Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 16:09, контрольная работа
Вместе с тем идеология может быть рассмотрена как определенная система производства, распределения и потребления духовных продуктов, которая включает в себя систему идей, идеологические отношения субъектов по поводу создания и реализации элементов общей системы, деятельность идеологических институтов в процессе идеологического воздействия, а также объекта и субъекта идеологического воздействия – человека (коллектив). В таком качестве идеология является элементом социально-психологической практики общества (коллектива, человека).
Введение………………………………………………………………… 4
Политические идеологии: уровни, функции и типы………. .5
2.Роль идеологии в истории становления и развития
государства……………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………...21
Список используемой литературы…………………………………..22
Рассмотрим национализм. Часто это понятие воспринимается негативно, что, по существу, не совсем верно. Можно говорить о наличии двух типов национализма: созидательного и разрушительного. В первом случае он способствует сплочению нации; во втором — направлен против других народов и несет угрозу не только для чужого, но и для своего общества, превращая национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь.
Принято считать, что этническое происхождение — это самая обшая характеристика, объединяющая нацию. Если люди говорят о себе как о якутах, русских, евреях и т. д., значит, они указывают на этнос, но когда называют себя россиянами, то включают в это понятие политический компонент — гражданство. США, Россия или Швейцария, например, включают несколько этнических групп. И наоборот, люди, принадлежащие к одному этносу, могут проживать в разных странах. Немцы живут в ФРГ, Лихтенштейне, а у австрийцев и швейцарцев — германское происхождение. Нацией является совокупность разных этносов, тесно взаимодействующих, объединяющихся в границах данной страны и отождествляющих себя с ней.
В идеологии национализма происходит слияние идеи этноса с идеей страны для этого этноса. На данной основе возникают движения, настойчиво требующие совмещения политических границ с этническими границами. Национализм может согласиться с присутствием «ненационалов» во имя нации или ратовать за их ас- си милицию, изгнание, даже уничтожение. Большинство исследователей настаивают на патологической природе национализма, его страхе перед инородным и оттого ненависти к нему, на близости к расизму и шовинизму. Тем самым национализм превращаемся в одну из наиболее опасных современных идеологий.
В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, защищающих интересы отдельных социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства и призывает к интеграции населения вокруг целей национального возрождения.
Фашизм (от ит. fascio — пучок, связка) — это идеология, пропагандирующая шовинистический национализм, дополняющийся расизмом и антисемитизмом. Одни исследователи считают фашизм единым феноменом, другие исходят из того, что в каждой стране развивался свой, специфический фашизм. Классические образцы — итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм). Фашисты были не только крайними националистами, но прежде всего радикальными государственниками. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем — воплощение группового сознания.
Исторические формы фашизма были вызваны к жизни глубоким экономическим кризисом конца 20-х гг. XX в. В этих условиях классические либеральные ценности перестали быть основными мотивами человеческой деятельности и факторами интеграции общества. Процессы обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значительных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. В такой ситуации вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку национальное самосознание ее населении было более всего унижено поражением в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Немецкая модель фашизма отличалась высоким уровнем тоталитарной организации и откровенным расизмом. Несмотря на поражение Германии в 1945 г. и запрет этой идеологии, фашизм время от времени возникает вновь в виде неофашистских партий. Экономические трудности, межнациональные противоречия и другие кризисные феномены провоцируют неофашистские проявления.
Анархизм занимает во многом противоположные фашизму позиции в отношении государства. Анархизм (греч. anarchia — безначалие, безвластие) — это:
Ряд анархистских идей появился еще в античные времена. Но развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем В. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию общества без государства. Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845). Он предложил эгоистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и в обмене товарами между независимыми производителями.
В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители. М. А. Бакунин отстаивал («Государственность и анархия», 1873) идею революционного уничтожения государства и создания свободной федерации крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма). П. А. Кропоткин на основании сформулированных им биосоциальных законов взаимной помощи призвал («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920) перехолить к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).
Современные формы анархизма отличаются большим разнообразием. Сегодня в литературе можно встретить упоминания об анархизме экологическом, контркультурном, этнонациональном и т. д. Явный неоанархистский потенциал имеет движение антиглобалистов (один из идеологов — итальянец Т. Негри).
2. Роль идеологии в истории становления и развития
государства
Поиск национальной идеологии на современном этапе развития государства приобретает особую актуальность в связи с глубокими
изменениями социальной и экономической структуры общества. В настоящее
время рассматриваются различные аспекты этой проблемы, в связи с чем ретроспективное рассмотрение процесса формирования национальной идеологии представляет несомненный интерес, что составляет содержание данной статьи.Процесс формирования национальнойидеологии в рамках отечественной духовнополитической мысли прошел долгий путь развития. Началом его можно считать дошедшие до нас русские литературные памятники XI–XIII вв., в которых, наряду с описанием различных сторон политической жизни, вполном объеме поставлены важнейшие для того времени вопросы о единстве, национальной независимости и величии русского государства. Генезис русской национальной идеологии в духовно-политической мысли принято связывать с возникновением и развитием Древнерусского государства. В XI–XII вв. Древнерусское государство переживало свой политический и культурный расцвет. Принятие христианства, распространение письменности и активная политико-правовая жизнь способствовали развитию русского духовно-политического мышления и национальной идеологии. Принятие Русью христианства обусловило ситуацию выбора цивилизационной альтернативы, стоявшего перед государством. Выбор восточного христианства, византийского православия Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития государственности и идеологии. Постепенно в государстве складывались политические, экономические и культурные институты, подобные византийским: авторитарная государственная власть, господствующая над церковью и обществом; использование религии для поучения человека, а не для объяснения мира; стремление воплотить в
мирской жизни божественный идеал. Заслугаправославия заключалась в том, что оно обусловило духовное единство русского народа –ядра российской государственности. В древний период зародились духовно-политические концепции, которые, эволюционируя, сохранили свою значимость вплоть до
XX столетия. Именно тогда сформировалась и функционировала самобытная версия древнерусского христианского государства, генезис которой был связан с происхождением династии Рюриковичей от римского императора Августа. В русской культуре уже в XI в.появляется осознание богоизбранности русских, уравнивавшее их с византийцами, претендовавшими на политическое господство в
Восточной Европе. Древняя Русь приобрела то единство языка, власти и веры, которое позволило ей восстановить свою целостность после распада государства, а также сохранить его в ходе расселения, колонизации земель.
В этот период, несмотря на феодальную раздробленность и предпочтение местных политических интересов общим, было сформировано национальное самосознание.В политической мысли Древней Руси особое место заняли темы церковно-государственной независимости, суверенности Российского государства, концепция государя-самодержца, то есть Государя, властвующего самостоятельно, единодержавно над всей подвластной ему землей. Фундаментальной политической идеей в отечественной мысли
явилась идея великодержавности, которая прошла через всю последующую российскую историософию и отголоски которой слышны до сих пор. Так, в «Слове о Законе и Благодати» (1051 г.) киевского митрополита Илариона
дается первое в истории русской мысли утверждение исторической миссии России, определение ее места во всемирной истории. Иларион отвергает идею богоизбранности лишь одного народа – древних евреев.Он, как пишет академик Д.С. Лихачев, «излагает учение о равноправии всех народов, свою теорию всемирной истории как постепенного приобщения всех народов к культуре христианства. Используя уже известный в патристике сюжет о соотношениях Ветхого Завета (Моисеев закон) и Нового Завета (Христова благодать), автор противопоставляет их и выводит два различных принципа общественного устройства. На первом – «законе» – основывается подчинение народов друг другу, на втором – «благодати» – их полное равноправие. Характеризуя Киевскую Русь как общество, основанное на
принципе «благодати», митрополит Иларион стремится теоретически обосновать государственную самостоятельность и международную значимость Русской земли. Причем, вопреки христианскому нигилистическому отношению к языческому периоду истории и культуры, Иларион не подчеркивает различия русской жизни до и после 988 года. Скорее, он следует идее преемственности, поскольку воздает хвалу князьям, стоявшим у истоков национальной государственности и много сделавшим для объединения славяно-русских племен. Он вспоминает «старого Игоря» и
«славного Святослава», которые «мужеством и храбростью прослыли во многих странах и победами и силою поминаются ныне и славя-
ти» .Исторический экскурс Илариона следует понимать шире: на факты политической истории он смотрит через призму национального самосохранения перед лицом византийского старшинства, которое начина-
лось с попыток денационализации русской культуры. Сочинение Илариона пронизано предчувствием великого будущего Русской земли. Это своеобразный исторический оптимизм, он противостоит фатализму (то есть
идее заданности, предопределенности судьбы народов), который пронизывает Ветхий Завет. Там все как бы заранее предугадано. Спасе-
ние ожидает лишь один народ. «Слово» открывает такую возможность для всех христианских народов, в том числе и русского.В «Слове о Законе и Благодати» Иларион стремится показать международное положение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран. Говоря о князях Киевской Руси Игоре,Святославе, особенно о Владимире, Иларион отмечает: «...ибо не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышна всеми четырьмя концами земли» Иларион характеризует Владимира как «единодержца всей земли», сумевшего «покорить под ее окружные страны» (в данном случае – части русской земли).Власть великого князя крепка и основана на «правде». В Ярославе Иларион видит преемника великих дел Святослава и Владимира.Трактат Илариона был высоко оценен современниками и потомками. Комплекс фи-
лософских, духовно-политических и юридичес-ких проблем, затронутых в нем (представление о статусе духовной власти и ее носителе, законности происхождения и реализации властных полномочий, моральном облике вели-кого князя, ответственности за управление страной, мирном курсе внешней политики),разрабатывались в русской философской литературе в течение ряда столетий. А разработанная Иларионом идеология единодержавия заняла ключевое положение в киевской политической мысли XI–XII веков. Дальнейшее развитие русская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха (1053–1125), который явился идеологом единодержавия и объединения русских земель. В «Поучении» он рассматривает проблему организации и осуществления верхов-
ной власти в государстве как долга и служения народу. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с
Советом дружины, не допускать в стране «беззакония» и «неправды», правосудие вершить «по правде». Судебные функции Мономах предлагал осуществлять великому князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения. Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни: «Ни права, ни крива не убивайте и не повелевайте убити его». Даже если по тяжести своих деяний кто и будет достоин смерти , все равно «не погубляйте некоторая же хрестьяны». Принцип не «мстить» рассматривался в «Поучении» не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений. Мономах разрабатывает поставленную еще Иларионом проблему ответственности великого князя перед подданными. О ней он говорит при разрешении вопроса об управлении страной, организации правосудия и необходимости военных действий. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн, поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направлять усилия на поиски путей
достижения мира. Все споры возможно разрешать «добром» в том случае, если недовольные князья напишут «грамоту» со своими притязаниями. С теми же, кто жаждет войны («мужами крови»), достойным князьям не
по пути, ибо месть не должна быть определяющим мотивом в политике.
Традиции русской национальной идеологии в духовно-политической мысли домонгольского периода нашли свое выражение в произведении «Моление Даниила Заточника» (XIII в.). Основными мотивами этого произведения явились укрепление сильной великокняжеской политической власти, способной преодолевать внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от завоевателей, а так-же тревога за судьбу Родины перед лицом надвигающейся внешней опасности. Поддержка Даниилом сильной великокняжеской власти предполагала ограничение полномочий ме-
стных феодалов, что соответствовало главной задаче того времени – объединению всех русских земель под властью великого князя.
Митрополит Иларион был первым русским идеологом, обратившимся к проблемам осмысления истории и развития элементов исконно русской культуры.
Сначала Русь раздирали многочисленные княжеские усобицы, затем последовало монголо-татарское нашествие, поработившее Русь на долгие 250 лет, агрессия со стороны западноевропейских государств, поддерживаемых Римско-католической церковью, которая надеялась подчинить русские
княжества своему духовно-политическому влиянию. В этих сложнейших условиях перед русским народом встали новые исторические и политические задачи. Они нашли отражение в русской национальной идеологии, явив -шейся основой становления, формирования и развития Русского государства X–XV веков. Если в домонгольский период в отечественной политической мысли звучал призыв к объединению русских земель, разорванных
междоусобицей, ввиду грозившей внешней опасности, то теперь в качестве основной выдвигается задача освобождения Руси от иноземных захватчиков, которая определяет русскую мысль и общественную жизнь на протяжении XIV в. и значительной части XV века. Тема места Руси во всемирном историческом процессе по-прежнему оставалась важнейшей, но появилась ее новая трактовка. Возникла и получила широкое распространение идея гибели Руси. Ранее, когда Русь была могущественной державой, этой идеи просто
не могло существовать. Начиная с XIII в. идея гибели Руси становится одной из главных в отечественном национальном сознании.Даже позднее, когда Русское государство вновь вернуло себе былое могущество, в политической мысли всегда подсознательно подразумевалось, что существует возможность
новой гибели Русской державы. И уже исходя из этой возможности выстраивалась иерархия других общественно значимых идей.Причину гибели Руси отечественные мыслители видели в одном – это Божья кара