Организация работы по тактильно-вибрационному восприятию детей с нарушениями слуха и зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2010 в 14:56, Не определен

Описание работы

В работе описаны особенности осязания слепоглухих детей, развитие у них осязания, мелкой моторики. Описана система обучения слепоглухих детей тактильно-вибрационному восприятию. Представлены игры для развития тактильно-вибрационной чувствительности.

Файлы: 1 файл

Организация работы по тактильно-вибрационному восприятию (1).doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Организация работы по тактильно-вибрационному восприятию ребенка с нарушениями зрения и слуха. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

    1. Осязание…………………………………………………………………...4

    2. Тактильно-вибрационное обучение слепоглухих………………………6

    3. Развитие осязания и мелкой  моторики…………………………………10

    4. Игры и упражнения на развитие  тактильно-

    вибрационного восприятия………………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………….…17

Литература…………………………………………………………………….….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Слепоглухота  — не просто сумма слепоты и  глухоты, это "уникальная инвалидность". Самое страшное следствие слепоглухоты — одиночество, невозможность общаться с окружающим миром обычными способами. А отсюда — немота, неумение произносить слова, если ребёнок не успел научиться этому прежде, чем ослеп и оглох. Для ориентации в окружающем мире и общения с другими людьми остаются только три из пяти чувств — осязание, обоняние и вкус. Как в таком состоянии можно научиться понимать человеческий язык, произносить, писать слова?

    Представьте себе, что вам завязали глаза, заткнули уши, что вы вдруг онемели —  и прочувствуйте проблемы ориентации в пространстве, передвижения даже в собственной комнате, общения, доступа к источникам информации, образованию, культурным ценностям, трудности получения помощи и обслуживания, с которыми повседневно сталкиваются слепоглухие. Пообщавшись со слепоглухими, начинаешь остро чувствовать, какая великая ценность зрение и слух, которой мы не замечаем, как воздух, которым дышим, и становится нестерпимо стыдно, что недостаточно хорошо распоряжаешься такими сокровищами.

    Если  ребёнок слеп и глух с рождения или с первых лет жизни, то, кажется, не остаётся никакого способа помочь стать ему личностью. Он не видит ни отца, ни матери, не слышит их голосов. Как ему представить себе родной дом, комнату, в которой живёт, вещи вокруг? Как научиться ходить, есть ложкой, сидеть на стуле, не говоря уже о том, чтобы читать книги, слушать музыку, смотреть фильмы и театральные постановки? Ребёнок, изначально лишённый важных каналов общения с миром и другими людьми, будто бы обречён безжалостной судьбой на вечное прозябание. Но это не так. При правильном и своевременном педагогическом воздействии эти недостатки преодолимы и слепоглухой ребенок может стать членом общества.

     
1. Осязание.

     
       Слепоглухота с детства создаёт для развития личности непреодолимый барьер, через который, как кажется, может проникнуть мало что собственно человеческое, "надбиологическое". Поэтому единичные случаи, когда слепоглухим детям удавалось научиться полноценно общаться с людьми, читать, писать, изъясняться, считались настоящим чудом. Недавно отмечали столетие начала первых попыток обучения слепоглухих в нашей стране. Но научное решение полноценного развития слепоглухих было найдено сравнительно недавно советскими учёными, а психолого-педагогическая система Соколянского—Мещерякова, высоко оценённая А.Н.Леонтьевым, Э.В.Ильенковым и другими корифеями — как гуманитариями, так и представителями естествознания — была удостоена Государственной Премии СССР.

    Решение проблемы полноценного развития личности слепоглухих детей было найдено  учёными советской педагогической и психологической школы, работавшей в русле классической марксисткой  традиции. Эту школу представляли В.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, а также близкий друг Э.В.Ильенкова Василий Васильевич Давыдов, который рассказывал лет двадцать назад о первых этапах работы Соколянского—Мещерякова. В начале 1960-х годов в подмосковном городе Сергиевом Посаде, который тогда назывался Загорском, на базе обычного детского дома был создан интернат для слепоглухих детей. Средством для педагогической коррекции такого страшного медицинско-биологического дефекта как слепоглухонемота была избрана предметно-практическая деятельность.

    Учёные  исходили из того постулата, что осязание, как самое "практическое" из остававшихся чувств, является универсальной, исходной чувственной базой, которая позволяет  познавать мир природы и культуры, усваивать собственно человеческие формы деятельности.

    С точки зрения марксистской философии, отношения, в которые вступают люди в процессе производственной деятельности, являются главными. На их базе вырастают  политико-государственная надстройка, искусство, мораль и религиозные  нормы. Это известное положение философии истории марксизма Э.В.Ильенков конкретизировал применительно к отдельной личности, по-новому прочитав философию "мыслящего тела", разработанную Барухом Спинозой. "Чувства-теоретики" — зрение и слух — позволяют нам представлять окружающий мир только на основе "обобщения" данных осязания, иными словами, глаза и уши "учатся" у рук. "Первичны" — бытие, общественное производство и деятельность рук, а индивидуальное восприятие, общественное сознание, зрение и слух — "вторичны". Осязательные впечатления "в снятом виде", как кирпичная кладка под штукатуркой, лежат в основе образа каждого предмета, цвета, звука, которые мы себе представляем, воспринимая окружающий мир. Согласно Ильенкову, дети, даже с нормальным зрением и слухом, незаметно для себя учатся мышлению именно у рук, а без рук мозг был бы, как орган мышления, поистине безмозглым[3]!

    Непосредственно мы имеем дело только с собственными ощущениями, например, с перевёрнутым уменьшенным изображением вещи на сетчатке глаза. Тем не менее, мы воспринимаем свои образы и ощущения как сами предметы, расположенные вне нас — камень, ложку, другого человека. И происходит это благодаря деятельности рук и осязанию — "источнику, истолкователю и контролёру" правильности наших главных ощущений. Вот так индивидуально для каждого человека трансформируется марксистский принцип о том, что практика является критерием истины. Усомнился, не поверил глазам — пощупай руками! Оказывается, мы воспринимаем окружающий мир лишь в той степени, в какой прощупали его своими руками, одновременно практически меняя и контуры каждого предмета, и, в некоторой степени, весь мир в целом. Так что можно сказать, что каждый из нас видит и слышит окружающий мир в той степени, в какой он "вылеплен вручную", пересоздан, сотворён каждым из нас[8]. 

    2. Тактильно-вибрационное обучение  слепоглухих.   
 

    Задумывались  ли вы над тем, какой богатый дар  нами получен от природы — видеть, слышать, говорить? Поистине, без этого  было бы невозможно развитие человеческого  общества, возникновение цивилизации. Огромное несчастье для человека утратить зрение или слух. А если и то, и другое сразу? Как тогда общаться с людьми, получать информацию о том, что происходит вокруг? И во сто крат трагичнее, если человек слеп и глух от рождения.

    С первых дней жизни ребенок воспринимает звуковые и зрительные образы, которые оказывают действие на формирование его психики и вызывают разнообразные ответные реакции, приводят к возникновению различных навыков и, в конечном итоге, к появлению осмысленной речи. Иное дело, если его окружает вечная темнота и безмолвие. Для общения с внешним миром осталось только три тоненьких ниточки — осязание, обоняние и вкус. Может ли такой человек стать активным и полезным членом общества? Без помощи извне, вряд ли.   

    Современные средства обучения применимы лишь в том случае, если пользующиеся ими имеют нормальный слух и зрение. Но есть категория лиц, которые из-за перенесенных заболеваний или других причин утратили одновременно слух, зрение, а зачастую и речь. Для них обычные методы обучения недоступны. Означает ли это, что обучение слепоглухих и слепоглухонемых невозможно? Нет, не означает, хотя сам процесс обучения слепоглухих весьма затруднен сложностью общения между учителем и учеником.   

    Для передачи информации от учителя к ученику должна быть установлена контактная связь. Иными словами, когда учитель, различными положениями и движениями пальцев, изображает сигналы, обозначающие буквы и другие знаки, ученик должен осязательно воспринимать эти сигналы и расшифровывать их. Здесь решающую роль призваны играть специальные технические средства. Ниже описывается прибор, позволяющий осуществлять передачу информации учителем одновременно группе слепоглухих учеников. Слепоглухие на известном этапе обучения овладевают системой Брайля, в которой буквы, цифры и другие знаки представляют собой комбинацию рельефных точек, считываемых осязательно. Все книги, изданные для слепых и слепоглухих, отпечатаны таким рельефно-точечным шрифтом. На рис. 1 приведен русский алфавит и его эквивалент в системе Брайля. Рельефно-точечный алфавит может быть рассмотрен как шестиэлементный равномерный код, в котором кодовыми символами являются “наличие точки” и “отсутствие точки”. Это позволяет получить равномерный двоичный код, который весьма удобен при передаче и переработке информации. В двоичном коде, к примеру, буква А представится комбинацией 000001, а буква Я — 101011.

     
  

    На  этой основе во Владимирском педагогическом институте было разработано и изготовлено “Устройство прямой связи”, посредством которого учитель получил возможность передавать сообщения одновременно группе слепоглухих учеников. Принципиальная схема установки показана на рис. 2. “Устройство прямой связи” имеет пульт учителя, который снабжен двухрегистровой клавиатурой с буквенными и цифровыми знаками, знаками препинания и др., клавишами переключения регистров и клавишей пробела. С пультом учителя электрически соединен ряд индивидуальных пультов — сигнализаторов. Каждый из сигнализаторов представляет собой электромеханическую систему, содержащую по шести электромагнитов с штифтами-сердечниками, перемещающимися в вертикальном направлении в отверстиях верхней платы сигнализатора. Эти штифты образуют рельефно-точечный знак, соответствующий по системе Брайля знаку, обозначенному на нажатой клавише. “Устройство прямой связи” содержит сорок шесть кнопочных ключей 1, связанных с соответствующими клавишами клавиатуры и включенных в вертикальные шины диодных матриц 2 и 3. В схеме имеется переключатель регистров, состоящий из двух параллельно соединенных ключей 4, связанных с клавишами переключения регистров, и управляемого ими реле 5 с переключающими контактами 6. Катушки 7 электромагнитов сигнализаторов подключены к горизонтальным шинам диодной матрицы 3 (на схеме для простоты показаны катушки только одного сигнализатора).   

    Передача  информации аналогична работе на пишущей  машинке. Информация вводится посредством  ключей 1 в диодные матрицы 2 и 3, осуществляющие перевод букв, цифр и других знаков в электрические сигналы, соответствующие буквенным, цифровым и другим знакам рельефно-точечного шрифта. Для передачи знаков, относящихся к верхнему регистру, сначала нажимается одна из клавиш переключения регистров, а затем — соответствующая знаковая клавиша. При нажатии на клавишу переключения регистров ключ 4 замкнет цепь реле 5, в результате чего переключающие контакты 6 отключат от горизонтальных шин матрицы 3 нижние шесть шин матрицы 2 и подключат к ней верхние шины. При замыкании ключей ток от источника через диоды матрицы поступит в обмотки соответствующих электромагнитов 7. При этом якоря электро магнитов воздействуют на связаных с ними подвижные штифты, находящиеся в отверстиях платы сигнализатора, их верхние концы поднимутся над поверхностью платы и создадут рельефно-точечные знаки. Например при замыкании ключа А ток через вертикальную шину и диод поступит только на верхнюю горизонтальную шину матрицы 3. Будет образован сигнал 000001, сработает один электромагнит и над поверхностью сигнализатора образуется одна рельефная точка. Пробельная клавиша клавиатуры не связана с электрическими цепями, а служит для поддержания нужного ритма передачи информации, позволяя ее нажатием создавать временной интервал между группами знаков (словами)[7]. 

     

    3. Развитие осязания и мелкой моторики 

    Сенсорное воспитание - это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.

    В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены - обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.

    Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей детей.

    Основными задачами являются:

Информация о работе Организация работы по тактильно-вибрационному восприятию детей с нарушениями слуха и зрения