, то из них можно собирать "тексты", организующие политическое пространство данного общества. Этот процесс и будет характеризовать взаимодействие внутри системы данных символов, в свою очередь, связанную с прагматикой и семантикой. Однако у политических символов, конечно, нет той строгости в сочетании элементов, какую мы наблюдаем в языке. Особая задача - определить ограничения и закономерности взаимодействия типов политической символики. Отмечу, что группы символов могут быть выстроены таким образом, чтo6ы составить сообщение, в котором определенные символы функционируют аналогично частям речи, и могут существовать условные правила соединения. Это сообщение о том каковы в данной культуре основные структуры мышления, этика, эстетика, право и способы осмысления нового опыта.
В этом отношении особенно красноречив "язык" геральдики. Например: рассматривая изменения в гербе Норвегии после вступления страны в HATO (к золотистому льву добавлена секира, а когти стали чёрными), специалисты констатируют выраженный, символический акцент на том - что с того времени "политика страны исходит из доктрины опоры на силу.
Многие государства (организации), oco6eннo образованные в XX в., нарушают старинные геральдические правила, что можно охарактеризовать как попытку обновления прежних политических "языков".
Следует отметить, что политические символы, обладают свойствами взаимного притяжения, остаётся только умело их соединять. Так, политические манифестации часто бывают приурочены к какой-нибудь памятной дате, их проводят возле значительных архитектурно-скульптурных ансамблей, используя наглядно-агитационные и ритуально-процессуальные средства, музыку, транспаранты с условно-графической символикой. И обстановка благоприятствует внедрению в сознание людей символических форм идеологии, рекрутированию новых членов в те или иные организации. При этом, политическая символика, как и язык, выполняет функции коммуникации. Таким образом, осуществляется создание понятийных структур и иллюзий. Ведь важнейшее назначение политической символики - собирать "под - свои знамена" как можно больше людей. Ориентировать их на цели данной организации. Этим лишний раз доказывается, что символика - это всего лишь инструмент для политики. Но инструмент очень ценный, и поэтому, нужно научиться грамотно им пользоваться, и постоянно его совершенствовать. Не менее важно и другое: вовремя распознать использование политических символов для манипулирования сознанием и идеологических спекуляций.
Большой пласт политической символики связан с властными отношениями: "Когда oдни властвуют, другие находятся в подчинении, и появляется стремление провести различие между теми и другими в их внешнем облике, в их речах и знаках почёта".
4. Природа, характер и функции политической символики.
Исследуя природу символа, необходимо упомянуть точки зрения на данный вопрос несомненных авторитетов политической науки. Известный немецкий философ И. Кант считал символ - чувственным способом представления идей ума. А попытка же познания символа есть попытка познания прообраза либо идеи, заключенной в символе [5]. Г.В. Гегель оговаривал, что символ есть смысл и выражение смысла, но приобретая смысл он превращается в образ [6]. Природа символа заключена в единении общего и особенного: общее не есть особенное, а особенное не сесть общее, но общее и особенное есть единое целое. Такова природа символа, по мнению Ф.В. Шеллинга [7].
Представители политологической школы в своих исследованиях отмечали - в природе символа заложен некий изоморфизм природной, социальной и символической структур (К. Леви-Стросс). Символическая нагрузка на знак ложиться временно – любому обществу в определенный период времени присущи свои особенные символы – но переменить данную временность довольно сложно. Например, эмблема серпа и молота всегда будут ассоциироваться с СССР [8].
Существует множество подходов к пониманию символа, а его трактовка многозначна. В основном количестве трактовок он рассматривается как знак. Поэтому логично, что совокупность символов одного порядка рассматривают как знаковую систему либо систему символов. А говоря о знаковой сущности символа стоит заметить, что они выступают знакоподобными «потому что они могут использовать материальные построения, используемые знаками (например, слова) или материально организованные ситуации (коммуникации, изображения: жесты, пространственные фигуры, звуковые волны и т. д.), абстрактно предполагаемые нами в качестве носителей информации. Символы мыслятся нами как репрезентации не предметов и событий, а сознательных посылок и результатов сознания» [9].
Как и в любой семиотической системе, в политической символике можно рассматривать:
1) синтактику — отношение между элементами знаковой системы;
2) семантику - отношение между знаком и o6ьeктoм, который Он представляет;
3) прагматику — отношение между знаковыми системами и теми, кто интерпретирует содержащиеся в них сообщения.
Следующей особенностью символа является
то, что его природа инициирована
обществом и заложена в культуре. Культура становиться
пропитанной символическими смыслами.
Например, немецкий философ и культуролог
Е. Кассирер, известный своей работой «Философия
символических форм», относил к символическим
формам язык, религию, мифы, искусство
и даже науку. Исследователь считал, что
именно эти формы служат объединяющим
элементом общества. Человек суть «символическое
животное» - перекресток пересечения символических
форм. А сам символ – это «чувственное
воплощение идеального» [10]. Посредством
символов, как утверждает автор, возможно,
увидеть то, что называют действительностью
(реальностью) [11].
Заметим, что на рубеже 20 столетия появляются теоретические исследования символа, изучающие его политическое содержание. По мнению российского ученого А.Ф. Лосева, реальность отображается и находит свой смысл в символах, которые служат для интерпретации реальности в человеческом сознании [12]. Исследователь дает следующее определение символу - «идейная, образная или идейно-образная структура, содержащая в себе указания на те или иные отличные от нее предметы, для которых она является обобщением и неразвернутым знаком» [13].
Для полного вскрытие внутренней природы политической символики необходимо дать определение термину «символ». «Символ (греч. symbolon – знак, опознавательная примета; symballo – соединяю, сталкиваю, сравниваю) – в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия” [14]. Символ не заключает в себе одну какую-либо сущность, он служит для взаимосвязи данной сущности с множеством других сущностей. Такая связь подчинена единому закону, подводящего данную множественность к единой универсалии. «Символ – самостоятельное обладающее собственной ценностью обнаружение реальности, в смысле и силе которой он, в отличие от знака участвует. Объединяя различные планы реальности в единое целое, символ создает единую многослойную структуру» [15].
Среди элементов политической культуры выделяются политические символы, которые способствуют сплочению людей и ориентации их политического поведения. А опираясь на вышеизложенное можно сказать – политическая символика это система знаков, идей, понятий, заключающая в себе не только свое собственное значение, но и предписанное ему политикой. Говоря проще – символы, функционирующие и прикасающиеся к сфере политического. Политическая символика служит основным фактором социализации и делает акцент на ценностях более значимых для политической системы. Кроме этого символы в политике выступают средством пропаганды и утверждения, зримое выражение приверженности их носителя к определённой позиции в политике. Именно такую смысловую нагрузку несут на себе гербы государств, эмблемы политических партий, цвета национальных флагов, ордена и многое другое.
Исторически сложилось, что символ имеет общественно-политический характер. Каждая эпоха человеческой истории оставила после себя ряд символов, опираясь на которые возможно рассмотрение истории сквозь призму символики. Во все времена народы для идентификации своей общности создают свою, только им присущую символику. В наши дни невозможно представить страну, которая не была бы представлена на геополитической арене своими политическими символами. Кроме функций идентификации и социализации политическая символика, как и язык, выполняет функции коммуникации. Она осуществляет создание понятийных структур и иллюзий, поскольку главной задачей политических символов есть объединение народа страны. Они выполняют объединяющую и мобилизирующую роль, являются средством агитации. Приверженность политическим символам выявляет обозначение политической позиции, с помощью системы политических символов формирование, органзация и регулирование политической жизни.
B этом отношении, в
применении политических символ
- по горизонтали", как идентификация принадлежности к общности;
- по вертикали", как выстроенное отношение к элите.
Очевидно, в этом кроется еще одно из противоречий политики, как таковой. Знаки отличия, денежные знаки и знаки могущества, способствуют поддержанию иерархии, но при резкой смене основных символических ориентиров (революции, реформы) такие символы, могут превратиться в ничто. Поэтому считается, что активизация политического символизма приходится на переходные периоды истории, связанные с нестабильностью общественно-политического устройства. "Количество" политической символики, как основы идеологии, как средства идентификации и консолидации общности развивается прямо пропорционально росту материальной и духовной культуры (мы с Вами уже рассматривали символику, как связующий элемент, между идеалом и материей) и зависит от общественных потрясений только в этом контексте. Объём политической символики возрастает пропорционально увеличению населения планеты. Каждый человек несет свой, особый символический багаж, группы образуют новые организации, со своей символикой, разрабатывают новые идеологии и модифицируют старые, и это предполагает применение тех или иных символов. Людьми создаются материальные ценности, которые включаются в процесс символизации. Разумеется, какие-то знаки, переставая быть символами, переходят в разряд забытых, и уступают место другим, новым знакам.
Таким образом, необходимый o6ъeм политической знаковой системы, соответствующий структурам идеологий и материальной культуры в конкретном обществе, неизбежно будет заполнен. Политика не терпит знаково-символьного вакуума. Ядерное противостояние, носило в основном символический характер, тоже можно сказать о противостоянии между капитализмом и коммунизмом, Востоком и Западом. На место одних символьных форм приходят другие. Сейчас активизировались религиозные течения, появляются новые конфессии, новые идеологии, в их основе - те же символы. Символика служит и войне, и миру.