Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 17:41, курсовая работа
Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.
Как и для абсолютной монархии дуалистической
типичен авторитарный политический режим.
Государственный же режим может характеризоваться
как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая
монархия есть выражение компромисса
между властвующей феодальной верхушкой
общества и остальной его частью, в котором
преобладание все же остается за монархом
и его окружением.
Парламентарная форма правления существует обычно в высоко развитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и т.д.)
Здесь наблюдается развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократической или, по крайней мере, либеральный демократический режим.
Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партии, таким большинством располагающей.
Монарх при данной форме правления «царствует,
но не правит». Правом вето в отношении
законов, принятых парламентом, даже когда
оно ему принадлежит, он либо на практике
не пользуется, либо осуществляет это
право по указанию правительства. Как
правило, он лишен возможности действовать
самостоятельно, и все исходящие от него
акты обычно подготавливаются правительством
и контрассигнуются (скрепляются) его
главой или соответствующим министром,
без чего не имеют юридической силы.
Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность, а данный акт монарха, ибо сам монарх неответственен (в Великобритании это выражается принципом « Король не может быть не прав»),
Главный отличительный признак парламентарной монархии политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в
отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако, обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ. Если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.
Такая система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство» Такая ситуация традиционно существует, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993г. сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.
Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония ) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность.
Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако, на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.
Следовательно, при одной и той же форме правления парламентарной монархии возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.
Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.
Три разновидности монархической формы правления представляют только основную классификацию. Наряду с ними, а также в их рамках существуют и другие. Выше Я уже упоминала о выборной монархии в Малайзии, где пост главы государства выборный, но его фактически занимают по очереди в соответствии с особым списком султаны 9 штатов из 13 (в 4 штатах нет султанов, их представители участие в коллегии выборщиков не принимают). Отчасти похожий порядок существует в Объединенных Арабских Эмиратах, но
здесь во главе государства находится «коллективный монарх»- совет правителей (эмиратов) семи членов Федерации, которые его выбирают своим председателем тоже на пяти летний срок одного из них. В отличие от Малайзии
на практике постоянно избирается правителей крупнейшего эмирата Абу- Даби.
По конституции он выполняет главным образом правительские функции от имени Объединенных Арабских Эмиратов, но в реальной жизни его роль гораздо весомее, если учесть, что Абу- Даби- крупнейший эмират, он занимает 86% территории федерации.
Особая форма монархии, существующая в ряде мусульманских стран связана с концепцией халифата- справедливого государственного строя, который, по преданию, был основан пророком Мухаммедом. В замощении поста монарха здесь особая роль принадлежит семейному совету правящей семьи - неофициальному, но очень важному учреждению. Он определяет правопреемника монарха (не всегда это старший сын), может заставить монарха отречься от престола (это имело место в последние десятилетия в Саудовской Аравии). В управлении государством применяется концепция аш- шура (консультации правителя с авторитетными людьми, ибо в мусульманской доктрине считается, что выборы- не самый надежный институт: выбранными могут быть не самые достойные). Характерными чертами этой формы являются: институт Маджилиса- право доступа любого мусульманина со своими нуждами к правителю (практически это осуществляется не всегда, раз в неделю, а иногда ежедневно просьбы принимает особый чиновник, хотя нередко сам правитель и особенно члены его семьи выслушивают посетителей);
неравноправие граждан в отношении занятия государственных должностей. Многие стороны этой монархии имеют цель укрепления единства уммы- мусульманской общины. Этому служит и тот факт, что монарх, как правило, является высшим духовным лицом государства - имамом. Данная форма монархии в своей основе - теократическая.
Своеобразная разновидность монархии
существует в странах тропической Африки
и Океании, где сильны пережитки патриархального
строя. В этих странах (Свазиленде, Тонга
и др.) особое значение имеют различные
советы племенных вождей, а общегосударственный
совет вождей преемника монарха.
Наконец, особая разновидность монархии существует в некоторых государствах- членов Британского Содружества (многие его члены- республики). Обычно это мелкие островные государства, бывшие колонии (Антигуа и Барбуды, Барбадос, Ямайка и др.), которые имеют своим главой монарха Великобритании, представленного в этих странах генералом- губернатором. Последний практически назначается правительством не Великобритании, а данного государства, хотя это назначение подтверждается британским монархом. По существу, эта своеобразная форма парламентарной монархии.
В целом институт монархии- это феодальный
пережиток, а для некоторых стран- пережиток
еще более древних традиций. Однако, как
отмечалось, в развитых странах сколько-
ни будь существенного влияния на политическую
жизнь этот институт не оказывает, хотя
и здесь при соответствующих условиях
могут быть использованы в тех или иных
целях резервные, «спящие» полномочия
короля- такие, которые перечислены в конституции,
но им не пользуются. Но они могут быть
гальванизированы при чрезвычайных обстоятельствах.
Таким образом, монархическая форма правленияв
тех или иных целях зависит не сколько
от конституционных положений, сколько
от личности монарха, от традиций страны,
от отношения ее населения к монарху.
Республика
и ее виды
В отличие от монархии при
республиканской форме
Республиканская форма правления использовалась в древнем мире (например, демократическая республика в Афинах и аристократическая – в Риме), республиками являлись многие города государства в средние века (Дубровник в Югославии, Бремен - в Германии). Но наиболее широкое распространение эта форма получила в Новое время, после победы буржуазных революций. Первой республикой, связанной с такими революциями, стало США.
Республика - наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего органа, включая главу государства, в конечном счете основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.
Дело в том, что существуют извращенные
разновидности республики, характеризующиеся
не легитимностью власти. Например, когда
в стране происходит государственный
переворот, который ставит во главе государства
единоличного диктатора (он может называться
как угодно - президентом, координатором,
вождем, генеральным секретарем и т. д.)
или группу диктаторов (хунту), форма правления
официально может провозглашаться или
оставаться республиканской, но ее демократическая
суть выхолащивается. Это происходит и
в том случае, когда законно избранное
или назначенное должностное лицо (президент,
премьер-министр и т. д.) захватывает не
принадлежащие ему по конституции полномочия,
отказывается оставить свою должность
по истечении срока полномочий, - словом,
когда узурпирует власть. Так поступили
А. Гитлер в Германии в 1933г., Ж. Мобуту в
Заире (тогда - Конго) в 1960г.,
А. Пиночет в Чили в 1973г. Примеры, к сожалению,
можно значительно умножить. Есть и примеры
такой замены монархии республикой, которые
означают ликвидацию существовавшей при
монархии демократии.
Например, социалистические республики
служили и служат прикрытием единоличной
диктатуры генерального (первого секретаря)
партии (ее центрального комитета) или
групповой диктатуры политбюро ее центрального
комитета. Генеральный секретарь может
при этом занимать должность президента,
а может не занимать никакой государственной
должности, осуществляя свою громадную
власть неформальным образом, как это
долгое время делал И.В. Сталин.
Известны парламентарные и президентские
республики.
При парламентарной республике также возможны два государственных режима- парламентарный и министериальный.
Чисто парламентарных республик не так уж много. К ним можно отнести Германию, Венгрию, Италию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию некоторые другие. В тех странах где многопартийность обуславливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы. В Италии, например, правительство удерживается у власти в среднем меньше года, хотя партийный состав правительств обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны.
Достоинством парламентарной республики является единство высших элементов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее парламентским большинством. До тех пор, пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет не значительную роль; исполнительная власть является по сути продолжением законодательной и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.
Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость.
При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут предстать частью парламентской коалиции большинства. Это может оказаться не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти. Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство, т.е. эффективность, стабильность парламентских форм правления зависит от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной или пропорциональной системой.
Как уже говорилось, в современных условиях «чистые» формы президентских парламентарных республик значительно редки. С одной стороны, в президентских республиках предусматриваются некоторые ослабленные формы политической ответственности министров (но не кабинета в целом, поскольку его возглавляет президент, не несущий ответственности перед парламентом), с другой стороны возникают гибридные формы полу президентских, полу парламентских. Первый путь характерен для отдельных стран Латинской Америки (это Венесуэла, Перу, Уругвай, Колумбия и др.), где конституциями предусмотрена ответственность министров перед парламентом. « Второй путь создания смешанных, гибридных форм был указан французской конституцией 1958 года и со значительными изменениями воспринят Грецией(1975), Португалией (Конституция 1976 г. до последующих изменений) и т. д.