Традиции семейных отношений у представителей Китайской Народной Республики, проживающих в Еврейской Автономной области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время во многих странах сохранились семьи, которые очень бережно хранят все древние обычаи и традиции, передают своим детям и внукам основы национальной, традиционной семьи и не могут принять до сих пор современное влияние общества.

Есть семьи, в которых наоборот все эти традиции начинают постепенно умирать и сохраняются лишь в памяти или истории семьи. Такие современные семьи уже полностью приняли все дары, которые несет с собой цивилизованный мир.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1 Традиционные ценности китайского общества. 5
1.2 Новая модель китайской семьи 10
2. Европейское влияние на семейные праздники в Китае 14
2.1 Новый год и Рождество 14
2.2 Празднование дня рождения в КНР 18
3. Практическая часть 19
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Этонология.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 

На тему: Традиции семейных отношений у представителей Китайской Народной Республики, проживающих в Еврейской Автономной области 

по дисциплине Этнология изучаемой страны 
 
 
 

Исполнитель

студент группы 3981 _____________ (дата, подпись)              Князева Е.М. 
 

Руководитель     

                        ______________ (дата, подпись)            Каштанюк В.А. 
 
 
 
 
 

Биробиджан

2010 
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
  1.1 Традиционные ценности китайского общества. 5
  1.2 Новая модель китайской семьи 10
2. Европейское влияние на семейные праздники в Китае 14
    2.1 Новый год и Рождество 14
    2.2 Празднование дня рождения в КНР 18
3. Практическая часть 19
Заключение  
Список  используемой литературы  
 
 
 
 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время во многих странах  сохранились семьи, которые очень  бережно хранят все древние обычаи и традиции, передают своим детям и внукам основы национальной, традиционной семьи и не могут принять до сих пор современное влияние общества.

     Есть  семьи, в которых наоборот все  эти традиции начинают постепенно умирать  и сохраняются лишь в памяти или истории семьи. Такие современные семьи уже полностью приняли все дары, которые несет с собой цивилизованный мир.

     Тема  семьи является одной из самых  сложных и интересных в изучении китайской культуры. Китайская семья  – символ сочетания многовековых традиций и современных веяний. Несмотря на действия современной культуры, в Китае не отказались от традиций: они продолжают праздновать по лунному календарю новый год «Chunjie», во время праздника фонарей «Yuanxiaojie», который отмечают на 15-й день нового года, в середине или конце февраля,  по всей стране зажигаются миллионы фонариков, которые, по преданию, провожают в другой мир души предков, спустившиеся на землю к своим близким для празднования Нового года. Однако современном Китае этот праздник отмечается как день Святого Валентина. День поминовения «Qingmingjie» приходится на 5 апреля. Китайцы традиционно приходят поклониться предкам, убирают могилы, приносят подарки и жгут фальшивые купюры. В этот день нельзя разжигать огонь и разогревать пищу. Многочисленные традиции хранятся не сотнями, а тысячами лет, и которые невозможно просто взять и забыть.

     Для изучающих китайский язык или  для тех, кто просто интересуется культурой Китая, очень важно понимать, необходимость знать все моменты, связанные с культурой внутрисемейных традиционных отношений, и особенно при непосредственном общении с жителями Китая.

     В данной работе, рассматривая  семейные отношения в Китае, мы провели попытались провести параллель между традиционной семьёй и современной, обратив внимание на тенденции, направленность, и характер изменений,  которые послужили причиной эволюции, как самого уклада, так и семейных взглядов современного жителя Китая. 
 
 
 

 

      1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАТЬ

     1.1 Традиционные ценности китайского общества и семьи  

«У  меня растет одно дерево –

Его ствол это отец и мать,

Ветви и листья – это  я и мой брат.

Бури  и ветры промчались над ним,

Но  оно по-прежнему залито солнцем.

Ветры поддерживают ствол,

Листья  поддерживают ветви…» 

Песнь китайской семье 

     Мир, Порядок, Гармония, Совершенство, Иерархия, Знания, Семья, Социальная справедливость – главные ценности традиционного китайского общества. (Конфуций)

     Мир понимался как принцип ненасилия  и как отсутствие состояния войны.

     Принцип ненасилия пронизывает все Триединое  учение: конфуцианство, даосизм и буддизм: ян и инь не борются, они меняются местами; Дао – не господин, никого и ничего не подчиняет. Принцип ненасилия распространялся на все: на человеческие отношения в семье, обществе, государстве, на законы искусства, врачевание, строй языка.

     С момента объединения Китая и  прекращения войн между княжествами  установился долгий, даже по историческим меркам, мирный период развития страны. В III веке до н.э. состоялось полное разоружение народа и, начиная с позднего средневековья, в период новой истории, военное дело в Китае мало почиталось.

     Порядок – главнейшая ценность китайского традиционного общества. Подразумевался социо-этико-политический Порядок, санкционированный Небом, т.е. внутренняя стабильность общества. Человек с малолетства обучался, воспитывался в духе соблюдения главного ритуала ЛИ. Ритуал ЛИ – понятие многогранное, это ось многих философских, политических, моральных, эстетических представлений. Выполнение многочисленных правил поведения и церемоний вырабатывало чувство меры и тем самым гарантировало человека от позора и бесчестия. ЛИ удерживало человека в рамках нормы, без этого, как полагали конфуцианские идеологи, учтивость может превратиться в суету, осторожность – в трусость, смелость – в смуту, прямота – в грубость. Ритуал и этика становились синонимами, вырабатывалась ритуализированная этика, целью которой было достижение социальной гармонии. (Сюнь Цзы)

     Мораль  выполняла функции закона – некоторые исследователи называют это панморализмом. Законно было все, что было морально. «Умереть с голоду – событие маленькое, а утратить мораль – большое», – говаривали конфуцианцы. В китайском обществе действовали устойчивые стандарты поведения, речи, четко фиксированные обряды и церемонии, которые соблюдались всеми членами общества, без каких бы то ни было исключений. Европейцу такое общество напоминало казарму, для китайца же это был привычный с детства автоматизм, стереотип поведения. В политике этика-ритуал сводилась к формуле: абсолютная власть управляющих и беспрекословное послушание подчиненных. С течением времени действие этой формулы привело к инфантилизации взрослого населения Китая, которое утрачивало дух инициативы, энергии, индивидуальности./trad/

Семья для китайца была малым государством, в котором он проводил всю свою жизнь, и она значила в его жизни очень многое. Конфуций считал, что именно по образцу отцовско-сыновних отношений - когда отец служит примером морального поведения, а сын уважает отца и повинуется ему — должны строиться отношения членов общества со своим правителем. Семейная линия велась от отца к сыну, и, подобно тому, как отец являлся главой семьи, мужчины в китайском обществе главенствовали над женщинами, а пожилые граждане имели приоритет перед молодежью. Детям надлежало повиноваться своим родителям, а женам – быть верными и послушными своим мужьям.

Традиционная  семья складывалась как большая  община, состоявшая из 5-6 малых патриархальных семей, имевшая общего предка по мужской  линии. Три – четыре поколения жили под одной крышей. Отец считался представителем императора в семье. Целью брака было продолжение рода и забота об усопших предках. Дочерей выдавали замуж, как правило, не по любви, но по соглашению между семьями жениха и невесты. После свадьбы они переезжали в дом отца своего мужа, в Китае существовала такая пословица: «Муж и жена вместе живут, а сердца их за тысячи ли друг от друга». По конфуцианской традиции отношения между родителями и детьми строились на человечности, мужа и жены – на учтивости, между старшими и младшими братьями – на уме-знании. Семья должна была быть большой, многодетной. Изгнание из семьи равнялось проклятью. Бездетные супруги считались самыми несчастными людьми на свете. Неимение семьи считалось большой бедой. Если сын не женился до 30 лет, его заставляли создать семью. Обычно женились в 20 лет. /2/

     Плохое  обращение сыновей к родителям  каралось смертью, дом их разрушали, чиновники округа, где они проживали, лишались службы, местность считалась  проклятою, и все население переводилось на новое место жительства. Разрушение могилы предков считалось страшным оскорблением (императрица Цыси повелела разрушить могилы предков реформатора Кан Ювэя, чтобы отомстить ему).

     Все добрые дела детей приписывались  отцу, т.е. умножалась слава предков. Все титулы детей как бы переходили к отцу автоматически (в Европе наблюдалась обратная картина). Предполагалось, что дети «возвращают долг» подаренной жизни родителям. Дети могли огорчить родителей разве что своей болезнью, должны были как можно дольше оставаться здоровыми, чтобы тем самым продлить жизнь родителей. Сын считался главным ребенком в семье, ибо он ухаживал за могилой отца – китайцы боялись «загробного сиротства». «Имей сына, а не деньги» – утверждала пословица тех времен. Поэтому рождению мальчика радовались, рождение девочки встречалось равнодушно, либо с досадой./6/

     Документально подтверждено, что в имперском  Китае детоубийства чаще всего совершались  в отношении девочек, мальчиков  ценили больше. Девочек также не отдавали на обучение в школы, они  оставались безграмотными. Женщины, чьи  мужья умирали, практически не имели шанса повторно выйти замуж. А женам, брошенным мужьями, отказывали в приеме на работу.

     Раньше  существовала практика содержания наложниц. Если наложница, обычно продававшаяся  мужчине своей же собственной  семьей, не могла родить ему сына или компенсировать свою бездетность как-либо еще, она не получала статуса законной жены, а потому подвергалась притеснению со стороны всех прочих членов семьи, включая остальных «благополучных» жен своего мужа.

     Однако  не так много мужчин в Китае имели наложниц. На самом деле лишь самые богатые и знатные китайцы брали себе наложниц, в связи с тем что нужны были еще одни рабочие руки в большом хозяйстве. Как бы там ни

было, эта  практика существовала в Китае до установления власти коммунистов./2/

     Мать  почиталась в традиционном обществе как хранительница семьи, распорядительница  во всех вопросах, касавшихся отношений  в семье, заботившаяся о подборе  пары сыну или дочери. Лорд Маккартней написал в своих воспоминаниях  о 68-летнем императоре, который каждое утро пешком навещал мать, чтобы поздороваться с ней и посоветоваться.

     Богатый человек имел одну «старшую» жену и несколько других жен. При этом старшая жена считалась главной, которую должны были слушаться остальные жены и матерью всех детей, родившихся в семье. 
Несмотря на жесткость внутреннего соподчинения, китайская семья отличалась удивительной жизнестойкостью и небывалой привязанностью членов семьи к отчему дому. Оказавшись далеко от родины, хуацяо (этнические китайцы за рубежом) отсылали регулярно деньги своей родне, приезжали умирать на родину. Эта традиция подтверждается сегодня, когда современные хуацяо на 70-80% обеспечивают иностранные капиталовложения в экономику Китая./6/

 

     1.2 Новая модель китайской семьи

     Уменьшение  среднего размера семьи, её нуклеаризация, зависимость между повышением благосостояния и уменьшением размера семьи, «вестернизация», изменение внутрисемейных отношений и положения детей в семье, проблема «маленьких императоров», трансформация семейной морали – вот те тенденции, которые наметились в Китае за последние десятилетия. Под влиянием формулы «одна семья – один ребёнок» центр китайской семейной философии сместился с «культа стариков» в сторону «культа детей». А потому существенно утратило свою остроту рассуждение о том, что если не станет жены, можно жениться ещё раз, если не станет ребёнка, можно родить другого, а что заменит родителей!? Планирование семьи и жёсткие меры по стерилизации и прерыванию беременности поставили под вопрос и рождение «другого» ребёнка.

Информация о работе Традиции семейных отношений у представителей Китайской Народной Республики, проживающих в Еврейской Автономной области