Педагогическая деятельность И. Ф. Анненского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Ахматова в стихотворении, посвященном памяти поэта, с болью пишет: «Как тень прошёл, и тени не оставил...»[1]. Долгое время Анненского упоминали только в обзорных статьях и главах учебников как одного из второсортных символистов. Митрофанов П.П. об Анненском в своё время сказал: « …имя его постепенно с распространением истинной культуры дождётся у потомков заслуженной славы» [2], и его пророчество сбылось. Известность, а потом и слава Анненского – вся посмертная, особенно утвердилась за последние десятилетия.

Содержание работы

Введение………………………………………………................ 3 – 6 стр.
Глава 1. Педагогическая деятельность И. Ф. Анненского... 7 – 13 стр.
Глава 2. И. Ф. Анненский глазами критиков и поэтов……. 14 – 19 стр.
Заключение……………………………………………………….. 20 стр.
5.Примечание………………………………………………………… 21 – 22 стр.
6.Список литературы………………………………….................... 23 – 24 стр.

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Введение………………………………………………................ 3 – 6 стр.
  2. Глава 1. Педагогическая деятельность И. Ф. Анненского... 7 – 13 стр.
  3. Глава 2.  И. Ф. Анненский глазами критиков и поэтов……. 14 – 19 стр.
  4. Заключение……………………………………………………….. 20 стр.

5.Примечание………………………………………………………… 21 – 22 стр.

  6.Список литературы………………………………….................... 23 – 24 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Иннокентий Фёдорович Анненский  при жизни большинству окружающих был известен, как деятель народного просвещения, педагог;  немногим, как филолог-эллинист, переводчик трагедий Еврипида; и лишь единицам, как поэт.  И. Анненский так и не дождался своего признания при жизни.

 

Ахматова в стихотворении, посвященном памяти поэта, с болью пишет: «Как тень прошёл, и тени не оставил...»[1]. Долгое время Анненского упоминали только в обзорных статьях и главах учебников как одного из второсортных символистов.  Митрофанов П.П. об Анненском в своё время сказал: « …имя его постепенно с распространением истинной культуры дождётся у потомков заслуженной славы» [2], и его пророчество сбылось. Известность, а потом и слава Анненского – вся посмертная, особенно утвердилась за последние десятилетия. Его стихотворения заслуженно стали считаться одной из вершин поэзии XX века.  Гумилёв из русских поэтов XX века полностью принимал одного только Иннокентия Анненского и всегда ставил его на самое первое место. Анна Ахматова, справедливо считала, что место Анненского – наравне с Баратынским, Тютчевым, Фетом, заметила, что для многих из последующих поэтов он был началом. Не подражая ему, эти поэты, сказала Ахматова, “уже содержались” в Анненском. Никто из современников не занимался изучением творчества поэта до самой его смерти.

Только в январе 1910 года в журнале "Аполлон", появляются статьи В. Иванова, М.Волошина, Г.Чулкова. Эти авторы относят поэзию Анненского к символизму, из-за декадентской направленности лирики и возраста поэта. Затем выходит статья Н.Гумилева "Жизнь стиха", в которой отзывается об Анненском, как о поэте не отступающим от символизма. Но на долгие годы эти статьи выбыли из научного оборота.

 

 Только во второй половине XX столетия появляется статья  Л.Гинзбург "Вещный мир", которая  расположена в книге "О лирике". Лидия Яковлевна дает стройную  концепцию лирики Анненского и большое место уделяет вопросу об особенностях описания и построения.

 

За 1980 – 1990 г. нами были выбраны следующие исследования об И. Анненском: Иванов В. в статье «О поэзии И. Ф. Анненского»  определяет творческий метод как "ассоциативный символизм". Работа Фёдорова А. «Иннокентий Анненский: Личность и творчество» - это первая отечественная монография, посвященная выдающемуся русскому поэту, критику, переводнику, первая часть книги посвящена жизни Анненского, а во второй части он анализирует его оригинальные трагедии. Пономарёвой Г. В статье «Анненский и А. Потебня»  были изучены проблемы генезиса критической прозы Анненского, ее диахронические связи. Тименчик Р. В статье «О составе сборника И. Анненского «Кипарисовый ларец»» приводит не рассматривавшиеся ранее материалы, которые дают некоторое представление о том, как сам Анненский мыслил себе состав своей книги, а также  единственный зафиксированный план «Кипарисового ларца». Маковский С. В своей книге «Портреты современников» приводит свои воспоминания об И. Ф. Анненском и отношение к нему.

 

Начиная с 2000-го года, нами обнаружены следующие исследования об И. Анненском: Комиссарова А. А. «Только камни нам дал чародей…», в данной работе рассматривается символика образов стихотворения Анненского «Петербург»; Боровская А. А. «Семантика цветообозначений в лирике И. Анненского» Статья посвящена особенностям цветовой картины в произведениях И. Анненского. Эта картина рассматривается как одна из форм выражения сознания автора. Классификация цветовых решений в поэтической системе Анненского основана на статистическом методе исследования. Особое внимание в статье уделяется раскрытию дополнительных семантических цветообозначений, характеристикам различных методов интерпретации цветов, к определению их художественных функций в лирике поэта. А вот ещё одна работа Боровской А. А. «Жанр романса в лирике И. Анненского». В статье рассматриваются процессы диалогизации и драматизации жанра романса в лирике И. Анненского, различные виды интонационной полифонии, а также средства музыкальной выразительности. Рубинчик О. Е. в работе «Сердце просит роз поблеклых…» рассматривает значимость в лирике И. Анненского образа розы. Налегая Н. В. В статье «Мотив «опустошённого» слова в лирике И. Анненского и его развитие в  поэзии постсимволизма» исследует оформление мотива «опустошённого» слова в поэзии русского поэта Серебряного века И. Анненского и его развитие в лирике постсимволистов. Бабарыкова Э. В. В статье « «Душа» как компонент концепта «Я» в лирике И. Анненского» рассмотрела наиболее показательные случаи употребления слова «душа» в поэзии И. Анненского. Лингвист Фёдоров М. Л. В статье «Местоимения, выделенные курсивом, в лирике И. Анненского» Рассматривает курсивное местоимение «я» в двух вариантах: как философский концепт и как понятие, связанное с изменением человеческой сущности в момент перехода в инобытие. Статья Филоновой Ю. А. «И. Ф. Анненский об эстетическом воспитании» посвящена педагогической деятельности И. Анненского. В работе Николина Н. А. «Ремарки в трагедиях И. Анненского» рассматривает структуру, лексический состав и функции ремарок в античных трагедиях И. Анненского. Дубинская А. С. Посвятила свою статью «Взаимодействие структурных элементов в лирике И. Ф. Анненского (по книге «Тихие песни»)» анализу архитектоники поэтического текста книги стихов И. Анненского «Тихие песни», и осуществлению жанрового анализа текста с выявлением авторских особенностей лирики поэта.

 Названные работы исследователей  отражают отдельные моменты творческого  наследия И. Ф. Анненского. Целостное осмысление творческой биографии выдающегося русского пота начала XX века впервые дано в главе  "Иннокентий Анненский" в коллективной монографии "Русская литература рубежа веков" (1890 – 1920 г., Кн. 2. М.) И. В. Корецкая не обошла вниманием отзывы современников об И. Анненском, но это лишь отдельные фрагменты.

 

 Поэтому целью настоящей курсовой работы является систематизация, обобщение первых оценок поэзии И. Анненского его современниками.

Далее следует поставить основные задачи этой работы: ознакомление с отношением современников к поэту и его творчеству, изучение критических отзывов.

 

Объектом исследования выступает И. Ф. Анненский, а предметом – дореволюционная критика об И. Ф. Анненском.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Педагогическая деятельность И. Ф. Анненского.

                                                 А тот, кого учителем считаю,

                                                 Как тень прошел и тени не оставил,

                                                Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,

                                                И славы ждал, и славы не дождался,

                                                Кто был предвестьем, предзнаменованьем,

                                               Всех пожалел, во всех вдохнул томленье -

                                              И задохнулся...

                                                                                            А.Ахматова

И. Ф. Анненский вошёл в историю русской литературы как один из крупнейших поэтов – символистов серебряного века, драматург, переводчик литературный критик. Но при жизни он был известен  больше как педагог. Поэтому прежде чем говорить о значении творчества Иннокентия Анненского, как поэта  и драматурга,  постараемся увидеть поэта глазами  его  учеников и преподавателей гимназии.

 

Свою педагогическую деятельность Иннокентий Федорович Анненский начал в 1879 году после окончания историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Его педагогическую карьеру можно разделить на три периода: 1) преподавание  латыни и греческих языков в частной петербургской гимназии Ф. Ф. Бычкова, впоследствии Я. Г. Гуревича; 2) назначение на должность директора в киевскую Коллегию Павла Галагана, закрытого среднего учебного заведения; 3) директорство в 8-й гимназии в Петербурге и немного позже в Николаевской гимназии в Царском селе. 

 

На его преподавании в Николаевской гимназии остановимся поподробнее.

В 1896 году министр просвещения И.Д.Делянов предложил И.Ф.Анненскому новое назначение на пост директора  царскосельской  Николаевской гимназии. Эта гимназия отличалась от других учебных заведений тем, что имела титул "Императорской", поэтому ее директор должен был быть не только хорошим педагогом, но и уметь, в случае необходимости, соблюсти этикет. Анненский не мог отказаться от предложения министра, который "откровенно сказал ему, что никого другого послать в эту гимназию в силу некоторых ее особенностей он не может" [3].

   Первые годы службы  в новой гимназии были весьма  благополучны. Помимо исполнения служебных обязанностей директора он преподавал ученикам старших классов греческий язык, участвовал в работе Ученого комитета народного просвещения и   комиссий при отделении русского языка и словесности академии наук,  писал педагогические статьи,  посвященные вопросам о языках в средней школе, значении письменных работ и некоторым другим вопросам.  В это же время продолжалась его творческая работа. Он переводит трагедии Еврипида, пишет большие статьи о них,  создает свои оригинальные трагедии. 

 

писал педагогические статьи,  посвященные вопросам о языках в средней школе, Трудности в служебном отношении начались  для Анненского в 1905 году, когда волнения учащейся молодежи не обошли стороной и Николаевскую гимназию. Многие ученики гимназии участвовали в уличных манифестациях, в дни всеобщей политической стачки гимназисты приняли резолюцию об ученической забастовке, из-за чего занятия пришлось прервать на несколько дней. 

« <…> Анненскому пришлось испытать немалые неприятности и волнения, и здесь же в полной мере сказалось его гражданское мужество и бескомпромиссность: он решительно выступил в защиту своих воспитанников-старшеклассников, охваченных общим революционным подъёмом в 1905 г. И принявших участие в уличных выступлениях<…>» [5]. По свидетельству одного из прогрессивных педагогов гимназии, В. И. Орлова, он сказал министру народного просвещения: «Молодежь прекрасна во всех благородных порывах и возвышенных движениях своей души». Это повлекло за собой снятие И. Ф. Анненского с поста директора гимназии и перевод на должность окружного инспектора, что по сути дела являлось прямой служебной карой, так как лишало его, выдающегося педагога, возможности преподавать, отрывало от любимого дела»[6].

На этом и закончилась десятилетняя служба И.Ф.Анненского на посту директора Николаевской гимназии.  Но, не успехами на службе жил Иннокентий Федорович, главная часть его жизни проходила в кабинете. Здесь он  переводил трагедии Еврипида, писал статьи о них, создавал свои трагедии на сюжеты произведений античного драматурга. Здесь, на его рабочем столе, стоял кипарисовый ларец, в котором хранились стихотворения поэта.

 

"Обладая необыкновенным  даром слова,    до малейшей  крупицы знающий европейскую  и русскую литературу, — он  был кумиром своих учеников и учениц. Тем более, что помимо прекрасных внутренних данных он ещё обладал блестящими внешними: одухотворенно — красивая наружность и чарующее благородство в обращении.

 Как в педагоге, мы  ценили в Иннокентии Федоровиче  одно его незаменимое качество: он давал полную свободу индивидуальным наклонностям каждого преподавателя в его деле, так как, по его собственным словам, таким образом последний легче всего может и сам развиться, и ученикам принести пользу."  - писал преподаватель царскосельской гимназии А.А.Мухин [7]. Другой преподаватель гимназии, служивший в ней при Анненском,  П.П.Митрофанов вспоминал:  " ... и ученики и мы, преподаватели, любили, ценили и чтили его  <...> за то, что он умел вдохнуть нам любовь к нашему делу и давал нам полный простор в проявлении наших сил и способностей. О каком бы то ни было полицейском режиме и регламентации не было и речи, да и сам И.Ф. не приказывал, а лишь просил и советовал…» [8]. С большим уважением к педагогическим талантам Анненского относился его сын -  выпускник гимназии 1899 года, поэт и прозаик Валентин Анненский, писавший под псевдонимом Кривич: "Уроки проходили легко и были не страшны. Главным образом мы читали авторов. Грамматикой отец не душил, и мы проходили ее только в той мере, которая была действительно необходима"  [9].

 

 Анненский плодотворно участвовал в  становлении, развитии и разработке программ первой в России школы совместного обучения мальчиков и девочек - царскосельской частной школы Е.С.Левицкой. "Незабвенна будет для Школы память того, кто был восприемником ее первых дней, кто бескорыстно отдавал свои силы на создание учебного ее строя <...>.   Сам поэт, он в сердце человека видел красоту и понимал высокую радость незаметного для массы педагогического труда [10 ]," - так, с большой теплотой и уважением говорила об Анненском  бессменный руководитель новой школы Елена Сергеевна Левицкая. 

 

Выше приведённым высказываниям   противоречит отрицательный взгляд на педагогическую деятельность Анненского у преподавателя древних языков царскосельской гимназии  Б.В.Варнеке.  Он высоко ценил И.Ф.Анненского, как филолога-переводчика и драматурга,  как одного из лучших   образованнейших людей, каких ему доводилось встречать в России,  но, вместе с тем, Б.Варнеке исключительно  негативно относился к  деятельности Анненского на посту директора гимназии и совершенно не воспринимал его поэтическое творчество: " <..>  К преподаванию в средней школе он не годился вовсе и по неуменью подойти к детям, и по полному отсутствию интереса к учебному делу: очень часто он либо вовсе не приходил на урок, либо являлся в класс минут за 5 до звонка, так что не часто его ученики могли воспринимать плоды его преподавания. Но еще хуже протекало его директорство в административном отношении. Совершенно не интересуясь деловой стороной и хозяйством, он свалил эти обязанности вполне и целиком на эконома и письмоводителя, и некто Козьмин, объединявший эти должности, великолепно втирал ему очки, рассыпаясь мелким бесом угодничества, какое И. Ф. принимал весьма благосклонно"[11]. О неспособности Анненского - директора гимназии поддерживать порядок в гимназии говорит и выпускник 1913 года, поэт Николай Оцуп: "Еще два года назад при Анненском в классах устраивались митинги, гимназисты распивали водку под партами, издевались над учителями, и умнейший русский лирик должен был, чуть-чуть шепелявя и вызывая этим насмешки учеников, просить и убеждать их, без всякого успеха, конечно.

Информация о работе Педагогическая деятельность И. Ф. Анненского