Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:29, курсовая работа
Цель работы: теоретически обосновать и проверить на примере основного и общего среднего образования эффективность показателей и индикаторов для отслеживания качества образования в школе.
Исходя из цели работы, рассмотрим следующие задачи:
- сфера применения показателей и индикаторов в управлении образованием;
- учебные достижения как измеряемый показатель качества в образовании
- структура системы показателей и индикаторов;
- методика анализа показателей
Рассмотрение системы показателей по цепочке «затраты — результаты — эффект», помимо прочего, позволяет осуществить анализ комплексности системы, выявить избыточные или отсутствующие показатели. Для примера приведем фрагмент схемы, в которую внесены показатели ПНПО (рисунок 1.1).
Основной риск неверно сформированного набора индикаторов заключается в том, что если индикаторы используются для оценки деятельности или реализации программы, то сам по себе набор индикаторов является достаточно мощным средством управляющего воздействия на политику: подведомственные структуры будут стремиться обеспечивать положительную динамику тех показателей, по которым их оценивают, и таким образом реализовы- вать определенные приоритеты образовательной политики вышестоящего органа. Неудачный выбор и отсутствие комплексности или неполнота набора показателей чреваты стремлением обеспечить решение части задачи в ущерб целому.
Сбор информации
может быть организован двумя
способами. В первом случае респонденты
представляют исходные данные, которые
затем обрабатываются по унифицированным
методикам. Так, например, происходит расчет
международных индикаторов
Мониторинг
национальных проектов, ФЦПРО и других
программ организован по-другому. В
этих случаях респонденты
В частности, Типовой инструкцией о порядке составления отчетности о реализации приоритетных национальных проектов предусматривается, что регионы сами предоставляют все данные, включая справочные показатели. В этом случае возникает высокий риск получения несопоставимых или ложных данных, поскольку расчет почти каждого из включенных в отчетность показателей может осуществляться различными способами.
Даже такой, казалось бы, очевидный показатель, как охват основным образованием (отношение числа учащихся в 1-9-х классах к численности населения в возрасте 7-15 лет), имеет свои особенности. Дело в том, переход с 3-летнего на 4-летнее обучение в начальной школе, хотя и завершен, все еще сказывается, т.е. в некоторых регионах еще есть ученики, которые перешли сразу из 3-го класса в 5-й. Таким образом, число учащихся (знаменатель дроби) охватывает когорту менее девяти лет и соответственно уменьшает величину дроби. В результате этот показатель занижается. Если не учитывать этот факт, то получится, что по России в целом в 2004 г. не получал обязательного основного (9 классов) образования каждый шестой подросток, в Новгородской области не обучался в начальной и основной школе каждый четвертый подросток (охват 75%), а в Тыве — каждый десятый. Верится с трудом.
Еще один пример. Рассмотрим такой показатель, как «число учеников, приходящихся на одного учителя в общеобразовательных учреждениях», который рассчитывается в соответствии с формулировкой как отношение числа учащихся к числу учителей.
Число учащихся (числитель дроби) может определяться на начало учебного года или в среднем за год, с учетом обучающихся в коррекционных учреждениях образования или без них и т.д. Еще более сложная ситуация со знаменателем дроби — численностью учителей. К уже перечисленным вариантам добавляется учет преподавателей, работающих по совместительству и на неполную ставку, и др. В качестве иллюстрации приведем результаты расчета показателя «соотношение преподавателей и учащихся» по двум достаточно близким методологиям. В обоих случаях соотношение рассчитывалось с учетом численности учащихся в коррекционных школах и классах, но в первом случае численность учителей и учащихся бралась на начало учебного года по формам федерального государственного статистического наблюдения (ФГСН) 76-рик и 83-рик и в численности учителей учитывались совместители. Результат — 10,3. Во втором случае те же по составу преподаватели и учащиеся рассчитаны в среднегодовом исчислении по форме ОШ-2 ФГСН. Результат составил 11,3 ученика на одного учителя.
Единица для данного показателя составляет достаточно значимую разницу. Используя другие, даже основанные на данных ФГСН, методологии расчета, можно получить разницу в 2 или даже в 3 ученика на одного учителя, причем вполне «законно». Заметим, что в международной практике для расчета этого показателя используется довольно сложная методика с приведением учащихся и преподавателей к полнодневному эквиваленту, и она позволяет достаточно достоверно проводить межстрановые сравнения.
Представляется, что эффективнее было бы осуществлять расчет тех показателей, которые основываются на данных федерального государственного статистического наблюдения и результатах Единого государственного экзамена (а таких большинство), централизованно. Для расчета остальных показателей правильнее было бы снабжать респондента подробной, исключающей множественные толкования инструкцией по сбору данных. Для тех показателей, которые нельзя рассчитать на основе статистической отчетности (искажение которой преследуется по закону), необходимо предусмотреть также систему контроля, поскольку соблазн завысить показатели достаточно велик.
л
Зачастую в системах индикаторов используются такие показатели, возможность достоверного расчета которых вызывает сомнение. В первую очередь это касается попыток применить данные статистики среднего и высшего профессионального образования на региональном уровне. В статистике действительно достаточно подробно представлена информация о численности учащихся, образовании поступивших, числе выпускников и т.п. Но информации о том, откуда приехали учащиеся, где они получали образование и остались ли в регионе или вернулись домой, в статистике нет. Получение такой информации потребовало бы проведения сплошного обследования всех учреждений среднего и высшего профессионального образования России. Поэтому все показатели, характеризующие охваты, окончание, переходы с одного уровня образования на другой, т.е. отражающие доступность и масштабы территориальных образовательных систем в отношении среднего и начального профессионального образования, на региональном уровне не работают. Здесь можно привести уже став ший хрестоматийным пример, что по охвату высшим образованием, т.е. по соотношению численности учащихся и численности населения соответствующего возраста, Московская и Ленинградская области занимают места в последней пятерке вместе с Чукотским АО, а в самих мегаполисах этот показатель превышает 100%. В условиях чрезвычайно неравномерного размещения вузов и, хотя и в меньшей степени, учреждений среднего профессионального образования данные статистики не позволяют достоверно оценить большинство характеристик среднего и высшего профессионального образования в региональном разрезе.
Для расчета многих часто используемых показателей нет статистических данных, собираемых на постоянной основе. Это относится к заработной плате в профессиональном образовании и многим другим финансовым показателям этой сферы. Необходимо наладить систему сбора достоверной информации, прежде чем использовать такие показатели для планирования или оценки.
2.2 . Методика анализа показателей
Любая оценка производится путем сравнения значений определенных характеристик системы с желаемыми, идеальными, средними, т.е. с эталоном или нормой. Однако в образовании, как и вообще в социальной сфере, практически нет аналитически рассчитанных норм или объективных эталонов. Если взять такой об- щеупотребимый показатель, как число учащихся на одного преподавателя, то понятно, что чем больше — тем лучше, по крайней мере с точки зрения эффективности использования ресурсов. Все согласятся, что 8 учеников на одного учителя — мало, но 30 учеников, наверное, много, по крайней мере при используемых сегодня технологиях обучения. Где же золотая середина? Используемые сегодня нормативы — наполняемость классов, число аудиторных часов, соответствующих полной ставке преподавателя, и ряд других — не имеют под собой достаточных аналитических обоснований. Можно сказать, что для таких показателей, как охват образованием или освоение программ, по крайней мере от дошкольного и до полного среднего образования, эталон — это 100%, и относительно него и надо проводить сравнения. Но это — кажущееся решение проблемы. Добиться поголовного участия в образовании, как и поголовной успеваемости, невозможно. Всегда найдутся дети, которые не хотят учиться. При высоких уровнях охвата и успеваемости возникает эффект насыщения, при котором каждый последующий процент прироста показателя требует все больших затрат. Так где надо остановиться: при 95% охвата или при 98%? При 90%-й успеваемости или 95%-й? При этом нельзя забывать, что в разных условиях один и тот же охват образованием требует разных усилий. В большом городе гораздо труднее выявить не посещающих школу и заставить ходить в школу не желающих учиться, чем в отдаленной деревне.
В этих условиях основным инструментом оценки становится сравнительный анализ — как динамический, т.е. отслеживание по казателей одной и той же системы во времени, так и межсистемный, сопоставительный.
Главная проблема здесь — корректность сравнений.
Сравнения данных во времени и сравнение показателей разных образовательных систем корректны, если:
Для приведения
к сопоставимому виду данных, относящихся
к разным периодам, и финансовых
показателей территориальных
Приведем еще один пример. В рейтинге субъектов Российской Федерации по показателям развития образования, разработанном специалистами ВШЭ [9], используется показатель «расходы регионального консолидированного бюджета на образование в процентах к ВРП» как «важнейший индикатор уровня обеспеченности финансовыми ресурсами образовательных учреждений» [Там же, с. 45]. Приведенные далее в публикации данные свидетельствуют, что в Москве значение этого показателя составляет 1,42%, а в Ингушетии — 11% [Там же, с. 11-15]. Означает ли это, что уровень обеспеченности финансовыми ресурсами учебных заведений в столице в 8 раз хуже, чем в Ингушетии?
Основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на уровень большинства индикаторов образования:
Первый фактор определяет условия функционирования территориальной образовательной системы и оказывает сильное влияние на многие показатели — от результатов ЕГЭ до наполняемости классов и доступности отдельных видов образования.
л
Проиллюстрируем
это следующим графиком (рисунок
2.2)
Рисунок 2.2- Зависимость результатов обучения от уровня урбанизации территории
(коэффициент
корреляции —
0,47)
Рисунок 2.3 наглядно демонстрирует, что результаты обучения зависят от того, в каком месте проживают ученики. А это означает, что нельзя требовать одинаковых результатов от образовательных систем, функционирующих в разных условиях.
Рисунок 2.3- Зависимость
результатов обучения
от места жительства
учащихся
Наличие указанных зависимостей говорит о том, что нельзя требовать одинаковых результатов от систем, располагающих разными ресурсами и потенциалами развития.
Возможная схема межрегионального сравнительного анализа образовательных систем с учетом условий их функционирования и развития (контекстных показателей) представляется следующей.
Для каждого из показателей, по которым осуществляется оценка образовательных систем, выявляется наличие связи с контекстными показателями, характеризующими социально-экономические, демографические и другие условия функционирования и возможности развития образовательных систем. Если выявлена статистически значимая связь индикатора образования с тем или иным контекстным показателем, то определяется аналитическая функция, наиболее точно (по критерию R2) описывающая эту связь. Затем рассчитываются «теоретические», или «нормальные», значения индикатора для каждого региона как функция от соответствующего значения контекстного показателя. И сравниваются не отклонения от среднерегионального значения, а отклонения фактического значения от «нормального» для каждого региона.
Риски и последствия сравнения и оценивания образовательных систем без учета контекста достаточно очевидны: такое оценивание будет задавать ложные ориентиры, «расслаблять» системы, функционирующие в более благоприятных условиях. И наоборот, оно «накажет» те системы, которые существуют в менее благоприятной ситуации: сколько ни напрягайся, все равно будешь в конце списка. При этом вполне возможно, что их ценный опыт и неординарные управленческие решения останутся невостребованными.
Заключение
Показатели и индикаторы — основные инструменты анализа состояния и тенденций развития образовательных систем. И в этом качестве они являются важнейшей составляющей аналитического обеспечения принятия управленческих решений. Но если индикаторы используются для оценки деятельности или реализации программы, то сампо себе набор индикаторов является достаточно мощным средством управляющего воздействия на политику: подведомственные структуры будут стремиться обеспечивать положительную динамику тех показателей, по которым их оценивают, и тем самым реализовывать определенные приоритеты образовательной политики вышестоящего органа. Таким образом, индикаторы и показатели являются не только средством анализа, но и сильным инструментом управления. Сегодня индикаторы играют все более важную роль и в анализе, и в планировании, и в контроле выполнения программ и принятых решений. Поэтому понятно, что от того, насколько профессионально они выбраны или разработаны, во многом зависит успешность реализации образовательной политики
л
.Анализ
систем показателей и
Список использованных источников
1 Агранович М. Индикаторы: путеводный маяк или Иван Сусанин? / Тенденции развития образования: грантовые конкурсы как механизм развития образования: сб. докладов конференции Центра изучения образовательной политики. 16-17 февраля 2011 г. М.: Университетская книга, 2011.
Информация о работе Показатели и индикаторы в оценке и качестве знаний