Творчество Саврасова на занятиях в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 09:14, контрольная работа

Описание работы

Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца третьей гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» — Соврасов (в частности, А. К. Саврасов — так писал свою фамилию до середины 1850-х годов).
В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса и которое окончил в 1854 г.

Файлы: 1 файл

саврасов.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

1.Биография.

Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца  третьей гильдии Кондратия Артемьевича  Саврасова. Отец и сын некоторое  время писали свою фамилию через  «о» — Соврасов (в частности, А. К. Саврасов — так писал свою фамилию  до середины 1850-х годов).

В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные  способности к живописи. Вопреки  желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик  в 1844 поступил в Московское училище  живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса и которое окончил в 1854 г.

Летом 1854 года Саврасов работает у Финского залива под Петербургом, а на осенней выставке в Академии художеств показывает две картины, «Вид в окрестностях Ораниенбаума»  и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые ему было присвоено звание академика.

Осенью 1857 года Саврасов женился на Софье Карловне Герц —  сестре учившегося вместе с ним художника  Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога  и историка искусства Карла Герца. В браке родилось четверо дочерей. Одна умерла в детском возрасте от скарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле, две другие — Вера (р. 1861) и Евгения (р. 1864). В конце 1870-х годов брак распался.

В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвует в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 — в академических выставках. Его картины также появляются на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года, а также на всероссийской выставке в Москве в 1882.

В начале 1880-х женился  во второй раз на Евдокии Матвеевне  Моргуновой, с которой прожил до конца жизни. В этом браке у Саврасова родились ещё двое детей — сын Алексей и дочь Надежда.

 Могила А.К. Саврасова на Ваганьковском кладбище

 

 

2. Творчество  художника.

 

В конце 1870-х Саврасов тяжело заболевает, в его творчестве все более становятся заметны  мрачные мотивы. Последние годы художник провел в нужде. Он умер в одиночестве 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве, в больнице для бедных.        Становление художника происходило очень быстро. Уже в 1848 году он не только "копировал с Айвазовского, написал два небольшие вида с Воробьевых гор", но и был отмечен в отчете Московского художественного общества как ученик, "представивший лучшие эскизы". В следующем, 1849 году он по совету Рабуса и на средства мецената И.В. Лихачева совершил поездку на Украину, результатом которой стал ряд работ, заставивших критиков говорить о молодом живописце как о надежде русского искусства. А еще через год Совет Московского художественного общества счел его мастерство достаточно зрелым для завершения обучения и получения звания художника, присвоенного Саврасову за "Вид Московского Кремля при лунном освещении" (1850, частное собрание, Москва) и "Камень в лесу у Разлива" (1850, ГТГ). В этих работах уже в полную меру стала ощутима присущая душе этого высокого, физически сильного, но скромного и стеснительного купеческого сына чуткость к красоте, способность возвышенно-поэтически и в то же время бесхитростно-правдиво чувствовать и воплощать на холсте образы природы.

    Чрезвычайно  интересны в этом плане "виды  из окрестностей московских", исполненные Саврасовым летом  1850 года в имении его покровителя  И.Д. Лужина Кузьминки близ  станции Влахернская (ныне - Икша).

    Один из  них, умиротворенный, отличающийся  точностью и красотой передачи  предвечернего освещения, "Вид  в окрестностях Москвы с усадьбой  и двумя женскими фигурами" (ГТГ) наглядно свидетельствует  о близости Саврасову традиций Венецианова и его учеников, создававших произведения "тихие и беспорывные, как русская природа" (Гоголь о "деревенских" стихотворениях Пушкина). Но если у Венецианова поэтика носила более идиллический, условный характер, то Саврасов, сохраняя поэтичность мировосприятия, переводит изображение из "бытийственного" плана в реально-бытовой.

    Исполненная  в том же имении работа "Камень  в лесу у Разлива", быть может,  несколько неуклюжа по композиции, но очень привлекательна ощутимым  в ней непосредственным, каким-то аксаковским интересом к жизни таинственного тенистого лесного уголка, пафосом первооткрытия подробностей жизни природы.

    Художник запечатлел  огромный камень, на котором среди  деревьев, на фоне синего неба, стоят, заглядывая в тенистый  овраг, два ребенка: барчук, сын владельца усадьбы, и деревенский мальчик, сын кормилицы в семье Лужиных. (Первоначально принадлежавшая Лужину, работа уже в советское время хранилась у потомков этого самого мальчика и лишь в 1949 году была приобретена Третьяковской галереей.)

    Картина чрезвычайно  привлекательна и необычна для  своего времени живо переданным  в ней пафосом "открытия" природы, приближения к ее подробностям. Художник внимательно "лепит"  кривые стволы, передает разнообразные  формы прячущихся в тени камней, трав и грибов. При том, что в картине ощутимо внимание Саврасова к творчеству романтика Михаила Лебедева, она настолько самобытна и по-своему зрела, что Карл Рабус при отправке картины на выставку в петербургскую Академию художеств счел необходимым приложить к ней сопроводительное письмо с подтверждением самостоятельности своего ученика в ее создании.

    Способность  молодого художника бережно и  вдумчиво осваивать традиции  предшественников-романтиков и в  то же время развивать их  в направлении к большей естественности, безыскусности, реалистичности ярко проявилась и в работах следующего, 1851 года "Перед грозой, В усадьбе" (частное собрание, Москва) и особенно "Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду" (ГТГ), перекликающихся с "грозовыми" пейзажами Максима Воробьева, которому подчеркнутые эффекты контрастного освещения, ветра, ломающего деревья, и т. д. помогали выражать драматические, бурные, несколько абстрактные чувствования. Но работы Саврасова отличаются от картин предшественника тем, что, по точному замечанию критика, он "...передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы - быть ливню и грозе".

        Особым чувством меры и вкусом  отличается написанный на основе  подмосковных впечатлений "Пейзаж с рекой и рыбаком" (1859, Государственный художественный музей Латвии, Рига) - один из лучших в творчестве Саврасова и во всей русской живописи того времени. Удивительно мелодичный по рисунку, тонкий и богатый по цветовому строю, он полон "как бы хрустальной" тишины, проникнут чувством покоя и красоты бытия. Чувствуется, что Саврасов, как и лучшие русские писатели-реалисты, отнюдь не только стремится к "натуральности" изображений, но и хранит внутреннюю связь с возвышенными идеалами искусства прошлых веков.   

    В некоторых  произведениях 1860-х годов читаются  раздумья художника об исторических  судьбах родины, событиях 1812 года (изображения  Кутузовской избы в Филях). В  других работах он давал волю  своему задушевному лиризму, открывая  в скромных сюжетах (сельская пасека, дерево у реки, избушки на краю деревни) не только чистые и яркие краски, но и "То, что в этих красках светит / Любовь и радость бытия" (Иван Бунин).

    При этом  в его графических и живописных  работах все более тонким и  интонационно богатым становится рисунок, цветовой строй - все более эмоциональным, что позволяло выразить чувство прикосновения к самым сокровенным токам, "нервной системе" природы, лирическое переживание красоты самых простых деревенских мотивов.

    К этапным произведениям этого времени относится картина "Пейзаж с избушкой" (1866, Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа). На первый взгляд разработанный в ней мотив может показаться малопривлекательным для пейзажиста: низкая изба под соломенной кровлей с прилегающим крытым двором. На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. Простой, почти убогий мотив. И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, "серенькую, жалконькую, затерянную, ... но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя".

    К лучшим  пейзажам, исполненным Саврасовым  в 1860-е годы, относится и "Сельский вид" (1867, ГТГ), отличающийся особым богатством пространственного и живописного решения, причем живописная система Саврасова приобрела здесь новые и весьма важные для дальнейшего его развития качества: особую светоносность и непосредственную эмоциональность цветового строя и фактуры.

    Венчает поиски  Саврасова 1860-х годов картина  "Лосиный остров в Сокольниках" (1869, ГТГ).

    С начала 1870-х  годов в творчество Саврасова  вошли новые темы и образы. Если ранее он работал в  основном близ Москвы, то теперь постоянно совершал поездки в провинцию: в Троице-Сергиеву лавру, на Керженец, на Оку, но более всего на Волгу, в Ярославль, под Кострому, в Нижний Новгород, Юрьевец, в Болгары под Казанью и Жигули. Волжские просторы произвели на него огромное впечатление.

    Особенно масштабна  начатая Саврасовым в 1870 году  картина "Волга под Юрьевцем", за которую Алексей Кондратьевич  весной 1871 года был удостоен первой  премии на конкурсе Московского  общества любителей художеств.  Современник так описывал эту  работу, ныне находящуюся в частной коллекции во Франции: "Картина эта довольно обширных размеров (более сажени в ширину). Колорит, если так можно выразиться, дождливый. Бесконечная зыбь матушки-кормилицы Волги; облачное небо; Юрьевец на взгорье; куча бурлаков, тянущих на бечеве баржу; невеселая, но характерная картина..." Интересно, что при подготовке картины (написанной за два года до появления репинских "Бурлаков на Волге") Саврасов пользовался помощью Перова, которому в свою очередь помогал советами, а может быть, и кистью при написании пейзажей в картинах "Птицелов" (1870) и "Охотники на привале" (1871).

    С Поволжьем было связано  и создание главной картины  Саврасова "Грачи прилетели" (ГТГ).

    В конце 1870 года, вдохновленный  впечатлениями от летней поездки  на Волгу и получив (видимо, от Третьякова) заказ на исполнение "рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге", Саврасов взял отпуск до первого мая и вместе с семьей надолго уехал в Ярославль. Сняв большую квартиру, они какое-то время вели счастливую, "тихую и сосредоточенную" жизнь в старинном живописном приволжском городе.

    Приподнятое состояние  духа, в котором находился художник (об этом он писал Герцу и  Третьякову), было внезапно нарушено  трагическими событиями: в феврале  умерла новорожденная дочка (уже  третий умерший ребенок Саврасовых), тяжело заболела жена. О глубине горестных переживаний живописца свидетельствуют исполненные им в это время на ярославском кладбище изображения могилы дочери.

    И все-таки именно  ранней весной 1871 года под влиянием  помогающего преодолеть страдания "врачующего простора", красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине "Грачи прилетели". Первый биограф художника А. Солмонов, видимо, со слов самого Саврасова писал в 1894 году об охватившем мастера в ту весну творческом экстазе. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине.

        Наконец в конце 1871 года картина "Грачи прилетели" предстала перед посетителями первой выставки Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей и членом правления которого стал Саврасов.

    Искомое художником единство  рисунка и живописи, состояния природы и строя чувств и при этом удивительная естественность и непосредственность выражения были достигнуты в картине в полной мере. Не случайно изображение простого, знакомого типичнейшего для России ландшафта и из года в год повторяющегося состояния природы было воспринято чуткими современниками как нечто совершенно новое, как откровение.

    Большая часть его  работ этого времени по-прежнему  проникнута пафосом открытия  красоты и поэзии самых, казалось  бы, скромных и привычных картин жизни родной природы. Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. Приветливые многоцветные радуги; омытые дождем, сияющие на солнце заливные луга; плакучие ивы, склонившиеся у заросших прудов; утренние и вечерние зори; покрытые пушистым инеем, "очарованные" зимние леса; скромные деревенские околицы; стаи перелетных птиц над сжатыми полями - таковы любимые сюжеты художника, мечтавшего о светлом и одухотворенном согласии человека и природы.

В самих композиционно-образных принципах саврасовских работ ощущается  особая интенсивность его чувства  универсальных сил бытия, связи  лучшего на земле и в душе человека с небом и льющимся с него светом. Не случайно столь часто, едва ли не в большинстве работ, Саврасов с удивительным разнообразием - каждый раз по-новому, в неповторимом ключе - выдвигал на первый план выразительнейший, но не всегда осознаваемый нами во всей его значительности художественный образ: чистое отражение, повторение неба в воде. То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца ("Проселок", 1873, ГТГ), то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны ("Лунная ночь. Болото", 1870, Серпуховской историко-художественный музей), то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра, и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде ("Весна", 1870-е, ГТГ). И всюду этот сопрягающий высокое и низкое, небесное и земное мотив помогает Саврасову выразить драгоценное чувство единства мира, ощущение поэтической сущности жизни, причастности любого, самого неказистого уголка родных просторов красоте "божьего творения", всеобщему бытию, глубокому смыслу прекрасной природы.

Информация о работе Творчество Саврасова на занятиях в ДОУ