Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 07:57, курсовая работа
Ангела Меркель симпатична избирателям тем, что не выделяется женской красотой и харизмой, и тем, что она достигла вершины политической карьеры, перешагнув критический для женской карьеры возрастной порог в 50 лет. Внешне Меркель является отражением среднестатистического немецкого избирателя, в этом кроется секрет её персональной электоральной привлекательности. Однако амбиции, конъюнктурность и работоспособность этой женщины резко выделяют её на общем фоне, а неприметная внешность и отсутствие харизмы, по моему мнению, стали для неё отличной маскировкой от опасных конкурентов на пути к посту канцлера. На посту канцлера она ведет грамотную внешнюю политику: поддерживает курс США и в тоже время сохраняет крепкие российско-германские отношения.
Предисловие
Краткая биография
Политическое восхождение
На пути к канцлерству
Канцлер Берлинской республики
Политический стиль и личные особенности
Список литературы
Многие женщины восприняли избрание Ангелы Меркель федеральным канцлером Германии как личную победу. Она симпатична им тем, что не выделяется женской красотой и харизмой, и тем, что она достигла вершины политической карьеры, перешагнув критический для женской карьеры возрастной порог в 50 лет. Внешне Меркель является отражением среднестатистического немецкого избирателя, в этом кроется секрет её персональной электоральной привлекательности. Однако амбиции, конъюнктурность и работоспособность этой женщины резко выделяют её на общем фоне. А неприметная внешность и отсутствие харизмы стали для неё отличной маскировкой от опасных конкурентов на пути к посту канцлера.
Канцлер Берлинской Республики
По приходу к власти Меркель проявила политический прагматизм. Сначала она выделила ряд основных тем, в которых коалиционные партнеры могли бы достичь соглашения. Так, она видела возможность договориться о реформе налогообложений предприятий, реформе здравоохранения, консолидации бюджета, более позднем начале пенсионного возраста. В то же время она не предполагала ставить на повестку дня вопросы, которые заведомо бы вызвали отрицательную реакцию социал-демократических партнеров по коалиции и заблокировали бы работу правительства.
Некоторые мероприятия во внутренней политике:
Вопреки ожиданиям критиков «большая коалиция» оказалась пусть и столь эффективной, как прежние правительства, но, во всяком случае, работоспособной. Успешная работа коалиции зависит от способности Меркель к компромиссам и в то же время к сильному руководству. Данные опросов показывали, что немецкие избиратели не любят споров между коалиционными партнерами и считают, что демократия функционирует только при сильном правительстве. Чем больше государственного опыта набирается Меркель на посту канцлера, тем более оказывается она в состоянии возвыситься над партийными интересами во имя общегерманских, особенно, если речь идет о внешнеполитических задачах.
Внешняя политика Ангелы Меркель
Во внутренней политике Меркель бывает иной раз очень сложно «отрешиться» от своей партии. Однако в ее внешней политике доминирует общегерманское измерение, поэтому Меркель становится все более самостоятельной по отношению к США, более реалистичной в отношениях с Россией и более терпимой в вопросах «европейского будущего» Турции.
Меркель производит за рубежом преимущественно положительное впечатление, прежде всего благодаря своему спокойствию, обстоятельности и готовности к поиску взаимоприемлемых решений. «Эмоциональная бедность», за которую ругали ее однопартийцы, во внешней политике обернулась дипломатичностью и сдержанностью, выгодно подчеркивавшими ее компетентность. Последовательность, прагматичность и настойчивость тоже служили Меркель хорошую службу. Не случайно наблюдатели считали внешнюю политику «украшением большой коалиции».
В 2007 году к Германии перешло председательство в ЕС. В качестве его основных целей Меркель назвала «возобновление конституционного процесса», усиление экономической конкурентоспособности Европы, продолжение структурных реформ на европейском и национальном уровнях, возрастание роли Европы на мировой арене, в том числе в определение направлений процессов глобализации.
Одним их важнейших достижений Меркель в период германского председательства в ЕС явилось подписание в конце декабря 2007 года на встрече в Лиссабоне нового Договора, регулирующего порядок функционирования расширившегося ЕС. Меркель была убеждена, что Договор Европе необходим: «Этот Договор обеспечивает институционное обновление. Он предусматривает более действенную защиту основных прав. Он четче делит полномочия и усиливает роль национальных парламентов. В нем укрепляется единая правовая политика ЕС, а также его внутренняя и внешняя политика».
За год своего президентства Ангела Меркель проделала огромную работу, сводя воедино интересы больших и малых членов ЕС и не поддаваясь на политические провокации. Лиссабонский договор вступил в силу 1 января 2009 года после ратификации его всеми 27 членами ЕС. Его принятие спасло Европу не только от институционального кризиса, но и от кризиса доверия к дееспособности Союза.
Перед своим первым визитом в Россию в начале 2006 года Меркель выразила обеспокоенность состоянием демократии в России, предостерегла от «энергетической зависимости» и сказала, что «дружба» с Россией пока что невозможна, а возможно только «стратегическое сотрудничество». Эта стратегия оправдана. Прочное, развернутое в будущем «стратегическое сотрудничество» в условиях нынешних политических реалий и для России, и для Германии значительно более полезно, нежели некая гипотетическая «дружба».
Политический стиль и личные особенности
Есть целый ряд особенностей, присущих только Ангеле Меркель, причем некоторые из них существенно отличают ее от профессиональных западных политиков, будь то христианские демократы или же «зеленые». Эти особенности присущие Меркель определяют ее политическое поведение и помогают лучше понять ее политический стиль.
Сдержанность, логичность, умение убеждать
Первое, что бросается в глаза, - естественность политического поведения Меркель. Она старалась убеждать не эмоциями и не рассчитанными на СМИ эффектами, а деловыми, сущностными аргументами, как и всякий ученый, надеясь, что логика – самое лучшее оружие в любом споре. Однако в обществе, приученным к раскрутке политического общества с помощью СМИ, решающим было умение подать себя в выгодном свете перед телекамерами, в чем Меркель поначалу проигрывала опытным мастерам медийной инсценировки. Поэтому сторонники Меркель нередко упрекали ее в «неспособности установить эмоциональную связь с избирателями».
Меркель завоевывала свои позиции в политике не благодаря эмоциям, а содержательной работой, интеллектом и постоянством убеждений. Она не принадлежит к тем политикам, кто сразу, мощным эмоциональным натиском, завоевывает сердца – она убеждает постепенно, и как раз поэтому и симпатии, испытываемые к ней избирателями, более обоснованы и стабильны.
Сдержанность и деловитость также срослись с образом Ангелы Меркель, что стали частью ее имиджа. Журналисты, шутя, называют ее «народной педагогиней» за способность доходчиво объяснить «базису» сложные темы. Иной лидер, не доверяя способности избирателя судить о важных политических вопросах, апеллирует к их чувствам, красиво подавая себя «хорошего». Сила же Меркель – в ее способности дойти до избирателя, используя интеллект, логику, четкую аргументацию, затрагивая не столько эмоции, сколько разум.
Лотар де Мезьер, один из многих разочарованных кажущейся «неблагодарностью» Меркель, вспоминал: «Мне кажется, у Ангелы проблемы со всеми, кто когда-то помог ее карьере». Эта оценка показывает обманутые ожидания – поддержка в политической карьере предполагает, по мнению многих политиков, если уж не постоянную лояльность, то хотя бы ответную благодарность. Однако политический стиль Меркель показывает, что эти чувства она воспринимала как личные и проводила четкое различие между ними и интересами дела. Многие молодые политики сделать карьеру на путях личной преданности шефу – Меркель же делала карьеру на путях преданности делу, вне личных чувств и, возможно, даже не осознавая, что их от нее ожидают. Судя по ее политическому поведению, она полагала, что лучшей благодарностью тем, кто помог ей «продвинуться» на министерский или партийный пост, является честная работа с полной самоотдачей. Ожидать от нее личной благодарности, лояльности и поддержки в ущерб интересам партии не было смысла.
«Женщины», «Восток» и общегерманский кризис
Один из критиков Меркель, анализируя ее предвыборную борьбу и печальные результаты выборов, возмущался тем, что в ходе предвыборной кампании она не использовала ни одного из своих неоспоримых преимуществ: ни того, что она женщина, ни того, что с Востока. Между тем неоспоримым преимуществом Меркель является как раз то, что эти – не зависящие от ее таланта и политических способностей – качества она ни разу своим «преимуществом» не назвала и в своей политической жизни не использовала. Несомненно, они помогли ей в ее партийной карьере – молодая женщина из ГДР оказалась «в нужное время в нужном месте». Меркель не соглашалась с известной феминисткой Эллис Шварцер, возлагавшей особые надежды на «женщину-канцлера» и ожидавшей некоего особого, женского политического стиля. Меркель же утверждала, что быть женщиной – это не программная установка. Действительно, делать в борьбе политических партий ставку на свой пол – значит, по сути, отрицать все эти партии вместе с их программами. Что же касается восточногерманского происхождения, то на нем можно играть лишь в локальной политической борьбе. На общегерманских выборах происхождение не будет играть решающую роль.
«Серая мышка» и мужское тщеславие
Следующая особенность политического стиля Меркель – извлекать пользу из того, что противники недооценивают ее. Позже она признавалась, что пока коллеги в западногерманском ХДС считали ее «безобидной», она могла спокойно просчитать возможные варианты политического восхождения. Первыми своими успехами она в немалой степени обязана тому, что на начальных этапах потенциальные соперники недооценивали ее способности. Например, ее способность «освоить» и присвоить любую политическую тему – будь то «дела женщин и молодежи», экология, атомная энергетика – работать настойчиво, последовательно, до тех пор, пока проблема не будет решена. Способность находить компромиссы для всех – и извлекать из них пользу для себя. И, наконец, как отмечают многие политики, - способности играть на мужском тщеславии.
Именно лидеры партии, называвшие Меркель «серой мышкой с Востока», «женщиной по квоте», снисходительно покровительствовавшие ей, смеявшиеся между собой над ее прической и одеждой, над ее непривычной для западных политиков естественностью, считавшие, что ей еще учиться да учиться, - именно эти недооценивавшие ее и на этом пострадавшие интерпретировали свое партийное поражение как личную обиду.